Алексей Рыбников

 

рыбников1Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 в Москве в творческой семье — его отец был скрипачом, а мать — художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, — кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова — фантазия «Багдадский вор» написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения — Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века — Арамом Хачатуряном, который предложил Алеше заниматься в его классе.
Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре.
В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность.
В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы.
Несмотря на то, что период 60-70х годов, в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.
Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом. С 1979 Алексей Рыбников — член Союза кинематографистов. За четыре десятилетия в кинематографе, Рыбниковым написана музыка более чем к сотне фильмам. Несмотря на общее, действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам:
— «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;
— «Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова — песни, прозвучавшие в фильме (на тексты Игоря Кохановского), получили моментальную известность;
— «Приключения Буратино» (1975). После выхода на экраны фильма про Буратино, был выпущен музыкальный альбом и пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали; всего за год продали миллион виниловых дисков;
— «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева;
— «Вам и не снилось…» (1980), режиссер-постановщик Илья Фрэз;
— «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;
— «Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;
— «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) — фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;
— «Дети из бездны» (2000) — режиссер Павел Чухрай;
— «Звезда» Николая Лебедева — фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а также Государственную Премию РФ.
Спекталь «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова — традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта — идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского — «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.
Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера — в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
рыбников2Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова — «Литургия оглашенных» — создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света… Опера была поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.
Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной» (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко
и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора — «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть — воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь — (Вторая часть — оплакивание всех погибших), в Третьей части — ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни — в Четвертой части.
В 2005 г. Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным концертом в концертном зале им П.И.Чайковского. Дирижер — Марк Горенштейн
В 2005г. театр Алексея Рыбникова представил мюзикл — «Буратино» в Театре на Серпуховке. совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова представил премьеру VJ шоу «Красная шапочка» на сцене концертного зала «Мир».
В 2007 году театр Алексея Рыбникова представил в концертном зале «Мир» мюзикл для всей семьи «Буратино» совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как несмотря на «мертвый сезон» за лето прошло 120 спектаклей.
В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения — Concerto Grosso «Синяя птица» — работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века — времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов.
В январе 2008 «Красная шапочка» была представлена в клубе «Эльдар» у Эльдара Рязанова. Осенью 2008 театр Алексея Рыбникова представил на сцене концертного зала «Мир» — рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» при участии Дмитрия Колдуна, Светланы Светиковой, Игоря Сандлера, Дмитрия Четвергова и Валерии Ланской.
29 февраля 2000г. в легендарной пятой студии Дома звукозаписи прошла премьера сцен из музыкальной драмы Алексея Рыбникова «Оперный дом» в исполнении симфонического оркестра «Молодая Россия» и камерного хора радио под управлением дирижёра Марка Горенштейна…
В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона» и «Авось», премьера которой прошла с грандиозным успехом 3 июля 2009 г. Уже на протяжении 4 лет «Юнона и Авось.Авторская версия» с успехом идет на лучших сценах России и зарубежья.
Осенью 2012 г. театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль «Аллилуйя любви» в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам). Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками. Спектакль стал презентацией двух номеров из планирующейся к постановке оперы Алексея Рыбникова «Живые картины времен Александра I по роману «Война и мир» графа Льва Толстого .
Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью — Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими организациями. Среди последних событий — присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф».
30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмам, ставшим легендарными. В программе выступил также солист Дмитрий Илларионов (гитара), артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова (Театр Алексея Рыбникова). Ведущая концерта — Нара Ширалиева, режиссёр — Сергей Капков. Зал чествовал композитора бурными овациями. Те, кому не удалось попасть в концертный зал, смогут увидеть концерт в эфире телеканала «Культура».
2013 г. стал плодотворным для Алексея Рыбникова, так как композитор готовит к постановке оперу «Живые картины времен Александра I по роману «Война и мир» графа Льва Толстого .

 

Сочинения:

 

Голубая планета(Большое космическое путешествие)

Гроза (Через тернии к звездам)

Лестница в небо (Тот самый Мюнхаузен)

Летнее настроение

Музыка из к/ф  «Сказка о звездном мальчике»

Тема «Русь» из фильма «Русь изначальная»

Финал. Музыка любви. Из к/ф «Вам и не снилось»

Цветы. Через тернии к звездам

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий