Главная » Идеология » Народный дом вместо ДК?

 

Народный дом вместо ДК?

 

ИМПЕРИЯ

На рисунке: графиня Панина

СОВЕТСКАЯ РОССИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    

ФИЛЬМ О НАРОДНЫХ ДОМАХ

Объектами россиянской культуры все чаще руководят менеджеры, обученные сделать экономически эффективным пространство от буфета до туалета. Им совершенно не важно, чем оно заполнено посередине. Музей, театр, выставочный зал должны приносить прибыль и по возможности оказывать культурные услуги с тем, чтобы получать еще и дотации от государства. Не стоит поэтому удивляться, что они не видят различия между народным домом и современным (или советским) ДК. Про народные дома Российской империи они никогда не слышали, а если бы услышали, то посчитали бы их совершенно никчемными бизнес-проектами, хотя бы потому, что там занимались преображением людей, а не измеряемыми в деньгах культурными услугами. В советское время о народных домах вспоминать было не принято. По партийной идеологии только после Октябрьской революции занялись культурой и просвещением простого народа. До неё был полный мрак в тюрьме народов – таков был идеологический посыл, сделавший неуместным воспоминания о тысяче народных домов империи. Огромный пласт русской культуры, вполне сопоставимый с великой литературой 19 века, композиторами, лучшим в мире балетом и т.п., оказался выведен из учебных программ.

Спросите выпускников факультетов истории или культурологии о народных домах и вы в лучшем случае получите маловразумительный ответ. Это относится не только к выпускникам советских вузов, но и вполне современных и демократических. Очень мало уцелело книг об этой чрезвычайно важной части общественной жизни. Нет ни диссертаций, ни рефератов. Еще одна русская Атландида, утонувшая в глубине веков. Народные дома не должны уподобиться этой мифической земле. Легенда о граде Китеже более всего подходит для нас. Мы уже слышим его колокольные звоны, пробуждающие благодарную память о наших предках, строивших эти дома с верой и надеждой в наше грядущее исцеление. Кому-то уже видятся очертания этого Китеж- града, всплывающего из глубин забвения, другие придут к нему позже. Только Китеж-град русской культуры спасет от очередного распада нашу страну. Не спрашивайте кому звонят ее колокола- они звонят для каждого из нас, иначе это будет тот похоронный колокол, про который напоминал Хэмингуэй.

Один мудрый человек сопоставил ДК и народные дома. «Они похожи как Первомайская демонстрация и Крестный ход. В том и другом случае в руках чего-то несут, куда-то идут. Внешнюю схожесть найти можно, но дух-то совершенно разный» Вот что С.А. Панина писала о своем детище – Лиговском народном доме, построенном ею для жителей самого бандитского района Петербурга: «Дом этот вырос и создался силой любви, во имя достоинства, правды и свободы личности. Этими началами руководствовался он во всей своей деятельности, помятуя, что только на свободной, сильной, честной, просвещенной и самоотверженной личности может построиться и устоять счастливое человеческое общество». Разве о свободной личности мечтали в советских ДК, где на сцену рядом с президиумом собрания ставили гипсовый бюст Ленина, с сатанинским прищуром смотревшим в зал, высматривая там «пролетарские массы»? Разве о сильной, честной, просвещенной и самоотверженной личности задумываются менеджеры торгашеской культуры современных ДК? Русские культурные центры должны обрести дух именно тех народных домов, куда лучшие люди империи вкладывали свои души и надежды на преображающую человека силу нашей культуры.

Русский дом не должен превращаться в ДК или место для сборища мечтающих мыть солдатские сапоги в Индийском океане, ходить факельными шествиями с желанием окончательно решать вопросы в печах крематориев. Мы, богатейшая своей историей и людьми страна, обязательно дождемся звона наших колоколов. Для тех, кто хотел бы научиться различать Народные дома и дома культуры из прошлого и настоящего, предлагается краткий перечень этих различий.

  1. Народные дома в Российской Империи часто открывались попечительствами о трезвости.

В ДК проходили не только торжественные заседания, но и банкеты по разным случаям с обильными возлияниями.

  1. НД посещали всей семьей. И малым и старым находилось занятие по интересам. В ДК родители поджидают своих деток во время их занятий в кружках, просиживая на скамейках томительные часы в коридорах.

  2. В НД кружки для занятия всевозможными рукоделиями опирались на русскую традицию с учетом местных особенностей (Западная Украина). Современные ДК более охотно предложат батик, декупаж, оригами, экибану и т.п., все, что не способствует закреплению национальной идентичности

  3. В народных домах была физкультура в точном понимании этого слова. Культура, связанная с поддержанием в здоровье тела как храма для души.

В ДК прижились йога, тхэквандо, ушу и т.п., тело тренируют с элементами погружения в иные культуры. Через занятия всем этим формируется человек мира, лишенный своих корней и национальных традиций.

    1. В НД и ДК советского времени библиотеки отбирали книги, имеющие отношение к культуре во всех сферах жизни. Современные ДК, доживающие свой век без идеологии, могут предлагать читателю все, что угодно любой степени вредности и тлетворности. Спасает лишь то, что большая часть их библиотек перестала

      существовать, оставив место для книжных киосков.

    2. В НД не обучали хип-хопу, сальсе, рок-н-ролу, танцам живота и у шеста, чем заполнены наши ДК. Некоторые современные ДК иногда еще держат у себя русские танцевальные и музыкальные коллективы для отчетов перед начальством, но это им только мешает оказывать платные культурные услуги населению.

      Очень важно, что когда жители России обращались друг к другу со словами: «Пойдем в наш дом», они имели ввиду Народные дома. ДК советские, а тем более современные, превращенные в торговые точки, никоим образом понятию общего дома, куда бы ты хотел придти для простого общения, не соответствуют.

    3. НД в Российской империи и других странах становились общедоступными общественными центрами. Там могли выступать представители всех политических движений. Там свободно обсуждали вопросы экономики и политики.

      Советские ДК стали проводниками решений КПСС, которые было принято с воодушевлением поддерживать. В современные ДК уже никто не пойдет за поиском истины, разве что посмотреть на политшоуменов типа Познера или Соловьева

    4. Театральные труппы в НД ставили Островского и Гоголя. В современных ДК из русской классики предпочитают Чехова, и то в самых извращенных интерпретациях.

      В народном доме Николая Второго оперы русских композиторов ставились раньше, чем в Мариинском театре. Выступать перед простым народом почитали за честь Шаляпин и Собинов. Декорации и костюмы были не хуже, чем в императорских театрах.

      ДК всегда были, а теперь тем более площадками второго сорта с соответствующим отношением со стороны зрителей и артистов.

    5. В одном из народных домов Москвы начинался отечественный кинематограф. Там снимали первые фильмы, привлекая для работы артистов театральной труппы. Кинозалы появлялись во многих народных домах. Были кинозалы и в советских ДК. Теперь, когда национальный кинопрокат разрушен, а ДК мало посещаемы, кино полностью ушло в торгово-развлекательные центры, оставив им лишь редкие кружки кинолюбителей.

    6. НД за редчайшими исключениями строились лучшими архитекторами, считавшими очень важным привнести в их облик свои представления об исторической России.

      ДК советского времени строились с установкой изжить все русское сначала во славу Пролеткульта, а позже для воспитания советского человека без памяти о предках и своих корнях. Конструктивизм нагроможденных объемов заменили потугами на имперскую классику с колоннами. При Хрущеве и Брежневе перешли к простым коробкам, предвестникам современной ларечной архитектуры.

    7. В народном доме графини Паниной кормили детей бесплатно. Бесплатно работали 20 человек из 60 –ти сотрудников дома. Работали для просвещения людей.

      В советских ДК работали на ставках согласно занимаемым должностям, а теперь пытаются выживать за счет платы за все подряд и работают ради денег.

    8.  Российская империя распалась после революции, но после окончания Гражданской войны за три года собралась в СССР. Амбиции политиков не помешали. Народные дома несли русскую культуру всем этносам империи и даже их закрытие не отменило ее объединительную силу. Без нее жизнь показалась неодолимо сложной. Совсем не для того, чтобы стать топливом в намечавшейся мировой революции, отделившиеся республики устремились к России. Они потянулись к русской правде и надежде на лучшую жизнь. Тогда не было промышленной интеграции и происходящей от нее взаимозависимости. Она была при распаде СССР, когда казалось, что взаимная выгода всех быстро соединит, но этого не произошло. Такое развитие событий можно объяснить и заменой русской культуры советской перешедшей к состоянию загнивания.

      ДК выращивали человека советского без рода и племени. Людей всех народов хотели сделать детьми Маркса и Ленина и на этой основе считать себя братьями. Дикий национализм в азиатских республиках и на Кавказе пролил много человеческой крови. Прошло уже четверть века со времени распада СССР, но все еще нет желающих снова быть вместе, несмотря на усилившиеся внешние угрозы и наличие экономической пользы от объединения. Уже нет и тени от прежних красных знамен, но нет и русской культуры, зовущей людей к поиску настоящего смысла жизни вместо алчного потребления.

    9. От фальши в советских ДК распался даже русский народ, сначала на «братские народы», а затем и на врагов. Слишком много оказалось желающих считать себя украинцами не случайно. В ДК сочеталось жесткое управление певцами и плясунами с отсутствием настоящей общественной жизни. Забвение наших общих истоков, замена их пробуждения псевдонародной попсой породили протест, который западные психотехнологи направили к новой гражданской войне. «Революция достоинства»- это не только жестокий обман придуманный политиками для быдла, в самом деле это еще и поиск дороги к общему Дому, который когда-нибудь должен создаться силой любви, во имя достоинства, правды и свободы личности, как мечтала графиня Панина.

      Ленинопад по всей Украине прошел столь же закономерно, как осенние листопады. ДК иссушившие души и проложившие этим душам путь к новой гражданской войне, не метафора, а страшная реальность.

    10. Когда большевики закрывали подавляющее большинство народных домов, а другие брали под жесткий контроль, они прежде всего хотели лишить людей возможности что-либо свободно вместе обсуждать. Самый большой народный дом империи имени Николая Второго построенный на деньги горожан, быстро превратили в мюзик-холл не случайно. Известный политтехнолог и фальсификатор выборов в Петросовет — Володарский цинично рассуждал о том, что пока горожане просиживают с утра до вечера в многочисленных кабаре, власти большевиков ничего не угрожает.

существовать, оставив место для книжных киосков.

Все перечисленное среди бед современных ДК можно считать вполне исправимым, но есть ли у государства, привыкшего манипулировать населением, желание и силы преображать его в народ? Нужны ли нынешним правителям сильные, честные, просвещенные и самоотверженные люди. Не появится ли у них желание избавиться от компрадорской власти и выбрать для себя честных и самоотверженных для наведения порядка? Слабые, разобщенные, отупленные телевидением с вороватыми глазами заслуживают именно той власти, которая их имеет как умеет. Бесстыжим и туповатым можно лгать еще долго, для них лучше оставить все тех же полуживых наследников советских ДК, вытравливающих остатки истинного русского духа танцами у шеста – любимым занятием современных политиков.


 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий