Главная » Русское здоровье » Из истории медицины в России…

 

Из истории медицины в России…

 

75452346_vallotton_felix_9pic122

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине, существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. В качестве учебников использовали различные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды, а также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы врата» и различные другие, которые были дополнены комментариями отечественных переводчиков).

Аптекарский приказ, согласно указаниям царя, должен был организовывать заготовку лекарств. Главным образом это растительные лекарства.

Лекарственные зелья население получало в рынках, зеленых рядах. В дальнейшем царским указом в Москве были организованы 2 аптеки. В 1581 г. – только для царя и его близкого окружения, а вторая аптека, организованная 20 марта 1672 г. – «для людей и всяких чинов». Третья аптека была открыта в 1682 г. – при первом гражданском госпитале у Никитских ворот. В Московские аптеки были приглашены зарубежные фармацевты (Френч Якоби и т. д.).

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось различными путями. С самого начала лекарственное сырье завозили из Англии. Одновременно с этим некоторые материалы закупали в торговых рядах. Например, сало свиное на пластырь – в мясном, различные целебные травы и ягоды – в зелейном ряду, серу горючую и смолу черную – в москательном ряду. Существовала еще так называемая ягодная повинность: к воеводам в разные концы Руси отправлялись царские указы, которые предписывали собирать различные травы, которыми славятся эти земли, для Государевой аптеки. Так, например, из Коломны везли корень черной чемерицы, из Костромы – можжевеловые ягоды, из Астрахани и Воронежа – солодовый корень и т. д. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюремное заключение. Еще одним способом снабжения аптек лекарственным сырьем был завоз их иностранцами. Так, еще в 1602 г. аптекарь Джеймс Френч привез с собой из Англии очень ценный по тем временам запас лекарств. Эти лекарства были самыми лучшими по тем временам. Когда завезенные запасы истощались, сырье закупалось или выписывалось из других стран – из Англии, Голландии, Германии и т. д.

Надо сказать, что обычно лекарства выписывались из-за границы, но потом все больше применялись народные средства. Наряду с растительными средствами применялись и экзотические, такие, например, как рог единорога в порошке, сердце оленя, порошок из молодых зайчат в вине, «камень безуй» (его находили на берегу моря) и т. д. Также имел место здоровый образ жизни: применении пихты, сосны от цинги, соблюдение чистоты, баня, которая была панацеей от многих болезней.

Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители все-таки предпочитали народных целителей. Во-первых, население им больше доверяло, во-вторых, это было гораздо дешевле, чем лечиться у докторов.

Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар».

Как видно с самого начала вхождения европейской медицины, в Россию ей не особенно доверяли, отдавая предпочтение народным целителям, совмещавшим в себе врача и аптекаря. Монастыри, обустраивая больницы, заботились не только о здоровье духовном. Там так же использовались методы народной медицины, потому как иностранные врачи работали только в столичном Аптекарском приказе.

Так, в 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты (надо сказать, что эти палаты сохранились до наших дней). До наших дней сохранились и больничные палаты, которые были построены при Кирилло-Белозерском, Новодевичьем и других монастырях. Надо отметить, что монастыри в Московском государстве имели очень важное оборонное значение.

Дело в том, что во время вражеских нашествий на базе больничных палат при монастырях разворачивали временные военные госпитали, в которых занимались лечением раненых. Надо сказать, что лечение и содержание больных во временных госпиталях осуществлялось за счет государства, хотя и не входило в ведение Аптекарского приказа. Это одна из отличительных черт русской медицины XVII в.

Обратим внимание на гражданские больницы. Как уже было сказано выше, боярин Федор Михайлович Ртищев организовывал в своих домах в Москве богадельни, которые можно считать первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. Заметим, что лекарства выдавались для этих больниц из Государевой аптеки. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух «шпитален» (т. е. больниц), которые обслуживали гражданское население. Помимо лечения больных, в этих учреждениях также обучали лекарскому делу. В том же 1682 г. была учреждена в Москве Славяно-греко-латинская академия. Что же касается военных больниц, то первая из них была открыта в 1656 г. в городе Смоленске.

В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые начали занимать доминирующее положение. За границей получали медицинское образование выходцы из России и оставались там на длительную практику. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных медиков. Например, в 1621 г. в Москву прибыл Артемий Дия. Он написал большое количество работ по медицине. Многие из этих работ были напечатаны в Париже.

Также в России работали такие зарубежные врачи, как Лаврентий Блюментрост, Роберт Якоб. Отечественные врачи также ездили за границу для обучения. Среди тех, кто успешно прошел обучение, а также защитил за границей диссертацию, можно отметить П. В. Постникова. Он получил звание доктора медицинских наук в Падуанском университете, в Италии. Надо сказать, что Петр Постников был даже ректором Падуанского университета. В 1701 г. Постников вернулся в Россию и был зачислен в Аптекарский приказ.

К сожалению, Петр Постников, вернувшись в Россию, не смог заниматься медициной и физиологией (это его любимая отрасль медицины), поскольку служил российским дипломатом во Франции, Англии и Голландии. Он закупал книги, хирургические инструменты, контролировал обучение российских студентов за рубежом.

Также можно отметить Георгия из Дрогобыча. Он получил звание доктора медицины и философии в Болонском университете, а также написал сочинение «Прогностическое суждение 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», которое было издано в Риме. В одно время (1481–1482 гг.) он был ректором Болонского университета. Читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.), работал в Венгрии (1482–1485 гг.). В 1512 г. Франциск Скорина из Полоцка получил звание доктора медицины в Падуанском университете. Затем он работал в Кенигсберге, Праге, Вильне. Так в Россию пришла медицина вобравшая в себя множество знаний из трудов средневековых алхимиков и античной медицины подобных «Аристотелевым вратам».

Георгий Садков

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий