Художественная резьба

 

 Холмогорская резная кость

 

холмогорская1Холмогорское традиционное искусство резьбы по кости — эпохальное явление в историко-культурном пространстве России XVII-XXI вв., в недрах которого сложилась уникальная северорусская косторезная школа, представляющая произведения — шедевры народного искусства.

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты. XVIII век — период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше — по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом.

 

холмогорская 2Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже. Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.

Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.
Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав. Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.
В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, «Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.

 

 Тобольская резная кость

 

тобольская1Резная кость была известна сибирякам уже в ХVII веке. Незначительный ввоз в Тобольск и другие города Зауралья в ХVII веке изделий из кости: ножевых черенков, «слоновых гребней», костяных нашивок и пуговиц, может свидетельствовать об успехах местного производства. Даже в Заполярной Мангазее археологи находят в слоях ХVII века костяные изделия: гребни, шахматные фигуры. По-видимому, уже в это время в сибирской столице трудились высококвалифицированные мастера, способные создавать высокохудожественные изделия. Так в свое время в ризнице Тобольского Софийского собора хранилась древняя панагия со св. мощами, серебряная под золотом, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. На ней образ Знамения Пресвятой Богородицы вырезан на белой слоновой кости; кругом панагии надпись: «лета 7150 (1642) мая- в 20 число с..миренный Герасим милостью архиепископом Тобольский и Сибирский».

Новый этап в развитии косторезного промысла был связан с пребыванием в Тобольске плененных во время Северной войны шведов. Всего в Тобольске в 1710 по 1721 годы находилось около 1000 пленных шведских солдат и офицеров. Среди них были искусные ремесленники: токари, кузнецы, столяры, сапожники, портные, живописцы, серебряных и золотых дел мастера, а также косторезы. Изделия шведско-тобольских умельцев пользовались спросом в Тобольске, а также расходились по всей России. Примечательно, что из 1000 шведов, находившихся в Тобольске, после заключения Ништадтского мирного трактата в Швецию вернулось не более 600 человек. Остальные предпочли остаться в Тобольске, увидев в Сибири свою новую родину. Возможно, были среди последних и мастера косторезы.
В ХVIII веке косторезное дело прочно утвердилось в сибирской столице. В 80-x годах ХVIII века сибирский губернатор Ф.Н.Соймонов подарил своему другу, первому историографу Сибири, г.Ф.Миллеру «костяные чернильницы и песочницу сибирских материалов и тобольской работы». При приемнике Ф.И.Соймонова губернаторе Д.И. Чичерине в 60-х годах XVIII века в Тобольске имелась, по меньшей мере одна косторезная мастерская купца Петра Мытьникова.
В XIX веке тобольские умельцы сохраняли приемы, и навыки резной обработки кости. В 1871 году в Тюмени, а в 1886 году в Новгороде на кустарно-промышленных выставках тобольские косторезы представляли свои изделия: портсигары, броши, серьги, запонки и даже фисгармонию, в которой все голоса были сделаны из «мамонтовой кости, а не металлические, как это обыкновенно бывает.
В 1860-х годах тобольская косторезная традиция вновь обогатилась художественными и техническими навыками Европы. Дело в том, что после подавления польского восстания начала 60-х годов XIX века немало поляков было отправлено в Сибирь на каторгу или в ссылку, часть из них попала в Тобольск. Среди последних оказались мастера-ремесленники, в том числе и косторезы, принявшиеся за ремесло с тем, чтобы улучшить своё материальное положение. Из числа ссыльных поляков-косторезов наиболее известны были Игнатий Пляпос и Шафнагель. Поляки сотрудничали с местными тобольскими мастерами. Именно поляки обучили резьбе по кости известного тобольского художника той поры, воспитанника декабристов М.С. Знаменского. А он в свою очередь поделился приобретёнными навыками и художественными канонами с мастерами-земляками: Фурсовым, братьями Филимоновыми, Терентьевым. Например, совместно с Филимоновым М.С.Знаменский сработал блюдо из берёзового капа, украшенное ажурным орнаментом из мамонтовой кости.
тобольская2В 70-е годы ХIХ века в тобольском косторезном промысле начинается новый этап. Производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос. Первой такой мастерской стала мастерская, принадлежавшая С.И. Овешковой, открытая в 1874 году. Известны имена мастеров: Акуловский, Венгерский, Лисицин, братья Невские, Первов, Фоняков и другие. Позже в мастерской стали работать два сына С.И. Овешковой – Петр и Иван. Сама хозяйка осушествляла не только административное, но и художественное руководство. Мастерская Овешковой первоначальна бьша небольшой. В 1887 году она участвовала в Сибирско-Уральской выставке в г. Екатеринбурге. Изделия мастерской удостоились там почетного отзыва. Открылась широкая возможность сбыта. Изделия мастерской рассылаются в г. Петербург, г. Тюмень, г. Курган и другие города. Значительную часть изделий покупает у Овешкова Тобольский губернский музей.

В XVII веке, вместе с появлением в Сибири русских поселенцев, плененных шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска. Первые упоминания тобольских косторезных изделиях относятся к самому началу XVIII века. Развитию и процветанию косторезного искусства в Тобольске способствовало обилие в Сибири мамонтовой кости, а также древнейшая резьба по ней, существовавшая у коренных народов Севера – ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, шкатулки, костяная отделка к оружию. Тогда же начали изготовлять и первые скульптурные изделия.
Круглая скульптура стала одной из наиболее характерных особенностей тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков.
В 1874 году появилась косторезная мастерская Овешковой которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, со значительной долей северной тематики, как одной из характерных особенностей, отличающих тобольскую резьбу по кости от холмогорской.
В 1920–е годы создаётся в Тобольске музей изящных искусств и художественно – промышленные мастерские с отделением резьбы по кости, а в 1928-ом году у косторезов появился свой цех при Многопромсоюзе. Через пять лет курировать работу тобольских резчиков стал московский научно – исследовательский институт художественной промышленности.
В 1960 году создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, позднее она преобразована в закрытое акционерное общество. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов.
На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности.
За долгие годы уникальные работы создают мастера: Г. Хазов, Г. Кривашеин, Н. Фофанова, М. Хучашев, З. Ластовская, М. Кульмаметов, М. Тимергазеев.

 

Чукотская резная кость

 

чукотская1Чукотская резная кость- художественный народный промысел, изобретённый эскимосами и чукчами на северо-востоке побережья Чукотского полуострова (пос. Уэлен и др.). Археологи находили изделия чукотской резной кости еще первых веков н. э. В советское время отрылась косторезная мастерская (1931 г.) – в наше время переименована в Уэленскую косторезную мастерскую «Северные сувениры». Мастера чукотской современной резной кости вытачивают из моржовых клыков впечатляющие своей пластической выразительностью обобщённые по форме фигурки северных животных, наполненные движением и жизнью, разнообразные скульптурные группы (борьба зверей, охотничьи сцены, собачьи и оленьи упряжки и т. д.), служат украшением художественно-бытовых изделий и моржовых клыков: ножи для разрезания бумаги, серьги, брелоки, кулоны, цветной гравировкой процарапанные по кости штрихами, протёртыми цветными карандашами, — на фольклорную тематику и темы жизни северных народов.

Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.; наряду с ним появилась сюжетная гравировка по кости, которая стала использоваться для украшения костяных перекрытий жилищ, сидений и весел праздничных лодок. С начала XX в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты. Чтобы придать гравировке красочность, декоративность, в линии втирались черная и красная краски. С XVIII в. из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей).

Композиции чукотской резной кости величавы, уравновешены, поэтичны, полны внутреннего напряжения. Цветная гравировка ныне наносится на поверхность кости специальным инструментом («коготком») и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче.
Каждая косторезная школа прошла определенный путь становления. Самая древняя из них возникла на Чукотке более двух тысяч лет назад. Издревле исконным занятием чукчей и эскимосов, живущих на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольшой по размерам анималистической скульптуры.
Кроме скульптурной резьбы у народов Чукотки существовала гравировка по кости, получившая развитие в конце ХIХ — начале XX века. На отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображались сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки.

Несомненный интерес представляет группа произведений чукотского косторезного искусства 1930-х — 1940-х годов. В отличие от русской и восточной резьбы, для нее характерна малорасчлененность объемов, графичность изображения.

В знаменитой уэленской косторезной мастерской, объединившей в 1931 году старых мастеров, работал охотник и оленевод Айе (1877—1945 г.). Произведений Айе сохранилось мало. Одно из них находится в собрании якутского музея и представляет собой объемную многофигурную композицию из двух оленьих упряжек, построенную на спокойном чередующемся ритме. Цветная гравировка подставки логично дополняет сюжетный мотив скульптурной группы, сообщая ей своеобразное изящество.

Традиционное понимание материала позволяет резчику вписать форму ножен в естественный изгиб моржового клыка и украсить гравированным рисунком.

Первые дошедшие до нас памятники чукотской резной кости относятся к I тысячелетию н.э. Это гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. Многие из них украшены тонкой гравировкой. Основные виды современной чукотской резьбы по кости — мелкая пластика и сюжетная гравировка на моржовых клыках.

С 1930-х годов известны имена лучших мастеров уэленской мастерской — Вуквола, Хухутана, Туккая. В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа.

Работы чукотских граверов, как и резчиков, известны не только в нашей стране, но и за рубежом и пользуются заслуженным успехом.

Классическое наследие чукотской резной кости дополняет великолепная цветная гравировка по моржовому клыку с общей тематической направленностью охота на морского зверя, медведя, оленя. Среди них привлекает внимание документальное повествование об освоении Северного морского пути Папанинской экспедицией.

Кость — материал, известный людям с глубокой древности. Ученые-археологи, проводя раскопки на побережье Чукотского моря, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа, которые датируются первыми веками нашей эры. Это были бытовые предметы, необходимые в жизни эскимосов — охотников на морского зверя — наконечники гарпунов, ножи, скребки. На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц, хищных зверей. Эти вещи также были выполнены в первых веках нашей эры, почти 2000 лет тому назад.

Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию.

 

 Варнавинская резная кость

 

варнавинская 1Еще в Древней Руси были популярны изделия из кости. В Новгороде, Смоленске и Рязани археологи находили изделия из кости X-XV вв.: гребни, рукоятки кинжалов, иконы, ложки и т.п. из клыков моржа, слоновой кости (редко), бивней мамонта и простой кости. В XVII в. традиционным центром художественного костеренного промысла было с. Холмогоры Архангельской области. Затем этот промысел появился и в других местах.

В июне 1970 г. мастер художественной резьбы по кости из села Холмогоры Парфен Парфенович Черникович положил начало косторезному промыслу в поселке Варнавино Нижегородской обл. Его первыми изделиями были костяные плашки для Павловских ножей
В 1971 году в р.п. Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. А в 1973 году участок преобразовали в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. Затем, в 1989 году этот филиал стал самостоятельным предприятием — Варнавинской художественной фабрикой резьбы по кости.
Со временем на фабрику пришли многие талантливые художники по кости. На базе традиционной холмогорской школы они вели постоянный творческий поиск в формообразовании, стилистике, технике резьбы и сочетании материалов. Постепенно у Варнавинской косторезной фабрики сложился свой стиль резьбы.
Основное сырье в косторезном промысле — кость — трубка и кость — цевка мелкого и крупного рогатого скота. В настоящее время резчиками освоены также такие материалы, как мамонтовая кость, кость моржа и лосиный рог.
С 1992 года фабрика преобразовывается в ООО «ВАРКО», которая и сегодня продолжает сложившиеся за многие годы традиции с оригинальной стилевой направленностью. Продукция ООО «ВАРКО» включает в себя более 500 наименований. Это женские украшения: заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, различные гарнитуры и комплекты украшений, кольца, перстни, а также шкатулки, шахматы, ларцы, письменные приборы, авторучки, стаканы-карандашницы, ножи для разрезания бумаги, пасхальные яйца, иконы и др.
Рождение каждого из этих предметов долгий и кропотливый процесс. Каждое изделие режется мастером от начала и до конца без применения штампов и шаблонов.
Среди художников – косторезов ООО «ВАРКО» многие являются лауреатами российских выставок и конкурсов, членами союза художников России, заслуженными художниками России, награждены государственными наградами.
В Варнавинском историко-художественном музее хранятся работы резчиков Варнавинской косторезной фабрики – это ларец «Золотой петушок» Ю.Ф. Мишукова, ларец «Волшебный» Н.А. Медведева (эта шкатулка выполнена по образцу XVIII в., который храниться в г. Москве), а также коллективная работа Ю.Ф. Мишукова, Н.П. Михайловой, В.П.Тевризова — ларец «Куликовская битва».

 

варнавинская2Варнавинские изделия из кости постоянно экспонируются на выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом.
Продукция фабрики поставлялась во Францию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию, США. ООО «Варко” является признанным и полноправным членом ассоциации «Народные художественные промыслы России”.
Для Парфёна Парфёновича Черниковича было ясно, что стиль варнавинской резьбы по кости должен быть свой, особенный. В нем, по словам мастера, должны были отразиться и ритмы хохломы, и лаконизм городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки, и пластика домовой нижегородской резьбы. Так родилось отличие варнавинской резьбы от родственного ей холмогорского искусства. Варнавинский косторезный промысел соединил традиции холмогорской резьбы с художественными приемами и орнаментами народного искусства Нижегородчины.
Парфён Парфёнович сразу же приступил к разработке образцов изделий из кости. Им было создано около 100 вариантов заколок, шпилек, сережек, брошей, узоров на рукоятках для ножей. Талантливый мастер с удивительным чувством меры в композиции изделий вводит «травный» орнамент. Очень оригинально выглядели крючки для вязания — в виде перышка, сказочного петушка или повторяющие форму старинных прялок с орнаментом. В 1969 году первые из образцов были представлены на суд областного художественного совета и одобрены.
Резьба по кости является древним искусством. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьбы на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. Работают варнавинские мастера и в технике объемной резьбы, создавая скульптуры и целые настольные композиции. Редко, но технику объёмной резьбы используют и при создании женских украшений.
Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – «цевку» и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости — мамонта и моржа. Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов.

 

 Хотьковская резная кость

 

хотьковская 1Русский народный художественный промысел, возникший в 1947 году в России – Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьков. Именно там была создана первая артель, изготовлявшая изделия методом резьбы по кости. Позднее на её базе возникла фабрика «Народное искусство», которая в 1970 году объединилась с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий, а с 1993 г. — товарищество «Народное искусство».

Резьба по кости — один из самых старинных видов русского народного искусства. Уже в X в. художественная обработка кости в Древней Руси была на таком высоком уровне, что в Западной Европе ее называли «резьбой руссов».

Хотьковское ремесло основывается на традициях обработки кости и твёрдых пород дерева, еще в XV—XVII в. существовавших в Троице-Сергиевом монастыре (инок Амвросий и школа троицких резчиков) и в XIX—XX в. — в Сергиевом Посаде (династии мастеров Хрустачевых, Цирюльниковых). Резчики Хотькова развили навыки, полученные в училище в Абрамцеве, и использовали многообразные приемы ажурной резьбы по кости холмогорских резчиков. Постепенно хотьковский промысел выработал свою близкую к натуре стилевую манеру.

В 1950-х — начале 1960-х г. промысел широко применял мамонтовую кость, твёрдые породы дерева (главным образом самшит), рог, перламутр. Приёмы создания анималистической скульптуры резчики изучали в Абрамцевском училище. Популярен был многослойный ажур, придающий многоплановость архитектурным композициям на крышках резных шкатулок. С конца 1960-х — начала 1970-х г. основным материалом становится коровья кость (цевка), из которой создаются шкатулки, пудреницы, кольца, броши, серьги, украшенные растительным орнаментом.

В последние годы возродилась резьба по мамонтовой кости мастер Н.Н. Саломакин создает так называемые «экраны» (с задней рельефной стенкой и скульптурой на переднем плане), наперсные кресты и панагии, создаются также резные иконы и пасхальные яйца. Современное косторезное искусство донесло до нас лучшее, что было выработано многими поколениями народных мастеров: отточенную технику ажурной, рельефной и объемной резьбы, опыт создания бытовой вещи.

Известными мастерами-исполнителями хотьковских изделий являются С.И. Васинская, В.А. Логинов, К.Г. Зорилов, Н.Х. Касимов, П.К. Ротин, Ю.С. Чурилов и другие.

 

 Абрамцево-кудринская резьба

 

абрамцево2Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

 

абрамцево3Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно — промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

 

 

 

 

 

 

 

Богородская резьба

 

богородская резьба2Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины.)

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.
В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.
Богородская игрушка и скульптура давно и прочно вошла в жизни культуры русского народа, как его феномен. С помощью передачи мастерства из поколения в поколение промысел развивалсякрепко вставая на ноги, заинтриговывая и притягивая к себе.

 

богородская резьба 1В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера-чудодеи: Н. И. Максимов, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А.Рыжов, И. К. Стулов, С.А Паутов., И .М Польский., М.Я.Дворников. Богородские резчикиучастники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном.

 

 

 

 

Русская резная икона

 

резная-икона2Появление резных икон на Руси датируется XI веком. Традиция «икон на рези» была позаимствована у Византийцев, собственно как и религия. Богатые леса и наличие умельцев на все руки, значительно поспособствовало распространению данного вида искусства. Кроме того, набирающая обороты новая вера требовала все больше культовых предметов, а расписные темперой иконы были удовольствием не из дешевых. Да и сами живописцы встречались гораздо реже резчиков по дереву. Берясь за любую работу, народные умельцы вырезали иконы и для храмов и для домов простого люда. Из дерева делали всё: и кресты, и складни, и образки, используя при этом ту древесину, что росла в лесах. Однако более дорогие изделия, все же изготавливались из импортного материала.

 

 

 

 

 

При украшении резных икон, не мудрствуя лукаво, использовали те же методы, что и при украшении живописных. Готовые работы обрабатывали сусальным золотом, серебром, темперой, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Оберегаясь от воздействия влаги, дерево обрабатывалось маслом, лаками и воском. XVI – XVII являлся веком расцвета и оставил потомкам большое количество прекрасных работ. Лучшие резные иконы хранятся, в различных музеях страны и по сей день. Однако в середине XVII века искусство было предано огню. Современная церковь тех времен усматривала языческие мотивы в резных иконах. В связи с этим большое количество прекрасных изделий пропало на кострах. Хотя, само собой разумеется, что были уничтожены не все произведения искусства. Стоит отметить, что лучшие резные иконы остались в тайных схронах старообрядцев, а некоторых так и вовсе не были задеты репрессиями. Так, например, до самых глубоких уголков Севера России, к примеру, до Сибири, бедствия подобного масштаба приходили не сразу. Дойдя же, всегда воспринимались по-своему. Установившийся в той части патриархальный уклад общества и большое уважение к изобразительному искусству заставляли обитателей тех краев хранить резное искусство еще больше.

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru