Фарфор

 

 История русского фарфора

 

фарфор2Фарфор из Китая появился в России, как и в Европе, в 13-14веках. С открытием Мейсенского фарфора в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. При Петре Первом были сделаны первые попытки наладить производство фарфора.

В 1744 году в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Дмитрий Виноградов открыл способ получения твердого форфора из местных материалов. Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решил многие смежные проблемы. Весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, а также подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате «прилежного труда» (так он сам оценивал свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор.

С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. В начале Виноградовского периода роспись предметов была одноцветной и относительно простой. К концу — на фарфоре делались многоцветные тонкие рисунки, настоящие художественные миниатюры. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет, предоставлявшихся казной.

Известный пример фарфора этого периода — первый столовый сервиз, выпущенный на заводе. Он получил наименование «Собственный» и принадлежал лично императрице. Сервиз украшен рельефным декором и расписан пурпуром и золотом. Ранний русский фарфор отличался самобытностью форм и декора, копирование европейских образцов началось позже. Для росписи изделий приглашались ученики Петербургской академии художеств. Самые первые рисунки утверждала лично Елизавета.

Однако, русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу – победителю в Отечественной войне 1812года. Эта война отражена и в серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе выпускались чашки с изображением коронованных особ и известных деятелей того времени, особенно полководцев. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло

В 1766г. в селе Вербилки Дмитровског уезда, под Москвой была основана первая частная фабрика Ф.Я.Гарднера (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов.

В 19 веке, несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Продукция фабрики была необычайно разнообразна: от повседневного фарфора для дома до уникальных произведений искусства, украшающих дворцы. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным способом пользовались городские пейзажы, изображения знаменитых современников, например – участников Отечественной войны 1812 года или рославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод. Визитной карточкой стали именные сервизы, украшенные гербами аристократических родворянскими коронами, монограммами вензелями. Сегодня «Мануфактуры Гарднеръ» возрождают традиции именных изделий.

За высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины Второй, в 1785 году фабрика получила от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а 1855 году по решению императора – Государственного гераба России.В 1966 году за высокое качество и успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору.

С 2007 года фабрика является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак.

Особое направление в русском фарфоре первой трети XIX в. развивалось на небольших, часто безымянных фабриках фарфора, в большом числе возникших в Гжельском регионе, под Москвой. Самые известные из них: фабрики братьев Новых, Насонова, Козловых, Кудинова, Гулиных, Киселева, Храпунова-Нового.

Продукция этих фабрик по качеству и мастерству исполнения не могла конкурировать с крупнейшими фарфоровыми производствами, но и их фарфор находил своего покупателя и, несомненно, был оценен и принят современниками.

В исполнении гжельских мастеров ампир в русском фарфоре получил еще одно прочтение. Формы и орнаменты стиля в этих произведениях были «переложены» на язык искусства примитива, с внесением образов и элементов из арсенала народной культуры. Это явление в истории русского декоративно-прикладного искусства впоследствии получило название «фарфоровый лубок».

Традиционный народный художественный промысел — это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжельский промысел – это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.

Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.

На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора. В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель “Вперед, керамика”. В 1936 году артель переименована в артель “Художественная керамика” и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод “Художественная керамика”.

Художниками была разработана подглазурная мазковая теневая роспись кобальтовой краской на фарфоре. В послевоенные годы селаТурыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионала художниками, которые совершенствуют формы и роспись, вводя в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии. В 1972 году на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение “Гжель”.

 

Фарфор завода Попова (с.Горбуново)

 

Подмосковный завод Попова был одним из лучших российских предприятий XIX века, наряду с заводом Гарднера. Многие технические и художественные приемы декора изделий этого завода свидетельствуют о влиянии французского и немецко-австрийского фарфора первой трети XIX века, ранние изделия были выдержаны в стиле классицизма. Чайная посуда имела самые разнообразные формы, она декорировалась тончайшей пейзажной и сюжетной живописью. Один из работников фарфорового завода Гарднера, Карл Мелли (Karl Melli/Milli), основал в 1801 году завод в сельце Горбуново Дмитровского района Московской области.

Уже в 1806 году Милли продал завод купцу Алексею Гавриловичу Попову. А.Б.Салтыков в Избранных трудах (1962 год) указывает, что завод принадлежал Мелли с 1804 по 1811 г.

Попов создавал только фарфор: сервизы, вазы, скульптуру, чернильницы и флаконы для духов. В производстве фарфоровой массы использовался глуховский каолин, а глазурь была высокого качества. Например, Архангельский завод Юсуповского фарфора, очень высоко ценившийся, заказывал белье для последующего декорирования у Попова и на Севре. В противовес ИФЗ и заводу Гарднера завод Попова был ориентирован на более широкий круг потребителей, выпуская более демократичный ассортимент изделий. На заводе Попова была впервые в России создана лаборатория по производству красок, разработавшая каштановый, ярко-синий и зеленый цвета, характерные для этого завода.

Первыми изделиями завода были простые трактирные сервизы, украшенные лишь тонко позолоченной каймой с листьями и итальянскими пейзажами, написанными коричневыми штрихами. Декор основывался на английских моделях. Завод Попова первым наладил выпуск трактирных сервизов, покрытых сплошным фоном и украшенных мушелью – вставками-медальонами с цветочными букетами.

Расцвет поповского фарфора приходится на вторую треть XIX века.

В период господства эклектического направления в искусстве мастера завода Попова использовали широкий спектр орнаментальных композиций. Фарфор завода Попова порой перенасыщен декоративными элементами, в нем зачастую полностью отсутствует белый фон фарфоровой массы, которая покрыта позолотой или фоновой краской, на нем прописывались пейзажи, букеты цветов или декоративные орнаменты. Столь богато декорированный фарфор пользовался спросом у купеческой Москвы.

Особенным спросом пользовалась скульптура завода Попова. Статуэтки завода Попова непревзойденны по качеству и реалестичности исполнения. Поначалу завод выпускал скульптуру по мотивам ИФЗ, отдавая предпочтение романтическим и европейским сценкам. Как и завод Гарднера, завод Попова применял подглазурную и надглазурную роспись фарфора, разработанную на ИФЗ во времена правления Александра I. Производилось и некоторое количество бисквитной скульптуры.

Изделия завода Попова выделялись редкими по тонам цветными фонами. Очень эффектными были формы больших полусферических чашек с прекрасного качества цветочной росписью и золочением, сочетающимися с безукоризненной белизной фарфора. Высокое качество исполнения ставило эти изделия в один ряд с лучшими образцами европейского фарфора того времени.

Продукция отличалась высоким качеством с технической и художественной точек зрения. И хотя поповскому фарфору не удалось достичь уровня фарфор Императорского фарфорового завода, он превзошел фарфор завода Гарднера, в особенности по уровню скульптуры.

 Юсуповский фарфоровый завод

 

Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов.

Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII – первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом.

В 1814-1816 гг. в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна – две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники, получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен.

 

Дулевский фарфоровый завод

 

Дулевский завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши  Дулево  (с 1937 г. Ликино-Дулево Московской области) и менее чем за 20 лет стал ведущим фарфоровым предприятием России. С 1889 до 1917 фарфоровый завод принадлежал товариществу М.С.Кузнецова. В начале XX века это было крупнейшее фарфоровое производство России. «Дулёвский фарфоровый завод» – одно из старейших предприятий России по производству фарфора. Завод был основан в 1832 году Терентием Кузнецовым. Фамилия Кузнецовых прочно ассоциируется с русским фарфором конца XIX – начала XX века. Во второй половине XIX века многие предприятия керамической промышленности России в результате жесткой конкуренции закрыли свое производство. Выжили те, кто сумел приспособиться к новым условиям. В 1832 году Терентий Кузнецов, решив завести фарфоровое дело, какого еще не было во всей России, стал собственником земель в местечке Дулёво. Именно здесь и был построен Дулёвский фарфоровый завод. Дулёвский фарфоровый завод набрал силу при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода. Коммерсант М.С. Кузнецов монополизировал фарфоровый рынок в России. Он построил заводы в Риге, на Украине, а также выкупил у владельцев известные предприятия Гарднера и Ауэрбаха (будущий Конаковский фаянсовый завод). В 1889 году было утверждено «Товарищество производства фарфоровых изделий М.С. Кузнецова в Москве», основой которого стал Дулёвский завод. Он выделялся объемами производства и высокой технической оснащенностью: имел шесть горнов для обжига и двадцать девять муфельных печей для обжига декорированных изделий. На тот момент на заводе трудилось около 3000 рабочих. Высококачественное сырье поставлялось из-за границы. Печи топились полностью на торфе. Завод специализировался на

В 1918 году, после национализации, завод получил название Дулевский государственный фарфоровый завод. В дореволюционные времена Дулевский фарфоровый завод был известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название “трактирная посуда”. Подобные чашки обычно были расписаны розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с “оттяжкой”. Их быстро и ловко наносили на  фарфор  женщины-мастерицы, которых называли Агафьями. Отсюда такая манера письма, и сами изделия получили название “агашки”. Все эти сервизы, чайники, чашки, подносы, украшенные крупными цветами, определяли массовый выпуск Дулевского завода.

В 1920-х гг. на Дулевском фарфоровом заводе выпускался агитационный фарфор. В середине 1920-х гг. широко использовались кузнецовские формы, выпускалась чайная и столовая посуда, посуда для города и деревни, азиатский товар для Персии и Средней Азии.

К 1930 году ассортимент фарфора сократился, произведена стандартизация продукции. Основные темы росписи – электрификация, индустриализация, коллективизация, оборона, пионерское движение.

К концу 1950-х годов новое направление развития Дулевского завода – путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского  фарфора  оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета.

В 60-е годы в дулевском  фарфоре  появляется и совершенно иная манера декорирования. В чайных сервизах, чувствуется стремление оттенить белизну  фарфора  мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной “записанности” дулевского  фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы.

В 70-е годы украшают сервизы этюдами русской природы, покрывают блюда полевыми цветами.

Продукцию Дулевского завода всегда можно узнать по крупным формам, грубоватому черепку и яркой мазковой росписи.

Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А. Г. Сотникова “Сокол”, получившая золотую медаль и “Гран-при” в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулевского фарфорового завода, а изображение сокола – торговой маркой предприятия. В настоящее время завод выпускает изделия самого широкого ассортимента для кафе и ресторанов, все виды столового и чайного ассортимента, подарочный фарфор – скульптуру, подарочные наборы, вазы, декоративные тарелки и многое другое.

 

 Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных

 

Фарфоровый завод Батенина был самым значительным среди петербургских частных производителей первой трети XIX века. Основан в 1812 г. в С-Петербурге, закрыт в 1839 г. На заводе Батениных изготавливался фарфор  посуда, вазы. Гордость завода Батенина – вазы строгих античных очертаний с полихромной росписью на тулове, в резерве, свободном от золочения или крытья. Особое место в оформлении батенинского фарфора занимали мотивы с видами Петербурга. Изделия этого завода декорировались также цветочной росписью, воспроизведениями графических и живописных аллегорических и мифологических композиций, иллюстраций модных романов. Не осталась без внимания и патриотическая тема, связанная с событиями Отечественной войны 1812 года.

Завод  Батенина работал с 1814 года. В 1814 году купец Филипп Сергеевич Батенин, ранее занимавшийся торговлей импортным фарфором, приобрел построенный тремя годами ранее фарфоровый завод  у купца Девятова на Выборгской стороне.

В росписи преобладают петербуржские мотивы, роскошные и несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Его обильная позолота зачастую недолговечна и, поэтому, местами стерта, иногда нанесена неровно. Дешевый глянцгольд наносился тонким слоем и поэтому быстро стирался. При срисовывании декора с гравюры или другого источника изображение часто искажалось

Батенинский фарфор был популярен в силу своей относительно невысокой цены. Себестоимость изделий снижалась при использовании дешевого глянцгольда, а также имитации трудоемкой и дорогой цировки агатовым карандашом по золоту при помощи нанесения матового золота кистью на глянцевый фон. Типично батенинскими мотивами считаются пестрые букеты в прямоугольном обрамлениии петербуржские виды.

 

 Завод братьев Корниловых

 

В 1835 г. М.В.Корниловой на Выборгской стороне в деревне Полюстрово был основан фарфоровый завод. Местонахождение завода в Северном районе Петербурга, обещало хорошие перспективы в силу наличия поблизости необходимого сырья и рынков сбыта, удобным оно было и для транспортировки товаров.

К управлению заводом М.В.Корнилова привлекла пятерых сыновей – Петра, Михаила, Ивана, Василия и Якова Саввиновичей. С  1791 года, еще до основания завода, братья Саввин Васильевич (муж М.В. Корниловой) и Василий Васильевич Корниловы торговали привозным фарфором в магазинах столицы и провинциальных городов России. Незаурядные организаторские способности М.В. Корниловой позволили всего за один год подготовить предприятие к выпуску продукции.

До революции на заводе Корниловых выпускались различные изделия из фарфора. Со дня основания завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия, внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне изделий.

На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Гарднера, Батенина, Императорского фарфорового завода. Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные европейские мастера – французские керамисты. Лучшие художники своего времени выполняли эскизы для украшения корниловского фарфора. Выпускаемый фарфор получил мировую известность. Сырье на предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции. В середине XIX века завод братьев Корниловых входил в число четырех ведущих фарфоровых предприятий России наряду с Императорским фарфоровым заводом, заводами Гарднера и Попова. С 1896 по 1898 год к заводу Корниловых был присоединен петербургский фарфоровый завод Бенуа, основанный в 1888 г. Продукция его специально не маркировалась. Изделия создавали скорее для души и они вряд ли приносили существенный доход. Фарфоровые безделушки – цветы, украшения и игрушки – были расcчитаны на современных модниц и их детей.

 

Для многих фарфоровых предприятий первой половины XIX века были характерны общие стилистические тенденции: античные формы украшала “картинная живопись”, заключенная в золоченые узорные рамки. Модные тенденции диктовались ИФЗ, а затем находили отражение в продукции частных российских заводов второй трети XIX века. Наиболее распространенной оставалась форма ваз с амфорообразным туловом и четырехгранным основанием. Однако декоративное оформление усложнялось обильными лепными деталями, лишая классическую форму строгости. Для росписи использовались цветочные букеты, условный пейзаж или заимствованные из популярных произведений сюжетные сценки, размещавшиеся в медальонах, обрамленных рокайльной рамкой. Во второй трети XIX века в условиях роста числа фарфоровых заведений в России (в 1850-е гг. в России существовало около 100 частных фарфоровых заведений) завод братьев Корниловых был одним из лидеров отрасли наряду с заводами Гарднера и Попова.

Традиции старинного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В.Ломоносова, Дулевского фарфорового завода, Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода и ОАО Гжель.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий