Главная » Философский пароход » Игорь Смирнов. О моральном кодексе русского человека

 

Игорь Смирнов. О моральном кодексе русского человека

 

кодекс

Само понятие «Моральный кодекс» происходит от лат. codex — книга и означает свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Очевидно, авторы моральных кодексов опираются на нравственные требования, ранее выработанные обществом и принимаемые ими за эталонные, удовлетворяющие их нравственные вкусы и потребности. Естественно, разных людей, тем паче принадлежащих различным слоям общества, могут удовлетворять различные моральные нормы и потому моральные кодексы, разработанные разными авторами, могут в корне отличаться. Естественно, человек, взявшийся за столь сложное дело, должен учесть и нормы, которые в настоящее время приняты большинством членов общества и нормы не принятые им, но, по его мнению, обязательные для современника. Примерами моральных кодексов могут служить христианские Заповеди, Домострой, Моральный кодекс строителя коммунизма. Они написаны в разные времена, для разных народов и во многом различаются. По-видимому, попытки создания единого морального кодекса на все времена и для всех народов, учитывающего все жизненные ситуации обречены на неудачу — жизнь на земле многоцветна, а история — динамический процесс. Однако отдельные основополагающие, принципиальные моральные положения, применимые во все времена, всеми народами, на наш взгляд, выделить можно и нужно. В этом смысле Ж.Ж. Руссо был идеалистом, меч¬тая разработать моральный кодекс на все времена, где были бы выделены нормы всеобщие положительные и всеобщие нетерпимые, которые должен был бы соответственно принимать и отвергать каждый член общества. Увы, общество, скорее всего, никогда не будет абсолютно однородным!

Надо признать правоту тех авторов, которые утверждают принципиальную невозможность в моральном кодексе охватить всё богатство социальной практики, всё разнообразие жизненных ситуаций, но этого и не следует пытаться делать, ограничив время существования моральных норм избранным этносом, обозримым историческим периодом и выбрав адекватный критерий для их оценки. Мы будем говорить о русском народе, на современном этапе его существования, а за критерий примем православные христианские понятия добра и зла, которыми целое тысячелетие жили наши предки и которые благодаря стараниям церкви в настоящее время возрождаются. Доказательством тому служит хотя бы заявление Архиерейского собора 2008 года о несоответствии западнических прав человека Православной христианской морали.
Руководствуясь аристотелевой причинно-следственной логикой в разговоре о моральном кодексе, будем рассуждать по следующей схеме: понятие добра — смысл жизни — мораль. Не претендуя на вечность и всеобщность, постараемся представит себе необходимые нравственные требования к нашему русскому современнику и его государству.
Совершенно очевидно, что начальную школу нравственности каждый человек проходит в семье. Будем исходить из того, что семья православная, никакая мать своему ребёнку зла не желает и даёт ему добрые христианские жизненные ориентиры. Добро — всё то, что способствует жизни по христианским Заповедям. Антипод добра — зло — всё то, что препятствует такой жизни. Ввиду особой важности этих этических категорий, остановимся на них подробнее.
Добро, как известно, одно из наиболее общих оценочных понятий морали. Эта этическая категория выражает положительное с точки зрения морали значение жизненных явлений при их сопоставлении с идеалом (конечно, здесь имеет место субъективность!). Исторически, первоначально понятие «добро» совпадало с понятием «благо», что и нашло отражение в русском языке. Религиозная этика стала толковать добро, как высшую идею. Добром стали считать и человеческую деятельность по приобщению человека к идеалу. Мы будем понимать под добром именно это. Материалистическая и протестантская этика под добром понимает то, что способствует обретению материалистического счастья, максимального удовлетворения материальных потребностей человека. На таком подходе основаны широко распространённые на Западе концепции гедонизма (наслаждения), утилитаризма (выгоды), эвдемонизма (счастья). К сожалению, эти эгоистические концепции в настоящее время усиленно внедряются и в сознание русского народа!
Очевидно, добро и зло находятся в диалектическом единстве. Добро воплощается в поступках людей (благодеяниях) и личных их качествах (добродетелях). В дальнейшем речь и пойдёт о добродетелях, ибо добро приобретает социальную конкретность, когда превращается в социальные обязанности человека перед обществом, перед другими людьми и, наконец, перед самим собой. Уместно подчеркнуть, что добро и долг, понятия тесно взаимосвязанные, имеют важнейшее значение в регулировании поведения людей в обществе, выступая в виде требования, долженствования. При этом добродетель служит обобщённой характеристикой устойчивых положительных качеств личности. Это понятие выявляет деятельную форму усвоения личностью понятия добра (добродетель — делать добро!) — противоположно простому знанию принципов морали. Толкование понятия «добродетель» исторично, как и система ценностей. Так, например, в Древней Греции добродетельность связывалась с таки¬ми нравственными качествами как мужество, мудрость, умеренность, справедливость. Надо сказать, уже древние понимали, что добродетельные качества воспитываются обществом! Христианская этика, не отрицая прежних, выдвинула свои добродетели: веру, надежду и любовь. Что сопровождалось аскетизмом и отказом от земных благ. Эпоха Возрождения связала учение о добродетели с земными благами, материальным преуспеванием, потребительством. Эту идею подхватила и довела до полного абсурда буржуазная этика. Теперь в погоне за призрачным материалистическим счастьем человек совершенно забывает о морали, растлевается! Это мы и наблюдаем сегодня в России в быту, политике, экономике. В отличие от буржуазной марксистская этика считает, что добродетель отражает меру нравственного развития личности и направлена на удовлетворение социальных потребностей. Добродетелью добродетелей же русский народ всегда считал справедливость! Добродетельность может определяться только через сопоставление крайностей: мужество противостоит трусости, смелость — отваге, щедрость — алчности и т.д.
Таким образом, начальные понятия добра и зла (что такое хорошо и что такое плохо!?) ребёнку должна доступно объяснить семья и, прежде всего, мать! Очевидно, для того чтобы материнская школа нравственности оказалась эффективной, нужно чтобы сама учительница была подготовлена к своей роли. Думается, что государство, если, конечно, оно заинтересовано в воспитании высоконравственного гражданина и высшие чиновники осознают роль морали в регулировании жизни общества, должно организовать эту подготовку. Скажем, существующую, ничего кроме огромного вреда не приносящую систему регулирования семьи, переориентировать на решение этой задачи.
Понятия добра и зла, осознанные в самом начале воспитания личностью в дальнейшем приводят её к выбору смысла жизни. Поэтому вторым этапом в нашей схеме рассуждения о моральном кодексе современника является его отношение к этой этической категории.
Смысл жизни — морально-мировоззренческое представление посредством которого человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом) и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед другими людьми или перед каким-то авторитетом. В зависимости от выбора высшего блага в жизни различают следующие типы обоснования смысла жизни:
— гедонизм, когда смысл жизни связывается с наслаждением;
— прагматизм», когда смысл жизни связывается с достижением успеха;
— корпоративизм (лоялизм), когда смысл жизни связывается с принадлежностью к оп-¬
ределённой группе людей, преследующих частные интересы;
— перфекционизм, когда смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием:
— гуманизм, когда смысл жизни связывается со служением другим людям (альтруизм).
Общее отношение к вопросу о смысле жизни может быть оптимистическим, скептическим и пессимистическим. При этом признаётся или отрицается осуществимость смысла жизни. Очевидно, только гуманизм является не эгоистическим, а потому и наиболее высоко¬нравственным, прогрессивным смыслом жизни человека. При гуманистическом подходе к проблеме наслаждение, успех, верность, совершенство признаются положительными ценностями, но действительно моральный смысл они приобретают только будучи подчинёнными служению другим людям. Очевидно, нынешнему российскому обществу всеми средствами навязывается гедонизм! Неудивительно, что те, кто приносят удовольствие, отвлекают от размышлений о грустной окружающей действительности — проститутки, скоморохи-смехачи, «звёзды» театра, кино, телевидения — оцениваются много выше, чем те, кто реально приносят пользу обществу, защищая его от врагов, определяя научный и технический прогресс, оберегая здоровье людей, готовя к жизни новые поколения граждан. Ни один самый крупный профессионал учёный, военный, инженер, врач, педагог не получал дневной гонорар в три миллиона долларов как некоторые в общем-то бездарные скоморохи! Ни один из выше названных достойных служителей общества не удостаивался такого внимания СМИ как безголосые, но соблазнительные, полуобнажённые «звёзды» театра, кино, эстрады. Печальный факт! Разве с точки зрения здравого смысла такое общество можно признать нормальным!?
Избранный личностью смысл жизни определяет и его систему моральных ценностей. Моральная ценность — одна из форм проявления взаимоотношений между людьми в обществе.
Под моральной ценностью понимается, во-первых, нравственное значение, достоинство личности и её поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нор¬мы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. В самом же общем случае ценность — то, что удовлетворяет некую потребность человека. Мы здесь касаемся по боль¬шей части ценностей моральных. Очевидно, поступки людей имеют моральную значимость, поскольку затрагивают интересы других людей, укрепляют или подрывают устои общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу. Именно поэтому общество регулирует поведение людей, предъявляя к ним моральные требования. Действия человека, отвечающие моральным требованиям общества — есть для него добро, противоречащие — зло. Естественно, каждое моральное требование — явление социальное, историческое. В ценностных аспектах идеалов, принципов, добра и зла выражается отношение людей к действительности. В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание того, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка явления с точки зрения морали. Понятие добра (под¬черкнём это!) является критерием оценки самых разнообразных (практически всех) человеческих поступков. Кстати, именно ценностная сторона нравственного сознания является причиной того, что мораль называют практическим сознанием, а этику — практической философией или философией жизни. Признание особой важности этого раздела философии про¬является хотя бы в том, что во многих учебниках прогрессивных авторов первые главы по-священы философии жизни!
Моральные нормы вырабатываются обществом, личность же имеет некоторую свободу выбора в пределах выработанных обществом моральных норм и нравственных ценностей. Таким образом, моральный облик личности определяется её выбором. Выбор, сделанный большинством членов общества, в свою очередь определяет моральный облик общества. Организует и направляет жизнь современного общества государство. Оно же определяет и моральный кодекс, пропагандирует его всеми доступными на данном этапе средствами, внедряет в сознание своих граждан, наказывая их за нарушения и поощряя за успехи. Ведь нравственное воспитание (как, впрочем, и всякое иное) есть обучение правилам и нормам, а методов воспитания кроме «кнута и пряника» пока не придумано.
Если начальную школу морального воспитания — умение различать добро и зло — человек проходит в семье, то определение смысла жизни и выбор системы ценностей (моральных качеств личности) он должен сделать с помощью государства (школы, средств массовой коммуникации). Моральный выбор человека чрезвычайно важен для общества. Выбирая мораль, он не только удовлетворяет свои духовные потребности, но и живёт (действует) в соответствии со сделанным выбором, то есть оказывает соответствующее влияние на жизнь других людей, вносит комфортность или дискомфорт в общественную жизнь!
Какие же моральные принципы на наш взгляд должны быть положены в основу построения русского государства?
I. Активность граждан. Принцип вытекает из выбранного нами типа государства — демократия (первоначально-власть народа). Пассивность граждан в первых древнегреческих демократиях характеризовалась понятием IDIOTOS. Смысл современного слова «идиотизм» заключается в неумении, нежелании управлять собой и прекрасно характеризует пассивность наших современников!
2.Гуманизм — нравственный принцип, в основе которого лежит убеждение в безграничной возможности человека к самосовершенствованию, требование зашиты достоинства человека и его права на счастье.
З.Единство слова и дела — моральный принцип, выражающийся в требовании честности, порядочности, стойкости в исполнении долга.
4.Долг — характеризует отношение личности к обществу, причём личность выступает как активный носитель определённых нравственных обязанностей перед обществом. Категория долга тесно связана с понятиями ответственность и совесть.
5.Коллективизм — принцип наиболее соответствующей общественной сущности чело¬века. Этот принцип выражается формулой: «Поступай так, чтобы твой личный интерес сочетался с коллективным! Общественный интерес выше личного!»
б.Миролюбие — принцип основывается на признании человеческой жизни высшей социально-нравственной ценностью и утверждающий поддержание и укрепление мира как идеал отношений между людьми, народами и государствами.
7.Дружба — межличностные отношения, основанные на общности интересов и взаим¬ной привязанности. Дружба близка к понятиям родства, товарищества и любви.
8.Патриотизм — характеризует чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите.
9.Справедливость — выражает не ту или иную ценность, благо, а их соотношение и конкретное распределение между индивидуумами; должный порядок человеческого обще¬жития, соответствующий представлению о правах и обязанностях человека, соотношение между деяниями и воздаяниями.
10.Терпимость — предполагает уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.
11.Уважение — признание человеческого достоинства личности.
Какими моральными качествами должен обладать человек-гражданин нашего государства?
— Идейность — характеризует приверженность человека идеям добра, справедливости, совести, гуманизма, исходя из чего, он и выбирает жизненные цели и совершает свои поступки.
— .Принципиальность — верность идее в убеждениях и последовательное проведение этой иди в жизнь.
— Самоотверженностъ — характеризует действия, представляющие собой акт самопожертвования ~ добровольное принесение в жертву своих интересов, а иногда и жизни ради интересов других людей, достижения общих целей или дорогих идеалов.
— Сознательность — означает выбор человеком поступков и жизненной цели на основе понимания и добровольного принятия нравственных требований, коренных интересов людей и социально-исторических законов развития общества.
— Убеждённость — уверенность в собственной правоте. Способствует развитию волевых качеств: мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности идеалам.
— Честолюбие — социальное чувство, связанное с желанием приобрести признание окружающих. В отличие от тщеславия не связано только с личными амбициями.
— Чувство нового — положительное моральное качество противоположное косности.
— Чуткость — характеризует отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям и чувствам.
— Верность — качество, характеризующее постоянство по отношению к людям и делу, в исполнении долга, в приверженности избранным принципам и идеалам.
— Искренность — выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он действительно верит, действует ради тех соображений, в которых он готов признаться самому себе. Антипод искренности — лицемерие.
— Правдивость — качество человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от самого себя и других людей действительное положение дел. Правдивость по¬рождает доверие между людьми.
— Честность — выражает одно из важнейших требований морали. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убеждённость в правоте своего дела, искренность, признание и соблюдение прав других людей на то, что им принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие, коррупция.
— Достоинство — характеризует отношение человека к самому себе, его самооценку. Представление о достоинстве исходит из равенства всех людей в обществе. Чувство собственного достоинства неразрывно связано с гордостью за заслуги перед обществом. Ложная самооценка может привести к нарциссизму или к комплексу неполноценности.
— Благородство — нравственная стойкость и самоотверженность в служении людям, способность подниматься над эгоистическими устремлениями, совершать бескорыстные по¬ступки.
— Вежливость — характеризует уважительное отношение к людям, ставшее нормой поведения.
— Великодушие — способность простить грешника, самопожертвование ради интересов других, гуманное отношение к поверженному противнику.
— Взаимопомощь — неотъемлемая часть коллективизма.
— Гордость — отражает высокую оценку человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг перед обществом. Гордость своей Родиной порождает чувство патриотизма.
— Милосердие — сострадательная и деятельная любовь к людям, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся. Соединяет переживание чужой боли как своей и порыв к реальной помощи.
— Самолюбие — выражает отношение человека к себе как личности, проистекающее из признания своего достоинства. При требовательном отношении к себе и верной самооценке качество, безусловно, положительное, поскольку побуждает к преодолению трудностей и защите своего достоинства.
— Самоотверженность — характеризует возможность добровольного принесения в
жертву своих интересов, а иногда и жизни ради интересов других людей, достижения общей
цели} дорогих идеалов.
— Скромность — проявляется в непризнании человеком никаких своих исключительных достоинств или прав, добровольное подчинение требованиям общественной дисциплины, ограничении своих потребностей в соответствии с существующими в обществе условия¬
ми жизни народа, критическое отношение к своим достоинствам.
— Сочувствие — одна из форм человеколюбия. Отношение к человеку, основанное на признании его потребностей и интересов. Выражается в понимании чувств и мыслей другого человека и оказании ему моральной поддержки. Это фундаментальное качество человека как общественного существа.
— Человечность — включает такие частные качества как: благожелательность, уважительность, великодушие, самопожертвование, скромность, честность, искренность.
— Трудолюбие — характеризует количество и качество общественно полезных результатов деятельности.
— Выдержка — самообладание личности, умение подчинять свои действия поставленной цели, способность преодолевать трудности, контролировать свои чувства.
— Мужество — воплощение твёрдости характера, верность идеалу и самому себе при таком столкновении с несправедливостью или опасностью, которые угрожают жизни и благополучию человека. Включает смелость, стойкость, выдержку, самообладание, самоотверженность.
— Смелость ~ способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности, опасения перед трудностями. Предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность выбранному идеалу вопреки враждебным обстоятельствам, откровенное высказывание своего мнения, особенно когда оно противоречит санкционирован¬ному властью, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости.
— Совесть и стыд. Стыд — важнейшее проявление нравственного самосознания личности. Моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов поведения и моральных качеств. Это своего рода неприязнь к самому себе, гнев на самого себя. Стыд — это антипод гордости. В отличие от Совести он носит внешний характер. Стыдясь чего-либо, человек оценивает себя со стороны. Стыд является важным регулятором по¬ведения людей, основанным на общественных моральных нормах. Пробуждение чувства стыдливости’ в своих гражданах — важнейшая задача государства. К большому сожалению, нынешнее российское государство успехами в решении этой задачи похвастать не может! Стыд по определению В.И. Даля — суть внешнее проявление Совести, внутреннего судьи каждого нормального человека, который всегда присутствует рядом и всё знает о подопечном. В этом смысле Совесть тождественна понятию Бог. Этот неусыпный внутренний контролёр постоянно оценивает деятельность человека на предмет её соответствия моральным нормам, наказывая в случае их нарушения мучениями Совести, а при необходимости, поощряя чувством гордости. Стыд и Совесть связаны неразрывно. Человек, лишённый чувства Стыда лишен внутреннего контролёра. Общество же утратившее Стыд и Совесть теряет важнейший рычаг управления. Известно, что до появления римского права человеческое общество неплохо управлялось законами морали под контролем исключительно людской Со¬вести. При этом не требовались такие государственные институты как полиция, прокуратура, суд и система исполнения наказаний. Сегодня мы являемся свидетелями того, как в результате утраты морального регулятора жизни в России, несмотря на значительное увеличение аппарата насилия, преступность неизмеримо возросла в сравнении с царскими и советскими временами. Административный регулятор явно не справляется со своей задачей! Однако государство не заботится о возрождении регулятора нравственного. На вопрос: почему? — пусть ответит сам читатель!
В этой краткой статье не ставилась задача детальной разработки морального кодекса русского человека XXI века. Автор только попытался обратить внимание читающих и мыслящих сограждан на важность проблемы, наметить возможные пути её решения и указать на наиболее значимые, по его мнению, моральные качества, которых всем нам сегодня так не хватает. В статье совершенно не рассматривались моральные качества личности, по мнению автора, вредные обществу.
Решение проблемы восстановления морального регулятора жизни российского общества видится в детальной разработке морального кодекса русского человека, широком его обсуждении в СМИ и дальнейшем принятии на всенародном референдуме. На следующем этапе государством должна быть принята комплексная программа воспитания высоконравственного человека и жёсткого контроля за исполнением моральных законов всеми без исключения гражданами России.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий