Главная » Краеведение » Краеведение: история изучения краеведения в России

 

Краеведение: история изучения краеведения в России

 

 241_02_.Русский-мир

Термин «краеведение» появляется в нашей стране в 1914 г. Его трактовка изменялась в различные годы.

В 20-е гг. XX в. краеведение понимали как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам.

В 60-е гг. XX в. краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию края.

В 80-е гг. XX в. было принято такое определение: краеведение — это всестороннее познание определенной территории (части страны, района, города или рабочих поселений) местными жителями, для которых она является родным краем. Под всесторонним познанием края понимали изучение природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В настоящее время существует следующая трактовка этого термина. Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Рассматривая краеведение, необходимо отметить его несколько разновидностей (рис. 1), а также комплексное географическое краеведение, изучающее взаимосвязи природных и социальных явлений.

Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов во все времена были люди,хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества.

Рис. 1. Виды краеведения

Рис. 1. Виды краеведения

Первое педагогическое обоснование идеи изучения краеведения получили, скорее всего, в трудах чешского педагога и общественного деятеля Я. А. Коменского (1592-1670).

241_04_.Русский-мир

Рис. 2. Ян Амос Коменский

В нашей стране сведения краеведческого характера нашли отражение в летописях, государственных документах. В середине XVI в. были опубликованы первые описания областей России.

Одно из первых топографических описаний было дано инспектором гимназии Академии наук Л. Банмейстером в труде «Известия, служащие для полного географического описания Российской империи» (1771 — 1803). Это было описание Тульской провинции, входившей тогда в состав Московской губернии.

Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. делает М. В. Ломоносов. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору образцов горных пород и минералов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.

Выдвинутая М. В. Ломоносовым (рис. 3) идея всестороннего обследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией.

Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.).

Эти мысли также развивал русский писатель и общественный деятель начала XVIII в. Николай Иванович Новиков(1744-1818) (рис. 4). В статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слушать и чувствовать».

Во второй половине XIX в. в России сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Императорское русское географическое общество, которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.

241_05_.Русский-мир

Рис. 3. Михаил Васильевич Ломоносов

241_06_.Русский-мир

Рис. 4. Николай Иванович Новиков

В 1862 г. российский педагог Николай Христианович Вессель (1837-1906) предложил ввести в школе специальный учебный предмет «Отчизноведение». В его содержание он включил элементы местной географии, естествознания и истории.

На основе «отечествоведения» и «отчизноведения» возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на изучение своей местности.

Четкое определение «родиноведения» как особого направления в школьном обучении географии дал впоследствии известный методист географии А. Соколов. Он писал: «Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями» (т. е. «родиноведение» — по существу «краеведение» в современной трактовке).

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К. Д. Ушинского (1824-1870) (рис. 5).

В основе идей Ушинского о народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий (родиноведческий) принцип.

К. Д. Ушинский считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности — уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Идеи К. Д. Ушинского об использовании краеведческого принципа в обучении получили конкретное воплощение в его учебных книгах для детей «Родное слово» и «Детский мир». В предисловии ко второй части «Родного слова» указывалось на необходимость развивать у детей «инстинкт местности», т. е. знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту «способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни» необходимо, прежде всего, прививать в процессе обучения географии.

241_07_.Русский-мир

Рис. 5. Константин Дмитриевич Ушинский

Под влиянием К. Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на родиновсдческом принципе. Так, в 1860 г. вышел первый выпуск «Уроков географии», созданный известным методистом, последователем учения

К. Д. Ушинского — Дмитрием Дмитриевичем Семеновым (1835- 1903). К 1862 г. вышли все три выпуска этого издания, которому К. Д. Ушинский дал высокую оценку. «Уроки географии» положили начало созданию других учебников родиноведческого направления в русской школе.

В 1862 г. был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения — «Учебник всеобщей географии». Его автором был Порфирий Николаевич Белоха. В третьем издании (1867) этого учебника содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее поддерживал Л. Н. Толстой.

Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Вессель (Местный элемент в обучении // Учитель. 1862. № 17-19) и Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в «Родное слово. Книга для учащихся» (1864). В 1864 г. Д. Д. Семенов издает «Педагогические заметки для учителей». Это по существу первая сводная методика географии. В «Педагогических заметках» была сформулирована идея, определяющая содержание родиноведческого принципа в преподавании: «Лучше всего начинать преподавание географии с окрестностей той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия о различных явлениях природы и географических терминах, не заучивая наизусть книжных определений…»

На уроках Д. Д. Семенов рекомендовал применять беседу, в которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения близких и знакомых явлений с незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, он разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. «Основные понятия о земном шаре, — писал Д. Д. Семенов, — дитя усваивает из собственного наблюдения: глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором он живет».

В XIX в. теоретические вопросы краеведения получили широкое отражение в научных работах и методических рекомендациях Э. Ю. Петри (1854- 1899) (рис. 6), С. П. Аржанова и др.

В конце XIX в. выходили и другие родиноведческие учебники. Однако развитие краеведения в эти годы шло стихийно. Его успехи зависели прежде всего от наличия в школе учителя, развивающего эти идеи. Кроме того, в 1870-1890-х гг. в школах все больше стали насаждаться методы преподавания, связанные с зубрежкой номенклатуры. География превратилась в сухой предмет.

Идеи краеведения снова ожили накануне Первой мировой войны. Краеведческий принцип стал отражаться в учебных программах и учебно-методических пособиях по географии. В младших классах был введен предмет «Родиноведение». В объяснительной записке к программе этого курса указывалось, что его цель: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью… курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы «Родиноведения» должны быть различны».

На I Всероссийском съезде учителей географии, состоявшемся в Москве весной 1915 г., школьное краеведение в преподавании было признано необходимым методическим средством.

В советский период установка на изучение учащимися окружающей их природы и жизни родного края, на широкое использование краеведческого материала на всех этапах обучения была заложена в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в декларации «Основные принципы единой трудовой школы».

Немалую помощь в организации краеведческой работы в школах оказывали издававшиеся в те годы методические пособия и журнал «Краеведение», а также всероссийские конференции по краеведению, состоявшиеся в 1921 — 1930 гг.

241_08_.Русский-мир

Рис. 6. Эдуард Юрьевич Петри

Вопросы краеведения получили отражение в постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах». В нем указывалось на необходимость знания карты и основных элементов физической и экономической географии СССР как в целом, так и каждой республики, края и области. В постановлении отмечалась также необходимость введения в учебные программы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории важнейших знаний, касающихся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также элементов краеведения (природные особенности, промышленность, сель- скос хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.). Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» каждому краю и области предоставлялось право издания краеведческой учебной книги для начальных школ.

В конце 50-х и начале 60-х гг. XX в. в соответствии с задачами практического осуществления связи обучения с жизнью и политехнической подготовкой учащихся были пересмотрены учебные программы по географии. Новые программы были целиком построены на краеведческой основе. В программы по курсам физической и экономической географии СССР впервые была включена специальная тема «Своя область (край, АССР)». Включение в программу этой темы послужило основой для широкого развития краеведческой работы в школах. Были созданы местные учебные пособия, а в ряде областей РСФСР и союзных республик — и специальные атласы родного края. Все это, несомненно, усилило роль и значение географии в системе политехнического образования и укрепило связь обучения с жизнью.

В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большую роль сыграли труды ученых — географов и методистов А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и др. В работах этих ученых рассматривались вопросы организации краеведческой работы, методы и приемы изучения исторических особенностей, природных и социально-экономических условий родного края.

А. С. Барков (1873-1953) (рис. 7) — географ, доктор географических наук, академик Академии педагогических наук РСФСР. Большое внимание в своей работе уделял краеведческой работе. По его инициативе при АПН РСФСР в 1946 г. была организована комиссия по школьному краеведению, в задачу которой входила научная разработка содержания, методов и организации краеведческой работы и ее обобщение.

241_09_.Русский-мир

Рис. 7. Александр Сергеевич Барков

А. А. Половинкин (1887-1955) (рис. 8) — доктор географических наук, профессор. Он отстаивал идею о необходимости перенесения большей части занятий со школьниками по естествознанию на природу. Пропагандировал школьное краеведение. «Нам нужно изучать физическую географию своего края, — писал А. А. Половинкин, — во-первых, для того, чтобы знать и понимать окружающее, а во-вторых, чтобы через изучение географических объектов своего края лучше понимать физическую географию всякой другой страны и всего земного шара».

О большом значении краеведения для преподавания географии говорил Владимир Петрович Буданов (1872-1940) — географ, методист, автор одного из первых в России пособий по методике преподавания географии, учебных пособий по физической географии. Он писал, что «конкретное, лично и в натуральную величину изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в делах познания воображаемого (лично не наблюдаемого), далекого».

Как одно из конкретных условий правильной постановки преподавания географии выдвигал школьное краеведение Н. Н. Баранский. В его фундаментальную работу «Методика преподавания экономической географии» включена специальная глава, в которой говорится о содержании географического краеведения, о значении краеведческого подхода и о мерах по усилению его в преподавании географии.

241_10_.Русский-мир

Рис. 8. Александр Александрович Половинкин

Н. Н. Баранский пишет: «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». При этом краеведение в процессе обучения географии позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Он указывает на две категории связей преподавания географии с краеведением: в виде приводимых учителем примеров из местной природы и местного хозяйства и в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. При этом Н. Н. Баранский предупреждает, что «использование примеров из местной жизни — дело очень простое, но организация школьного краеведения — дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкое».

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий