Фаберже

 

История ювелирной компании Faberge

 

фаберже. народный домИстория ювелирного Дома Faberge уходит своими корнями в далекий 1842 год. Именно тогда в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, в доме номер 11, Густав Фаберже открыл свою первую ювелирную мастерскую. Связав себя долговременными обязательствами, он отправил сына Карла Фаберже учиться ювелирному мастерству у самых известных золотых дел мастеров. В России юноша постигал тонкости ювелирного дела у Х. Пендина, далее совершенствовал мастерство во Франкфурт-на-Майне у известного ювелира Фридмана и в Париже у Шлосса. Параллельно с этим Карл Фаберже получил художественное образование в Петербурге в немецкой школе св. Анны. Переехав в Германию, заинтересовался коммерцией. Следующие несколько лет проучился в торговой школе Дрезедена и коммерческом колледже Парижа.

В 1872 году в возрасте 26 лет Карл Фаберже вернулся в Петербург и возглавил скромное семейное предприятие. Он не только постиг основы ювелирного мастерства, но и точно уловил новые веяния в искусстве конца 19 века.
Ведущие европейские ювелиры все еще придерживались стилей прошлых лет – торжественный ренессанс, затейливое рококо, тяжеловесный ампир и др. Фаберже же не побоялся экспериментировать в новой художественной системе – модерне, для которого были характерны бледно-пастельные тона, изогнутые линии и технические инновации.
Во главу угла он ставил не дороговизну использованных материалов, а художественную ценность украшений и мастерство исполнения. В своих украшениях Фаберже использовал поделочные камни, которые традиционно считались «неювелирными» (к ним относятся уральские, алтайские и забайкальские самоцветы). Карл Фаберже полностью отошел от «ювелирного академизма»: он смело сочетал олово, карельскую березу и вороненую сталь с благородными металлами и драгоценными камнями. Оригинальные изделия, созданные по принципу «соединить несоединимое», вошли в моду среди светских кругов.
Мастера ювелирного Дома возродили технику «кватра колор» (четыре цвета), которая не применялась в ювелирном деле с эпохи Возрождения. Таким образом, появились украшения, в декоре которых использовалось золото красного, желтого, зеленого и белого цветов. После долгих исследований, мастерам удалось получить новые оттенки благородного металла – оранжевый, серый, голубой и др. Использование золота различных цветов позволило создавать сложнейшие цветовые комбинации без использования отделочных материалов. Для инкрустации применялись драгоценные/полудрагоценные камни: их количество подчинялось художественному замыслу изделия. Прозрачные камни, как правило, составляли центр композиции, а голубоватые и бледно-розовые – украшали периферию.
Ювелирные изделия Фаберже отличались также своей конструктивностью: обычный звонок мог превратиться в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой и др. На выполнение сложных конструктивных задач требовалось много времени, но полученный результат всегда с лихвой окупал его.

фаберже. народный дом2Стиль Фаберже – воплощение изящества и подлинной строгой элегантности. Его украшения отличались изысканностью форм, глубиной красок эмали и неожиданным сочетанием различных оттенков.
В украшениях Фаберже чувствовалось также влияние старорусского стиля. Это особенно заметно в изделиях из серебра. На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало также искусство Востока. В частности, это чувствуется в серии цветов и вырезанных из камня фигурках животных и людей в духе японских нэцке (Фаберже коллекционировал произведения японского декоративно-прикладного искусства, в его коллекции было более 500 подлинников). Особый интерес к миниатюрным скульптурам проявила королева Англии, заказавшая у мастера 170 статуэток (шедевр королевской коллекции – сова из серого жада с бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).
На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века. Он возродил технику гильошированного эмалирования, применявшуюся в то время. Суть техники заключается в нанесении тонкого прозрачного слоя эмали на гравированную поверхность (декорирование резьбой усиливает визуальный эффект). Как правило, эмаль накладывается в несколько слоев. Мастера Фаберже в качестве первого слоя использовали полупрозрачную эмаль с оранжевой тенью, на которую накладывались слои прозрачной эмали (иногда между слоями клали золотую фольгу). Благодаря этому изделия Фаберже отличались особым переливчатым эффектом.
Для создания украшений в традиционном русском стиле использовалось клаузонированное эмалирование: на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Для украшений, выполненных в этом стиле характерны яркие цвета и цветочные узоры.

Мастерами Фаберже использовался еще один метод эмалирования – выемчатый: сначала эмалью заполняются канавки, затем накладывается слой, покрывающий поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, при использовании которой каждая отдельна ячейка имела собственный переливающийся цвет.
Техника изготовления эмалей позволила мастерам компании создать поистине шедевральные изделия. Эмали Фаберже характеризовались равномерностью качества и гладкостью поверхности.
За новые технические и конструктивные разработки Карла Фаберже прозвали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль — «певцом изящных грез». Сам Карл Фаберже говорил о себе с особой скромностью: «Я поставщик Высочайшего двора».
На должность придворного поставщика Карл Фаберже был назначен в 1885 году (это самая высокая награда Российской Империи). Поначалу доля ювелирного Дома в заказах Двора была незначительной: сложно было выдерживать конкуренцию с такими маститыми ювелирами, как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Переломным в истории компании стал 1885 год: Фаберже стал создавать Императорские Пасхальные яйца. С каждым годом количество императорских заказов все больше увеличивалось. Карл Фаберже завоевал расположение высших придворных чинов, оказывал бесплатные услуги по оценке и реставрации ювелирных изделий Эрмитажа. Таким образом, у него появилась возможность изучить технические приемы старых ювелиров, а также стилистические особенности украшений разных эпох.

TRC177-12-06 A 175L CTPКарл Фаберже стал одним из самых известных ювелиров XIX века, его слава распространилась далеко за пределами России. Постоянными клиентами Дома стали не только российские императоры, но члены королевских семей со всего мира – Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия Китай. Успех ювелирной империи был просто невероятным: появилась необходимость в расширении производства. Так, в 1897-1905 гг. были открыты филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Ситуация изменилась с началом военных событий. Первая мировая война в значительной степени ухудшила течение дел, а Октябрьская революция 1917 года – привела к уничтожению. Дом Фаберже попал в руки так называемого «Комитета работников товарищества и компании Фаберже», так продолжалось до ноября 1918 г. Далее Карл Фаберже закрыл дело и перебрался в Швейцарию. В эмиграции он прожил всего около двух лет. Умер 24 сентября 1920 года в Лозанне.
С тех пор прошло более 90 лет, но интерес к творчеству великого ювелира-художника по-прежнему не угасает. Может быть потому, что после закрытия Дома большая часть изделий находится в частных коллекциях и недоступная широкой публике, а может потому, что многие секреты мастерства великого ювелира остались неразгаданными…

Возрождение Фаберже

фаберже. народный дом3После смерти Карла Фаберже его сыновья и внуки пытались продолжить семейное дело, но безуспешно. Так, в 1951 году фамильная марка была продана американскому промышленному концерну Unilever. В 2007 году права на бренд выкупила группа инвесторов Pallinghurst, после чего был создан Совет по наследству Фаберже, в который вошли две правнучки великого мастера – Сара и Татьяна Фаберже. Как видите, через 90 лет Фаберже-компания и Фаберже-семья вновь воссоединились…
Молодое поколение Фаберже продолжает создавать новые шедевры ювелирного искусства, не теряя при этом связь с историей и магией прошлого.
Les Fabulueses — первая коллекция ювелирных изделий возрожденной марки. Модельный ряд вбирает в себя три линии — Les Fauves (вдохновленная русскими художественными течениями), Les Fleurs и Les Fables (выполненная по мотивам русских сказок). По словам Сары Фаберже, в современных коллекциях есть как традиционные изделия, соответствующие видению Карла Фаберже, так и новые: «Для нас очень важно уважать ценности Карла Фаберже, такие как новаторство и мастерство, безупречность, художественность, артистизм. И все наши изделия действительно соответствуют его видению, но у нас также есть и современные вещи, в которых мы не пытаемся воссоздать сделанное до нас. Мы никогда не занимаемся копированием, но впитываем лучшие из уникальных черт, которыми славился Карл Фаберже».

Фаберже 2011 – в новой коллекции, представленной в 2011 году, опять затрагивается пасхальная тема. Дизайнеры обновленной марки, вдохновленные коллекциями прошлых лет, создали коллекцию подвесок и посвятили ее русским поговоркам. Модельный ряд представлен 12 подвесками (по количеству месяцев в году), и каждая воплощает определенную народную мудрость: «Человек сам кузнец своего счастья», «Старая любовь не ржавеет», «Все гениальное просто» и др. Создавая новую коллекцию, дизайнеры воспользовались советами наследников династии великих ювелиров Фаберже.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий