Алексей Воробьевский- мастер советского фарфора

 

вороб.авороб.а2

Благодаря мастерству художника А.Воробьевского, посвятившего жизнь росписи русского императорского фарфора, у нас есть счастливая возможность созерцать и приобретать произведения искусства, украшая и улучшая свой быт, создавая приятное настроение себе и близким.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Викторович Воробьевский, знаменитый советский художник, один из тех, кто прославил имя Императорского фарфорового завода, родился в семье железнодорожника в г. Танхой Забайкальской области в 1905 году. Почти всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге.

После окончания художественной школы в 1926 г. он пришёл на Ленинградский завод имени Ломоносова, где работал всю жизнь. Учителями Воробьевского были  преподаватель Школы Иван Григорьевич Михайлов, художник Ленинградского фарфорового завода им.Ломоносова Сергей Васильевич Чехонин.

В 1969 году мастер получил звание заслуженного художника РСФСР, а спустя год был награжден Государственной премией РСФСР имени И.Е.Репина — за создание высокохудожественных образцов фарфоровых изделий.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

 

воробьевский3воробьевский2

На протяжении чуть менее трех веков Императорский фарфоровый завод производит более 4000 неповторимых изделий высочайшего качества: фарфоровые скульптуры, чайные и кофейные сервизы, сувениры и статуэтки из фарфора, декоративные блюда, тарелки, чайные пары. Изготавливаются они из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорируются надглазурной и подглазурной росписью,  с использованием красок из редких и драгоценных металлов. Гордость предприятия — роскошные реплики из музейной коллекции 18–19 вв..

Широко известны в России и по всему миру изделия русского фарфора, созданные по образцам народного художника А. В. Воробьевского — талантливого мастера, чьи работы и сегодня являются не просто образцами фарфоровой промышленности, а ценным наследием страны.

Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выразительной белизной материала, четкостью образов в росписи и сочностью красок.

Доминирование черт социалистического реализма в стилистике государственных заказов 1930–1950 гг. в советском фарфоре не убило его оригинальность и художественность. Чувство вкуса и энтузиазм таких художников как А.Воробьевский спасли вековой опыт картинной и портретной фарфоровой живописи.

 

СЕРВИЗЫ С РОСПИСЬЮ А.ВОРОБЬЕВСКОГО ВЫШЕ ВСЯКИХ ПОХВАЛ!

 

воробьевский5воробьевский6

Авангардный характер фарфора того периода, отличающегося точностью образов и выразительностью красок, подчеркнули великолепные сервизы автора: «Русский балет» и «Русский лубок», по достоинству оцененные поклонниками и эстетами фарфоровой культуры.

Кофейный фарфоровый сервиз «Русский балет», автор формы которого под названием «Вертикаль» является А.Лепорская, представляет парафраз на темы балетных и оперных постановок «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в начале 20 века. В их основе — философия художников «Мира искусства», основателей А.Бенуа и С.Дягилева, стремившихся к модерну и символизму. Работа выполнена из костяного белого фарфора тончайшим образом, «ювелирно», с душой.

Заряжает оптимизмом чайный фарфоровый сервиз «Зимние забавы», созданный  Императорским фарфоровым заводом на основе оригинала из коллекции Государственного Эрмитажа. Художник филигранной росписи А.Воробьевский сумел передать волшебное предновогоднее настроение веселой прогулки счастливых людей на санях, коньках, в ярких кафтанах и экстравагантных шляпках.

Богатая панорама в исполнении живописца, воплощенная в чайном сервизе ЛФЗ (Ломоносовского/Императорского фарфорового завода) «Зимняя сказка», прекрасна. Привлекательные пряничные домики, сугробы, пушистые ели — целомудренная ослепительная поверхность фарфора символизирует чистую русскую зиму и веру в светлое будущее.

воробьевский4

Вот уже более двадцати лет с нами нет этого удивительного человека и художника, Гуру отечественной фарфоровой росписи — Алексея Викторовича Воробьевского (1906-1992). Творчество мастера академической школы русского фарфора, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии имени И.Е. Репина, кавалера ордена Трудового Красного Знамени заслужило любовь и широкое признание у знатоков-любителей и у людей, далеких от искусства. Большая часть творческого пути Великого Живописца неразрывно связана с Ленинградским государственным фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова (ЛФЗ).

Алексей Викторович рано понял, что искусство может и должно вести человека в мир гармонии, в мир ясной красоты чувств и форм. Интересно начало его творческого пути: фактически он пропустил период ученичества, этап сложного постижения секретов искусства фарфора. Воробьевский сразу проявился как художник, одаренный свободной и неиссякаемой фантазией и артистичностью почерка. В композициях художника появились характерные мотивы: праздники и танцы, фантастические пейзажи, архитектурные фантазии, цветы, сказочные корабли, вазы с цветами, орнаментальные рисунки, бабочки в разных вариациях.

В искусстве Воробьевского не было исчерпанных тем. Они всегда расширялись и наполнялись новым содержанием, открывая новые аспекты размышлений автора. А ведь в судьбе этого художника была страшная война(1941-1945), через которую он с честью прошел и смог вернуться к плодотворной творческой жизни, в которой был МИР…

В поисках новых источников своего фантазийного мира он ездил по российским глубинкам и собирал элементы декора с сохранившихся бытовых изделий русских ремесел. Опыт общения Воробьевского с искусством Древней Руси остался ценным для его творчества навсегда.

Почерк мастера характеризуется филигранной, почти ювелирной перьевой техникой росписи. Хотя практики знают насколько это трудоемкий процесс росписи, требующий не только определенных навыков мастерства, но и внимательности, усидчивости, терпения. Но современники Воробьевского уверяют, что он был виртуозом своего дела, хотя на его авторских изделиях можно подметить легкую небрежность исполнения. Этот момент нисколько не умоляет профессионализма гениального живописца. Скорее всего это связано с тем, что рабочая рука не успевала за полетом фантазии творца. А какой безграничной и разносюжетной фантазией обладал этот человек! Сейчас позавидовал бы ей любой современный художник. Не секрет, что сейчас век потребителей. Легче и быстрее торговать репродукциями картин, делать копии, заимствовать чужие сюжеты, чем самому написать картину с оригинальным видом, найти себя, выработать свою манеру и почерк, вообщем то самое, чего еще никто не предложил миру.

Алексей Воробьевский — был самостоятельным творцом, не повторяющем ничью манеру! Интуитивно и расчетливо отбирал художник состав и характер своих композиций. В результате откристаллизовался некий концентрат изобразительных мотивов-символов, строящих емкие художественные образы, и приемов мастерства редкой декоративной впечатляемости. И содержание и техника образовали чистое золото искусства Воробьевского.

К сожалению, Алексея Викторовича уже нет, но его богатое наследие остается плодородной почвой для развития лучших традиций русского художественного фарфора, несет  как и раньше радость и красоту людям в дом. Оно остается предметом для подражания и источником вдохновения.

Изделия в росписи Алексея Викторовича насыщены богатством убранства, золотым витиеватым контуром, сложносочиненным сюжетом.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru