Марина Спирина: «Всегда на Руси народные мастера были предпринимателями»

 

высшая школа народных искусствЛетом 2005 года на вопросы редакции ответила первый проректор Высшей школы народных искусств (института), кандидат исторических наук, заслуженный учитель России Марина Юрьевна Спирина

— Марина Юрьевна, что из себя сегодня представляет Высшая школа народных искусств как российский вуз?

Высшая школа народных искусств — уникальное учебное заведение. Это первый и единственный вуз, в котором готовят специалистов высшей квалификации в области традиционного прикладного искусства. Здесь воплощена в жизнь система непрерывного профессионального образования: в одном учебном заведении объединили среднюю школу, колледж и вуз. На первом курсе сейчас учатся 80 девушек и 16 юношей. Ежегодно мы планируем набирать по 30 чел. в вуз и колледж и 10-15 чел. в школу.

Напомню, что Высшая школа народных искусств располагается в историческом здании, построенном в 1911 г. специально для Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны. В здании 5 этажей полезной площадью 3 053 кв. метра. В нем 27 аудиторий, большинство из которых рассчитаны на 5-6 студентов. Вузовские группы состоят из 4 чел., колледжа — 6-8 чел. Классы средней школы формируются по 10 учащихся, поэтому работать приходится, так сказать, со «штучным товаром». Уникальность заведения в том, что 50 преподавателей обучают 134 студента. Государством мы призваны выпускать высококлассных специалистов, профессиональное образование которых начинается в возрасте от 13 до 19 лет. Они выходят во взрослую жизнь в 21-23 года. В средней школе в этом году учились петербургские школьники. Но с 1 сентября 2005 года начинает работу интернат, куда уже прислали заявления родители детей из Архангельской, Владимирской, Новгородской, Пермской областей, Карачаево-Черкесской республики. В Высшую школу народных искусств направляются жители тех регионов и мест, где традиционно занимались народными промыслами, но из-за распада предприятий и отсутствия профильного вуза в системе российского образования у них фактически не было будущего. В своей массе художественные промыслы сейчас функционируют как производители сувенирной продукции, в том числе, корпоративных сувениров. Часть предприятий перешла в частные руки. Новые владельцы пока не ощутили жизненной потребности в создании социальных механизмов, позволяющих возобновлять рабочие кадры. Не хотелось бы углубляться в эту больную для думающего русского человека тему.

— Есть ли своя цена у народного искусства?

Да, есть, только ее трудно выразить в денежном отношении. Это — цена душевного здоровья, красоты, человечности, добротолюбия. Сколько это стоит в современном мире?

— Почему учебное заведение народных искусств — энергоемкое и высоко затратное учреждение?

Потому что для практических занятий требуется большое количество материалов и ресурсов. Например, для каждой студентки на выполнение практических занятий по художественной вышивке нужно от 12 до 20 метров ткани в год при стоимости каждого метра до 1 тыс. руб. Художественная роспись ткани требует работы с материалом при стоимости 1 метра в 1 тыс. 200 руб. и более. Зайдите в художественные салоны и поинтересуйтесь, сколько стоят масляные краски, необходимые для художественной росписи подносов или лаковой миниатюрной живописи: стоимость тюбика краски средней величины колеблется от 80 до 200 с лишним рублей. А ведь студенту нужен не один, а дюжина и более таких тюбиков.

Хочу обратить внимание на тот факт, что наши студенты работают только с натуральными материалами (лен, шелк и др.). С еще большими расходами связана подготовка дипломной работы, которая всегда в конечном итоге задумывается и реализуется не просто красивой полезной вещью, а уникальным произведением современного народного искусства. Полезность и красота — отличительные особенности любого изделия народного искусства, не имеющего коммерческой цены. Нельзя забывать и такую закономерность, что профессионалы в самых разных областях искусства и культуры всегда черпали и черпают вдохновение, перенимают приемы и находки народных мастеров.

— Какова миссия народного искусства для современной России?

Базовые понятия русского национального менталитета зарождались в традиционном прикладном искусстве. Русскую народную игрушку из экологически чистых материалов должны делать руки человека, а не бездушный автомат. Ибо народные промыслы — естественная среда русского детства, и одним этим имеют бесценное значение для всего этноса, всей русской цивилизации. Известно ли Вам, что в отличие от сегодняшних постмодернистов народными мастерами никогда не делались бесполезные вещи? Народное искусство как массовый вид художественной деятельности замечательно сохранением исторической и художественной памяти. Удобные вещи доставляют радость.

Возрождение народных русских традиций в области интерьера — это крайне перспективное направление деятельности для будущих художников. Они востребованы не только художниками, но преподавателями, реставраторами, руководителями творческих коллективов. Наши выпускники могут работать экспертами по вопросам оценки вещей ручной работы, потребность в которых ощущают официальные учреждениях (таможня, музеи, художественные салоны и др. места). Они, конечно, знают, сколько стоит рассматриваемый объект и как он сделан.

Федеральные власти на примере Высшей школы народных искусств показывают возможные пути решения злободневных социальных проблем. Отныне высшее художественное образование могут получить дети из семей мастеров, по объективным обстоятельствам не имевшие такой возможности ранее. В коридорах нашего института можно повстречать молодежь из Палеха, Торжка, Нижнего Тагила, Вологды, Мстеры, самых отдаленных регионов страны, выражающих настойчивое желание продолжить развитие традиционных художественных промыслов в условиях глобализации. Хотя, надо признать, что в России пока только формируется мода на народные изделия и народный дизайн, в мире повсеместно получившие заслуженное признание. Народные промыслы эволюционизируют в сторону современной моды, в сторону современной эстетики. Русская вышивка и кружево покоряли мир неоднократно. И современные художники этих направлений способны создать русскую высокую моду. Со временем художественную деятельность народных мастеров можно будет рассматривать русским вариантом глокализации. Главное, что наши дети умеют и работать руками, и генерировать идеи.

— Марина Юрьевна, какие проблемы мешают обновлению феномена народных промыслов?

Народное декоративно-прикладное искусство России всегда было напрямую связано с экономикой страны. Но народным мастерам, в чьем творчестве издавна был представлен традиционный уклад жизни русского человека, трудно «встроиться» в реформируемую экономику. Банковский кредит для организации своего дела получить в современной России мастеру народных промыслов очень трудно, практически невозможно. Проблема обостряется для молодых людей, которым еще предстоит создать новое. Им попросту нечего предложить в залог, а финансисты не выражают понимания важности затеваемого нового бизнеса. Недопустимая ситуация в свете того, что всегда на Руси народные мастера были предпринимателями. Благодаря своей универсальности мастер народного искусства сможет ответить на самые сложные вызовы времени. Я считаю, что возрождение народных промыслов вполне могло бы стать локомотивом в развитии малого и среднего бизнеса в провинциальной России.

 — Марина Юрьевна, большое спасибо за рассказ о Высшей школе народных искусств (институте). Отдельная благодарность за экскурсию по историческому зданию на набережной канала Грибоедова, дом 2А. Надеемся, что Вы пригласите нас участвовать в знаменательных событиях Высшей школы народных искусств.        

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru