Главная » Наши статьи и заметки » Георгий Садков. Культурная столица там-тамов

 

Георгий Садков. Культурная столица там-тамов

 

254_01_.Русский-мир_-(11)

Утро 11 сентября 2008 года. На открытии первого в стране пассажирского порта губернатор города В. Матвиенко заявила — Шагнув в море, мы выполнили нереализованные мечты Петра I. Уже в следующем году специализированный пассажирский терминал сможет принимать все круизные и паромные суда, которые прибудут в Петербург.
Проснувшиеся пассажиры Costa Mediterranea с трудом понимали, что их привезли все- таки в Россию, а не на побережье экваториальной Африки.

Праздничное шоу проходило под звуки африканских там-тамов. Актеры одетые креветками и устрицами висели на натянутой сети. Актеры, загримированные под негров, стучали в барабаны. На холодном ветру африканское шоу выглядело не только полным пренебрежением к русской культуре, но и издевательством над здравым смыслом. Авторы шоу видимо хотели показать,

254_01_.Русский-мир_ (5)

254_01_.Русский-мир_ (2)

254_01_.Русский-мир_ (3)

254_01_.Русский-мир_ (4)

254_01_.Русский-мир_ (8)

254_01_.Русский-мир_ (11)

254_01_.Русский-мир_ (9)

254_01_.Русский-мир_-(13)

254_01_.Русский-мир_-(12)

что Россия такая же колония, только вот бананы на холоде не растут. Так что не обессудьте, довольствуйтесь устрицами и креветками на борту вашего лайнера. Петр Великий за такое позорящее державу представление выпорол бы всех его создателей на конюшне, а его потомок Павел отправил в Сибирь, не позволив даже переодеться. Времена тогда были не либеральные. Императоры берегли честь своей державы.

Столь же жалко проходили вымученные городские карнавалы с неизменным отрезанием галстуков у губернатора, барышнями в кокошниках, сливающихся в едином шествии с полуголыми дамами, танцующими то, что им хотелось бы назвать бразильской самбой. Какой же карнавал без самбы! Желто- черные сотрудники Билайна следовали позади зеленоватых сотрудников Мегафона и громко ревущими мотоциклами байкеров. Все это дорогостоящее великолепие должно было привлечь побольше туристов и пополнить за их счет городскую казну от усилившегося турпотока. Однако при губернаторе Г. Полтавченко оценили это затратное мероприятие совершенно безвкусным и затратным. При нем галстуки из бережливости уже не отрезали, власть шутам даже на время карнавала не передавали и странные шествия больше не проводили. Туристы в город по- прежнему приезжают по стандартной надобности: Эрмитаж, Петропавловка, Петергоф, катание по каналам, вечером «Лебединое озеро». Туристический поток в Санкт- Петербург не дотягивает даже до таллиннского, не говоря уж о Венеции и Париже, где он в десятки раз больше.

Туристы приезжают в Россию, но в Петербурге они видят только императорскую эпоху во многом еще уцелевшую от новостроя. Великие зодчие постарались, чтобы иностранцы увидели прекрасный город. Многим уже хватает интернета для знакомства с городом и его музеями. Стоит ли ехать за уже замусоленной и не резонирующей в душе музейной культурой? Более 2-х миллионов считают, что стоит. Их встречает большой европейский город, заполненный как и их собственные города китайскими сувенирами и некоторые начинают жалеть о принятом решении. Сами китайцы побуждают открывать магазины с янтарными россыпями и академической живописью, привнося хоть какую-то специфику нашей стране. В Петербурге, разумеется, есть и остальная Россия, но отыскать ее могут только самые настойчивые и упорные.

Городские власти ,наверно, уже и не знают, что в городе есть музыканты и танцоры, способные показать настоящее искусство, а не только клюквенное и скромное по времени этновкрапление в городские праздники под все те же там-тамы. Так развлекают гостей города и в ресторанах, где еще устраивают какие-то фолк-шоу. Неужели в городе нельзя создать русский культурный центр, способный полнокровно представлять культуру 95-ти его жителей? Даже уличная музыка в народном стиле держится всего на одном гусляре-виртуозе Максиме Анухине. Неужели русские, украинцы и белорусы, составляющие по сути один народ так не интересны управленцам культуры, привыкшими жить на гранты, раздаваемые для продвижения во все сферы уже опостылевшей толерантности. Ведь для большинства путешественников до сих пор интересны люди, оберегающие свою самобытность и противостоящие своим творчеством скудости попсы Еровидения и прочего подобного. Мы говорим о тех, кто еще готов путешествовать не ради пляжей, ресторанов и дискотек, а постигать мир. Сколько угодно можно говорить о необходимости продвижения русской культуры и языка, но если гости города видят повсюду не только иностранные бренды, но и такое же отношение к сохранению национальной идентичности в области культуры, как и в торгово-развлекательных центрах, то на успехи рассчитывать не стоит. Объяснение этому есть. Во главе культурного хозяйства все больше менеджеров, умеющих считать деньги от потоков потребителей культуры так же успешно, как при расчете пассажиропотоков, но еще больший вред стране наносят пилильщики бюджетов, выделяемых на различные праздники. Их стараниями путешественники покидают наш город в состоянии близком к тому, что испытали те, кто проснулся утром и увидел в иллюминаторе креветки, ползающие в растянутых сетях под звуки там-тамов на фоне песчаной пустоши, намытой земли и губернатора, произносящую торжественную речь о выполнении заветов основателя города. «Это вам не Рио-де Жанейро!» сказал бы расстроенный космополит Остап Бендер.

Китайские сувениры дают максимальный доход торговцам, но не выполняют важной функции духовной связи со страной посещения и занимают свое место среди прочих безделушек, утратив свое главное содержание. Сувенир происходит от слова «память» в европейских языках. Какую же память о народной душе может оставлять предмет, изготовленный в совсем другой культурной среде? Это ведь не водка и не трактор, а небольшой кусочек любви, запечатленный в рукотворных и не конвейерных вещах. Принимая правила игры глобального мира, где вся власть отдана экономической выгоде, мы забываем, что у Русского мира совсем иное предназначение. Напугав врагов колоннами Армат, мы сгниваем изнутри и сдаемся оккупантам, методично и целенаправленно перемалывающим наши души.

День города во всех странах мира всегда используют для привлечения туристов. Чем ярче удаются городские праздники, тем лучше заполняются гостиницы и рестораны. В музеях и на прогулочных катерах гости оставляют еще больше денег. Если мы говорим об иностранцах, то необходимо думать и том образе страны, который они увезут к себе на родину. Если мы озабочены хоть в какой-то мере о сохранении национального духа и уважения к своей стране среди граждан России, то требуется и праздники организовывать так, чтобы не было стыдно за город, переведенный прежними губернаторами из криминальной столицы в культурную.

В этом году в День города провели несколько подобающих случаю мероприятий, а в День России вывозили газоны и деревья, оставшиеся на Дворцовой площади от закончившегося Фестиваля Цветов. Горожане с удовольствием лежали на траве неожиданно оказавшейся на главной площади Петербурга и любовались возведением большой сцены для праздника Алые Паруса. Был вечером даже концерт у здания Биржи, но люди пройдя турникеты и рамки побыстрее уходили оттуда. Что-то не нравилось зрителям на этом шоу. Скорее всего, и там перебрали с вездесущими барабанами. Праздники выпархивают из рога изобилия и уносятся в небытие, оставляя едва заметный след в душах людей гулкими отзвуками веселых заморских ритмов. Бюджеты освоены, «культура» внедрена в массы. Ждем следующих праздников?

Настоящая русская традиция — см. видео: Петербургский университет культуры и искусств Экзамен (19.06.15)

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий