Ансамбль Покровского

 

ансамбль покровскогоВ начале 70-х ХХ века это имя было своеобразным паролем, пропуском в новый мир альтернативной музыки; в 80-e не знать Ансамбль Покровского уже было просто неприлично, человек, не бывающий на его концертах не мог считаться интеллигентным и современным. Непривычный, дикий, природный звук, странные, свободные ритмы, ощущение мощной энергетики, идущей со сцены в зал — завораживали, в корне меняли привычное тогда отношение к фольклору, как к чему-то музейному и скучному. Оказалось, что народная, традиционная музыка — вполне современна. Выяснилось, что в ней есть игра, есть импровизация, есть жизнь!

Неужели до этого не было народного пения на сцене?

Такого — не было. Были многочисленные, практически неотличимые друг от друга «академические народные» хоры и солисты, поющие песни, стилизованные в народном духе.

Появление в 1973 году Ансамбля Покровского способствовало началу активного молодёжного фольклорного движения. В 90-х гг увлечение народной музыкой достигло своего апогея, и количество фольклорных ансамблей и студий по стране перевалило за десятки сотен. (Сейчас коллективы, созданные по модели Ансамбля Покровского, существуют не только в России, но и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США)

А Покровский со своим Ансамблем уже был далеко впереди: создав мощнейший импульс этой волны, он искал новые пути.

Ансамбль Покровского первым объединил фольклор и джаз в совместных импровизациях с Алексеем Козловым и Владимиром Резицким, сотрудничал с Питером Гэбриэлом, записал первую русско-американскую пластинку со знаменитым ансамблем Пола Уинтера, в которой афро-бразильские ритмы и джазовые рифы органично вплетаются в ткань русских песен. Создавая особую звуковую среду, он смог как нельзя более органично войти в ткань драматических спектаклей Юрия Любимова, Сергея Юрского, Льва Додина. И, наконец, именно Ансамбль Покровского сумел поставить народную музыку на один уровень с классической, выступая в Бруклинской Академии музыки, Карнеги-холле, Сиднейской опере, Венской филармонии, на самых престижных музыкальных фестивалях.

ансамбль покровского2Ведь Ансамбль Покровского никогда не был коллективом чисто фольклорным, тем более этнографическим. Он раздвигал тесные рамки общепринятого деления музыки на «высокую» — академическую и «низкую»- народную. Подтверждением этому была знаменитая «Свадебка» Игоря Стравинского, записанная Ансамблем в 1994г. Абсолютно новаторское решение стало тогда музыкальной сенсацией.

Когда в 1996г. случилось непоправимое – умер Дмитрий Покровский, его артисты смогли сохранить уникальный коллектив.

В Ансамбле Покровского создана особая исполнительская школа, в корне отличающаяся от до сих пор существующих. Эта школа, основанная на принципах и технологии народного звукоизвлечения, открывает любому человеку путь к такому пению. Артисты Ансамбля занимаются целенаправленными и систематическими исследованиями, серьёзно изучают исполнительские техники и стили в разных традициях народного пения — и не боятся экспериментировать.

Ансамбль Покровского даёт концерты и продолжает экспедиционную работу. Зная уникальные возможности коллектива, с ним сотрудничают и пишут специально для него музыку многие интересные современные композиторы – В. Мартынов, А.Раскатов, В.Николаев… При этом к каждому исполняемому авторскому сочинению Ансамбль подходит через осмысление его как части традиционной культуры в жанровом и стилевом отношении, допускающей определённую долю импровизации и личностного отношения.

Каждая программа Ансамбля (а их у него в репертуаре много!) – в своём роде небольшой спектакль, идёт ли речь о классических произведениях, духовной или о песенно-обрядовой музыке.

-Хотите поколядовать в новогодний вечер, поучаствовать в крещенских гаданиях, поиграть в страшные святочные игры, купить коня на масленичной ярмарке, покумиться на троицу, побывать гостем на свадьбе?

-Или вас привлекут необыкновенные по своей красоте, мудрости и поэтичности духовные стихи и былины?

— Любите ли вы народные романсы?

-Как вы смотрите на то, чтобы отправиться на поиски фольклорных корней авангардной музыки? -А может быть, вы хотите заглянуть в балаган на праздничной площади и послушать, например, сказки Пушкина, причём сразу две одновременно?

Значит, вам сюда! Программы Ансамбля Покровского подкупают сочетанием научной достоверности и импровизационной свободы, пестроты экзотических тембров и выверенности их созвучия, а подход к материалу и манера исполнения обладают более чем тридцатилетним запасом прочности.

С артистами Ансамбля можно встретиться также в спектаклях Юрия Любимова, Валерия Фокина, Владимира Мирзоева, услышать их голоса за кадром во многих фильмах и телепередачах.

В 1998-20012гг, благодаря поддержке Юрия Петровича Любимова, Ансамбль был Творческой мастерской Театра на Таганке.

В сентябре 2012 коллектив стал подразделением Москонцерта.

Русская традиционная и новая музыка в неповторимом исполнении Ансамбля Покровского звучит в Австралии и Японии, США и Италии, Финляндии, Голландии, Англии, Германии… Диски Ансамбля выпускаются и переиздаются в России, Европе и Америке.

ансамбль покровского3В знаменитых академических залах Берлинской и Токийской филармоний Ансамбль Покровского стал первым исполнителем народной музыки. Классические произведения он поёт вместе с прославленными дирижёрами и коллективами, участвует в новых проектах Лондонской Королевской Оперы. На джазовых фестивалях в Испании и Израиле выступления Ансамбля Покровского соседствуют с концертами Пэта Мэтини и “Swingle singers”…

Один из основных принципов Ансамбля Покровского – это искреннее уважение к публике, которая заслуживает того, чтобы с ней говорили на-равных, а не только постоянно развлекали. Ансамбль не боится показывать зрителям музыку настоящую – народную и авторскую, сложную и лёгкую, непривычную и родную, серьёзную и весёлую. Слушая её, человек чувствует непосредственную причастность к своей собственной живой и близкой великой истории и культуре.

Ансамбль Покровского трудно с кем–либо спутать. Он до сих пор такой — единственный и неповторимый в современном музыкальном пространстве.Уникальность его не только в виртуозном владении разными фольклорными певческими стилями, но и в естественном соединении их с современной музыкальной культурой, в умении создать из традиционной музыки – новую, а из авторской — музыку народную

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий