Гончарный промысел на Вятке и в Кирове

 

Как показали археологические исследования и музейные коллекции, найденные на территории Кировской области сосуды, датированные эпохой неолита, были достаточно крупными по размеру, округлой формы, с толстыми стенками и покрытые по всей поверхности гребенчатым орнаментом. Спустя некоторое время, появились гладкие сосуды, которые имели плоское дно и узор из различных вдавленнных наколок. Собственно гончарное искусство впервые появилось на Вятской земле с приходом древних русичей, которые на рубеже XII-XIII веков познакомили местных жителей с навыками работы на гончарном круге. Следует заметить, что первая глиняная посуда на Руси не отличалась разнообразием, в основном гончары изготавливали горшки да чаши небольших размеров с линейным и ленточным орнаментами. В некоторых случаях, изготовленную собственными руками посуду, первые гончары Вятки помечали с помощью клейма.

В период XVII века ассортимент производимых изделий вятских керамистов несколько увеличился. Мастера начали изготавливать глиняные обожженные плитки-изразцы, с рельефным или гладким узором. Использовали эти изразцы, как правило, для облицовки русской печи и для наружного декорирования исторически значимых архитектурных объектов. В коллекциях некоторых музеев города Кирова представлены многоцветные изразцы, имеющими преимущественно растительный орнамент. Эти изразцы были найдены на территории города Вятки. Согласно некоторым предположениям, первая мастерская по изготовлению керамических изразцов находилась при Успенском Трифоновом монастыре.

гончарные изделия 19 век

Гончарство как ремесло на Руси особенно интенсивно стало развиваться в XIX веке, что было обусловлено возникновением и развитием городов. Тем не менее, деревенская керамика все еще сохраняла средневековые черты и отличалась простотой, удобством и ценовой доступностью.

Городские мастера гончарного дела для приготовления глиняного теста использовали наиболее мягкие варианты примесей. В отличие от провинциальных гончаров, городские мастера производили тщательную формовку на круге, где глиняные изделия приобретали более тонкие стенки, к тому же, появились первые горны для обжига изделий. Благодаря появлению быстро вращающегося гончарного круга, на изделиях стали появляться первые линейные и ленточные орнаменты. Вятские мастера ставили на своих изделиях особые клейма, которые являлись свидетельством о переходе мастеров гончарного дела к мелкотоварному производству.

В целом же, изготавливаемые керамические изделия сохранили традиции гончарного дела древнерусского периода, что является подтверждением того, что основные техники почти не изменились. Но вот по форме и по качеству глиняного теста все изделия можно различать по территориальному признаку.

Так, например, на территории Средней Вятки глиняные горшки имели короткую шейку и достаточно широкую верхнюю часть тулова. Обычно эти изделия изготавливались из глиняного теста с песочной примесью, а затем проходили хорошую обжарку. В регионах, где Кировская область граничит с Вологодской и Архангельской областями, была распространена чашевидная керамическая посуда, которая сегодня представлена в коллекции Лальского краеведческого музея. В Афанасьевском районе Кировской области глиняную посуду изготавливали методом ленточного налепа. Любопытным является тот факт, что в глину афанасьевские мастера добавляли раковину и органику.

Вятские гончары делали самые необходимые в быту крестьянина предметы: горшки, кринки для молока, сметаны и сливок, масленки, миски, плошки, подойники, тарелки, мерники, рукомойники, корчаги для смолы и другие предметы. Поскольку в сельской местности главным занятием крестьян являлось сельское хозяйство, гончары занимались своей работой в весенне-осенний и зимний периоды. В течение суток мастер мог изготовить от десяти до тридцати горшков, которые затем продавал на рынке стоимостью от 2 до 30 копеек за штуку.

Основным материалом для мастеров служила красная глина. Конечно, особой красотой подобные изделия не отличались, зато были удобными и практичными в использовании, а также достаточно недорогими.

Изготовление гончарной посуды проходило в несколько этапов. Сначала мастер отбирал и тщательно подготавливал глиняную массу. В Вятской губернии красную глину заготавливали сами, а вот белую, которую использовали в основном для декора изделий, закупали в Глазовском или Орловском уездах. Так, в городе Орлове работал фаянсовый завод купца М. А. Токарского, который выпускал белую и цветную глазурованную посуду.

После того, как из глины удаляли все ненужные примеси, ее месили в корыте руками и ногами. Теперь глина была готова к изготовлению предметов на гончарном круге, где их одновременно декорировали. Следует сказать, что чем больше элементов декорации использовалось, тем выше была стоимость изделия при продаже. По окончанию этой работы изделия сначала сушили, а затем обжигали прямо в избе, в русской печи или специальной печи на улице, которая называлась горн.

Больше всего крестьянину приходилась по душе лаковая посуда. Блестящий эффект обычно достигался двумя основными способами – путем муравления и глазурования. Для того, чтобы получить глазурованную посуду различных цветов, мастер гончарного дела применял опилки и металлические порошки. Так, чтобы получить изделие красного цвета, мастер добавлял свинец и окалину, для достижения белого окраса использовался свинец на белой глиняной поверхности, а для получения зеленого цвета – медную окалину. Как происходил процесс окраса предметов? Перед началом процесса обжига изначально подготовленные порошки высыпались мастером на высушенную и смазанную дегтем поверхность. Для изготовления блестящей (муравленой) посуды использовался насыщенный раствор соли. Чтобы достичь эффекта декорирования изделия, применялась «обварная техника». Суть ее состоит в том, что после того, как изделие после обжарки доставали из печи, его сразу же опускали в горячую смесь, приготовленную из воды, прокисшей ржаной муки, пивных дрожжей и мела. Такая смесь не только позволяла красиво и эффектно декорировать глиняное изделия, но и делала его значительно прочнее.

Судьба Вятского гончарного промысла была идентична большинству народных промыслов того времени. Он пережил как расцвет, так упадок и забвение. С расцветом и развитием русских городов, с повышением уровня технического прогресса, крестьянский уклад жизни постепенно искоренялся. В глиняных изделиях теперь уже не было необходимости, более того, появились жалобы на их качество. Возникла жесткая конкуренция с появившейся на рынке дешевой фарфоровой и фаянсовой посудой. Так, постепенно гончары перестали заниматься изготовлением глиняной посуды и переключились на кладку печей и производство кирпичей.

В начале XX века мастерами-энтузиастами были предприняты попытки возрождения старинных русских традиций гончарного дела, но общую ситуацию изменить не удалось, промысел продолжал постепенно угасать. Лишь в начале 90-х годов прошлого века гончарный промысел стал постепенно возрождаться благодаря Кирово-Чепецкой компании«Комтех». Лучшим гончаром этого предприятия является Владимир Александрович Суворов. Кажется, что мастерство этого человека не знает предела, он в совершенстве владеет техникой рельефного декорирования керамики. Заслугой Владимира Суворова является и то, что мастер, болея душой за судьбу гончарного промысла, передает свои знания молодым художникам-керамистам. Его работы неоднократно были представлены на всероссийских выставках, а также в музейных экспозициях. В 2007 году Владимиру Суворову было присвоено звание мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Суворов Владимир Александрович

Суворов В.А народный мастер проводит мастер-класс по гончарному делу

Заслуживает почета и творчество другого Кирово-Чепецкого мастера, также сотрудника компании «Комтех», Александра Витальевича Хардина. В процессе декорирования глиняных изделий он использует технику гравировки по керамике, что, по своей сути, является древнерусским вариантом украшения гончарных изделий.

За последние годы в городе Кирове образовалась группа молодых талантливых художников-профессионалов, каждый из которых пробует себя в авторской керамике. Пытаясь найти новые темы и образцы для своих авторских произведений, они обращаются к разным эпохам и культурам. Интересно, что молодые мастера не используют в процессе создания изделий гончарный круг, они лепят их вручную, экспериментируя с приемами лепного декора и глазурью, а также изучают технологию изразца. Нужно заметить, что творчество этих мастеров вызвало неподдельный и живой интерес современников, которые делают первые попытки взять в руки глину и слепить свое первое изделие. Так, постепенно традиции гончарства возрождаются на Вятской земле.

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий