С Новым 2015 годом и приближающимся Рождеством Христовым!

 

05_Подарок

Всем желаем в новом году помимо здоровья и успехов пройти хотя бы небольшой отрезок пути духовного обновления!

Георгий Садков

Дети после новогодней ночи находят под ёлкой родительские подарки. Хорошая русская традиция. Вот и нам захотелось предложить посетителям нашего сайта новогодний подарок не детям, а всем родителям. Иван Александрович Ильин в 1935 году писал работу «Пути духовного обновления» с глубокой верой, что когда-нибудь его труд будет не только издан, но и востребован в России. Спустя 80 лет это время пришло. У нас в стране любят с чем — либо связывать тот или иной год. Так почти незаметно для подавляющего большинства жителей страны прошел Год Культуры. Вряд ли этот год в Минкульте захотят назвать годом духовного обновления, но никто не мешает нам сделать это самим. Народные дома, которые мы хотели бы возродить, могут стать теми очагами русской культуры, где главной заботой станет забота об обновлении нашего духа. Мы верим, что именно там начнутся его трудные, но необходимые всем нам пути.

Георгий Садков

Садко Новгородцев. Не верь, не бойся, не проси!

Вспоминая великое наследие Ивана Ильина. Новогодний подарок родителям от нашего Народного Дома.

Иван Ильин в своей работе «Пути духовного обновления» хорошо написал про воспитание детей, будто предвидел в какой глубокой яме окажется к концу 20 века русская культура и образование. Проживая долгие годы вне России, он хотел видеть её будущее в надежных руках. Современные родители в нашей стране — это уже в полной мере продукт потребительского общества и отупляющего телевидения. Купить ребенку новую игрушку гораздо проще, чем научить его что-то сделать самому.  День, два радости освоения новой покупки и затем  с трудом изживаемая тоска в ожидание новой, да желательно такой, чтобы тебе позавидовали одноклассники. Позже  какой-нибудь  отпрыск самых обеспеченных родителей приходит в школу с самым дорогим телефоном и у всех остальных начинаются очередные страдания от собственной неполноценности. Еще немного позже многие из этих уже подросших детей будут искать спасение от подобных страданий и пустоты жизни в алкоголе и наркоте.

 В советские времена много детей занималось в домах пионеров и школьных кружках. Они могли показать свои достижения, смастерив самолет или корабль, собрав радиоприемник или украсив вышивкой кухонный фартук для мамы. Детское творчество во всех его проявлениях несло незабываемые радости от первых успехов, от  трудом полученных результатов.  Так закладывался на всю жизнь путь не потребителя, а творца. В народных домах недалекого будущего можно будет проводить время совсем не так, как сейчас проводят его семьи, приходящие на целый выходной день в какой-нибудь торгово -развлекательный центр. В народных домах самые маленькие дети смогут погрузиться в мир русских сказок, а детям постарше найдут много полезных занятий. При всем уважении к шедеврам Андерсена и Шарля Пьеро, в детском театре народного  дома будут в репертуаре только русские сказки. Разумеется, гости дома будут показывать сказки своих народов, но первый театральный опыт маленьких зрителей должен пробуждать в них память об ушедших поколениях предков. (4. Сказка. 5. Жития святых и героев ) Здесь и далее ссылки на пункты статьи И. Ильина.
Дети постарше могут поучаствовать в смотрах и прочих делах военных реконструкторов, принять участие в создании интерактивных выставок на различные темы, связанные с историей регионов России, героями войн и мирной жизни. (7. История, 8. Армия , 9. Территория.) Современные дети уже хорошо владеют для этого компьютерными технологиями. Мальчикам наверняка понравятся занятия русским рукопашным боем, тренировки по управлению беспилотными аппаратами, полеты на тренажерах и возможность пострелять в лазерном тире.  Девочкам больше будет по душе попеть народные песни, поучиться русской кухне и народным ремеслам, поводить хороводы, примерить, а может быть и пошить наряды традиционного русского стиля. Одинаково полезно для обоих полов показать свои первые киноролики, первые стихи и картины. Нужна почти домашняя обстановка, чтобы можно было что-либо обсуждать не в социальных сетях, а при живом общении. Можно будет послушать лекции на разные темы и почти никому не нужных, но хороших поэтов. Это к вопросу о бережном отношении к русскому языку.В народных домах будет строго запрещена ненормативная лексика. Даже за ее случайное использование будет запрещено посещение народного дома на длительный срок. (1. Язык 2. Песня, 6. Поэзия..)
Все, что предлагает необходимым Иван Ильин для воспитания национального самосознания, уже трудно реализовать только силами семейного воспитания, потому как очень многое из необходимого уже утрачено, а наши СМИ только усиливают доставшуюся нам от либералов- компрадоров всеобщую разруху в головах. Поэтому современные народные дома будут наполнены новым содержанием. Несмотря на это они смогут сохранять традиционную культуру и благодарную память о тех народных домах, которые открывались в городах России при последнем императоре. Под эти цели можно использовать и многочисленные дома культуры, доставшиеся нам от советского периода и уцелевшие народные дома, что были перепрофилированы под другие цели.
Когда-то Илья Рахлин убедил партийное руководство Ленинграда, что длинноногие девицы, танцующие ровными рядами иногда  в стилизованных под русские минисарофанах и кокошниках, это не искусство для избранных, которые обычно ходят на балет, а вполне демократичный жанр, вполне понятный даже английским рабочим. Так появился первый в нашей стране отсвет того, что уже давно пляшут в Лондоне и на Бродвее — веселый рахлинский  Мюзикхол. Несколько позже его труппа обрела своё здание, получив в распоряжение кинотеатр Великан. В царские времена там был оперный театр Народного дома, где выступал Шаляпин и многие другие достойные музыканты. В соседнем здании Планетария еще в те дореволюционные времена рассказывали о звездах и стояли телескопы для посетителей. В огромном зале, на месте которого расположился театр Балтийский дом, устраивали торжественные обеды для георгиевских кавалеров и массовые праздники.
  Огромную труппу, давно надоевшую зрителям и нерентабельную в современном шоубизнесе, распустили еще в 90-е годы. Теперь площадка с прежним названием Мюзикхол принимает всех желающих гастролеров в режиме обычного концертного зала. О её убыточности или прибыльности знают в городском комитете по культуре, к нему она, скорее всего, и относится до сих пор. Фойе и балконы Планетария заполонили пластмассовые динозавры, напоминающие об успехе фильма «Парк Юрского периода». Театр Балтийский дом, перепавший по наследству сыну И. Рахлина, помимо показа своих спектаклей принимает театральные фестивали. Понятно, что созданное при царской власти огромное пространство  одного из Народных домом в Петербурге, используется для культурных целей, имеющих весьма отдаленное отношение к тому, что задумывали для укрепления и процветания державы цари, и уж совсем не соответствующие мечтам Ивана Ильина о нашем духовном обновлении.
Наблюдается разруха в головах не только простых людей, отданных во власть отупляющих СМИ, но и в головах чиновников, отвечающих за культуру. Советская власть, да и нынешняя в не меньшей степени всегда боялась неконтролируемого общения людей. Начавшее складываться в народных домах русское общество вызвало смертельный страх у захвативших власть большевиков. Это болтуны из дворянского или толстосумы из купеческого общества могли перейти на их сторону, где есть новая власть с должностями или надежда сохранить нажитые капиталы  (НЭП такую возможность  пообещал), а вот русское общество, состоящие из людей разных сословий, могло бы не поддержать воинствующий атеизм, насаждение идей мировой революции и засилие малообразованных инородцев во всех государственных учреждениях. Именно поэтому народные дома позакрывали сразу после революции задолго до разрушения церквей, как возможные очаги сопротивления.
У нынешней власти должно быть стратегическое мышление не только в области вооружений и экономике. Бегать с ведрами и тушить очередной пожар, порожденный неуважительным отношением к едва теплящемуся русскому обществу, не требует управленческой воли и мозговых усилий. Следствием такой бестолковой беготни стала война в Русском Мире, заполыхавшая на Донбассе и потеря Украины. Чтобы не бегать с ведрами постоянно, следует заранее думать о пожарных шлангах и насосах.  Народные дома принесут результат не завтра, но в любом случае стоит полностью изменить отношение к русской культуре и заняться их возрождением. Не проедание государственных денег на фестивалях и праздниках, а постоянная целенаправленная работа по возрождению русской культуры должна стать важнейшей задачей для нынешней власти, если она готова перестать быть компрадорской.  
Андрей Фурсов, часто называющий себя футурологом, поделил нашу власть на «исполнителей» и «контролеров». Эти две категории управленцев, по его мнению, все больше входят в состояние непримиримой борьбы. Если победят «исполнители», то их хозяева глобалисты во второй раз не совершат ошибку 90-х, а доведут расчленение страны до удобного для них варианта. Получившиеся мелкие образования уже не смогут кому-либо угрожать, размахивая атомной бомбой. Им оставят только полицейские силы для борьбы с местным населением, когда ему захочется выразить протест против удушения налогами и все дорожающими услугами ЖКХ. Если победят «контролеры» — те, что хотят сами командовать в своей «тайге», то всех ожидает долгое и тяжелое по своим последствиям противостояние с Западом. От него «исполнители» всегда могут рассчитывать на финансовую и политическую поддержку, а сиротам-«контролерам» придется опираться исключительно на народную поддержку. Не населения, а народа.
Лишенное национальной идентичности население можно легко подвигнуть на свержение власти, не обеспечившей сохранения относительно сытой жизни. Только к народу в тяжелую годину  можно будет обратиться со словами «Братья и сестры» и быть услышанными. Только народ в состоянии понять, что трудности необходимые для обретения суверенитета, надо преодолевать всем вместе. Население же легко поддается погромным призывам.  Контроль над СМИ в эпоху интернета и мобильной связи большого эффекта не даст. Кремлевским стратегам придется выбирать: или с прежней настырностью пилить и доедать советское наследие или по-настоящему заняться сбережением народа, что завещал нам А. Солженицын. Сбережением не только в заботе о демографии, но прежде всего в духовном обновлении. Здоровый духом народ не надо будет подбадривать материнским капиталом и прочими мерами, направленными против убыли населения, порожденной прежде всего нравственной деградацией, а не падением жизненного уровня в 90х.
Благополучные, сытые времена еще можно прокричать, промаршировать под медные трубы, млея от счастья, что Крым наконец-то наш. А если настанут иные? Разве не время испытаний нам обещают с разных высоких трибун? Столетней давности крикливый патриотизм 1914 года закончился тем, что солдаты повернули штыки против своих бывших командиров. Еще не сложившееся русское общество не смогло достойно пережить тяготы Первой мировой войны и погрузилось в еще более страшную — Гражданскую. Трудно сказать на что надеется нынешняя власть, выделяющая деньги на крикливый патриотизм, формальные праздники и бесконечные программы толерантности. Неужели так сильно сказывается профессиональная подготовка бывших чекистов, поднявшихся на вершины российской власти? Скорее всего, решение оперативных задач по мере их поступления и умение быстро бегать с пожарными ведрами в виде секретных бумаг в случае каких-либо осложнений для изображения преданности начальству, не располагают к задумчивости о сколько- нибудь отдаленном будущем. С этим надо смириться и больше надеяться на свои силы, хотя очень часто приходится видеть испуг, когда мои собеседники узнают, что программа возрождения народных домов проект не государственный, а пока- что только общественный.
Моя позиция в этом вопросе такова. Если наши прославленные сатирики типа М. Задорнова в своих шутках сравнивают нашу страну и порядки в ней с лагерной зоной, то вполне уместно вспомнить и главное лагерное правило: «Не верь, не бойся, не проси».
«Не верь» ,прежде всего, тем, кому захочется поучаствовать в возрождении народных домов, с целью получения экономической выгоды. Благими намерениями всё привести к полной самоокупаемости вымощена самая короткая дорога в ад еще большей разрухи. В народных домах должны созревать души. Их нельзя взвешивать на весах пригодных для торговли рыбой или картошкой. Это в игорной зоне, которую по причине невообразимой дури собрались строить в Крыму, пусть взвешивают падшие души и продают их оптом и в розницу. Народные дома должны служить для движения человека вверх, а не вниз. На это государство, которое согласно нашей конституции принадлежит народу, а не чиновникам и президентам должно найти силы и средства. Для духовного обновления народа средства жалеть не стоит. Потом меньше придется тратить на больницы для наркоманов и тюрьмы для уголовников, включая казнокрадов. Армия, сильная патриотическим духом – защитница народа, а не состояний олигархов, убережет нас даже от помыслов врагов у нас чего-нибудь отобрать и нам придется хотя бы немного меньше тратиться на дорогостоящее вооружение. Бьют слабых духом и готовых предавать.
 Не только современным оружием сильно войско. Оно должно знать, что ему доверено защищать землю, доставшуюся нам трудами и подвигами предков, но такое осознание должно рождаться не во время воинской присяги, а гораздо раньше. Для этого нужны совсем иные пути духовного обновления, чем те, что тужится предложить россиянский агитпроп, выросший из советского, сохранивший его подходы и кадры. В его рядах оказалось слишком много бывших комсомольских активистов, которые еще в юности сообразили, что понятие о душе не укладывается в их атеистическое мировоззрение. Более удачливых из них и чуть более бесстыжих компрадорская власть записала в банкиры и олигархи, а менее вертких бросили на культуру и пропаганду. Нельзя верить, что люди с давно умершими душами сделают что-либо действительно полезное для духовного обновления России. Готовность делать полезное для себя, а не то, к чему призывали на съездах и заседаниях осталась в крови у бывших комсомольских вожаков. Это совсем не тот багаж, с которым можно заниматься каким- либо обновлением.
«Не бойся» прилагать усилия, чтобы  собрать как можно больше сподвижников и начать наш мирный поход на Москву ради освобождения нашей Родины от навязанной нам разрушающей души культуры. Для этого мы не должны кого-либо бояться на нашей русской земле. Не стоит бояться или ждать помощи у чиновников от той культуры, что приравняли к прачечным, парикмахерским и предназначили для оказания населению услуг по возможности всё более платных. Такой культурой вполне могут управлять менеджеры, умеющие выделенные под их управление квадратные метры, заставить приносить максимальный доход. Та русская культура, о которой мечтал Ильин, должна быть в других руках. Здесь уместно вспомнить про земства царской России. Органы местного самоуправления при финансовой и организационной  поддержке государства могли бы со временем стать достойными попечителями  народных домов по всей стране, иначе это все снова превратится в те ДК советского времени, что надолго удушили интерес к традиционной культуре и служили удобными рабочими местами для жен функционеров из партийной элиты. Обычные люди должны перестать бояться организовывать свой досуг без оплачиваемых властью управленцев и ,окончательно откинув страх, всерьез задуматься о будущем своих детей.
«Не проси» ничего у тех, кто может извратить любую здоровую идею для извлечения своих материальных выгод. Всегда остается надежда, что когда-нибудь самое высокое начальство устанет бегать с пожарными ведрами и вспомнит о более полезных для страны делах. «…Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». — так говорил булгаковский Воланд. Будем надеяться, что благое дело найдет отклик даже в тех душах, что хотели бы как можно дольше прислуживать только ему. Это вовсе не ожидание у моря погоды, а терпеливое сосредоточение сил в спасительном деле и упорный труд для того, чтобы пришли многочисленные сподвижники,  поверившие в наше общее дело.
Многие люди все еще надеются на политические партии, хотя всем понятно, что политическая жизнь умерла не только в нашей стране. Вся политическая суета превратилась в систему распределения денежных потоков, выделенных на имитацию партийной жизни. Народный фронт мог бы стать более здоровой структурой, если бы не создавался теми же политтехнологами, которые до этого занимались партиями и продвижением депутатов. О потугах Общественной палаты влиять на общество и власть лучше вообще не вспоминать.
Лет пятнадцать назад Ю. Болдырев собрал свой блок для участия в выборах. Все кандидаты подписали документ, обязывающий голосовать, руководствуясь строгой дисциплиной блока. Однако 13 из 16  победивших на выборах депутатов ЗАКСа Петербурга быстро перешли в другой лагерь и отказались от своих обязательств, оставив в душе организатора незаживающую рану. Больше всего поразило Ю. Болдырева нежелание избирателей отозвать или хотя бы осудить отступников. Гнилые депутаты, такие же гнилые избиратели. Это всего лишь один, возможно, не самый яркий, но очень характерный пример из тысячи подобных. Неужели свое слово в России не держали всегда? Нет, даже жадно работающие на свою выгоду русские купцы после рукопожатия без всяких документов и расписок держали свое слово. Разруха в головах породила и упадок представлений о чести.

См. видео. Юрий Болдырев.  О предательстве.
Возрождение русского общества — вот единственный путь нашего духовного обновления и этому важнейшему делу могут послужить народные дома, где будет возвращаться память о достойной жизни наших предков через глубокое погружение в русскую культуру. Все прежние годы пытались надеяться на благотворное влияние Православной церкви. Восстановили храмы, построили много новых, но воцерковленных людей так и остается всего около 2%, а остальные ничем не лучше оставшихся атеистами. Даже многоопытный и честный политик Ю. Болдырев не нашел или не высказал ответ на вопрос, какой может быть выход из нашей нравственной разрухи, ставшей неодолимым препятствием на пути развития страны. Любые самые радикальные преобразования в экономике, устройстве народовластия на местах, и даже выработка новой идеологии, прописанной во всех государственных документах, не дадут заметного результата, если у нас не изменится отношение к школьному образованию и культуре. То, что народные дома необходимы,  не вызывает сомнения у руководителей государства. Назвали их современно «многофункциональными культурными центрами». Так удобнее обойти острый вопрос о сохранении национальной идентичности, но суть их та же. Привожу текст из публикации по этому поводу.

Правительство одобрило проект решения о создании многофункциональных культурных центров в малых городах России. «Предлагаю поддержать проект решения и начать его реализацию», — сказал премьер- министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабмина.

Он рассчитывает, что создание таких центров в малых городах изменит жизнь людей к лучшему, «сделает ее ярче, разнообразнее».
Сохранение исторического наследия, равно как и поддержку современных культурных процессов, премьер назвал одним из приоритетов работы власти и правительства. «Важно то, чтобы каждый гражданин у нас мог читать книги любые, получая их из библиотек в нормальной обычной форме, и в электронной форме, посмотреть, по возможности, премьерные спектакли лучших театров и приобщаться к музейным коллекциям, которые существуют в нашей стране, то есть ощущать себя, если хотите, неотъемлемой частью нашей цивилизации», — заметил Медведев.
Он рассказал, что в многофункциональных культурных центрах будет объединена культурная и образовательная сфера. «Сюда можно будет прийти всей семьей, чтобы отдохнуть, а с другой стороны, поучиться даже, — пояснил глава правительства. — Здесь же будут проходить выставки, спектакли, кинопоказы, работать творческие студии».
В правительстве рассчитывают, что такие центры будут привлекать и зрелую аудиторию, и молодежь, создадут среду для появления новых талантов, без которых невозможно развитие отечественной культуры.

Многофункциональные культурные центры в малых городах России станут модным местом для общения, отметил министр культуры РФ Владимир Мединский после заседания правительства РФ.
По его словам, к 2015 году будет создано от 40 до 50 таких центров. На эти цели будет выделено около 2 млрд рублей. Пока к проекту присоединилось 13 субъектов РФ, планируется, что это число увеличится до сорока. В частности, центры будут построены в Чечне, Ингушетии, Ставропольском крае.
Министр напомнил, что строительство центров начнется в 2014 году в соответствии с указом президента. Изначально планировалось, что их будет пять по всей стране.
«Проще всего было отбабахать пять больших центров, но мы решили прежде всего посоветоваться с регионами», — рассказал Мединский. В итоге было решено возвести «компактные современные типовые центры».
На создание каждого из них из федерального бюджета будет выделено по 50 млн рублей, реальная стоимость строительства, по оценке министра, составит от 80 до 100 млн рублей.

В малых российских городах будут создаваться многофункциональные культурные центры. Подготовленная Минкультуры России концепция их создания была одобрена на заседании Правительства РФ 4 сентября 2013

Это заседание правительства осени 2013 года отреагировало на указ президента №597, подумав над ним всего лишь 16 месяцев.

Указ президента от 7 мая 2012года №597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Миссия проекта: воспитание подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание среды мотивирующей к культурному и творческому развитию молодежи, самореализации и духовному обогащению граждан. Центр должен стать любимым местом встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста.

Некоторые из главных задач: предотвращение оттока населения из малых городов, создание возможностей межнационального культурного обмена и новых рабочих мест.

Так написано в правительственном документе. В нём говорится о малых городах. Видимо считается, что в больших городах с культурой всё хорошо. Но если мы посмотрим внимательнее, чем заполнены места проведения культурного досуга горожан, то картина будет весьма печальная. Надо было иметь лютую ненависть к тому, о чем мечтал И. Ильин, чтобы наполнить их содержанием, пропитанным лезущей во все щели толерантностью и пренебрежением к традиционной русской культуре, которое характерно для большинства из них.

Как реализуется эта программа в нашей стране рассказал Народный артист России Н. Бурляев в программе «Ориентиры»

http://orientiry.info/video/23113/

Приведем краткую выдержку из беседы.
Н. П. Бурляев:

Я сейчас стал членом президиума Общественного совета министерства культуры и мне поручено там возглавить комитет по культурным центрам России. Так как Путин принял решение о строительстве 50 многофункциональных культурных центров в малых городах России. Потрясающее решение, правильное. Но, вместе с этим я увидел, что Министерство культуры уже целый год работает над созданием инновационных центров культуры. Это полный бред, потому что инновационное…

Ведущий:

Это Вы имеете в виду ДНК, да? По-моему, «дома новой культуры» так называемые?

Н. П. Бурляев:

Вот эти, ведь они и обозначили ДНК, понимаете.

Ведущий:

Т.е. — внедриться в национальный код?

Н. П. Бурляев:

Самое сокровенное, ведь, кстати, инициатор этого, олигарх Мамут. Он откровенно говорит, что цель этих ДНК — трансформация, это генетическая трансформация духа, практически. Это то, о чем говорило радио «Свобода» 25 лет тому назад. Они тогда это говорили: цель перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций.

Но, это до сих пор поддерживает Минкульт. Причем, заметьте, на три центра «инновационной культуры» дали два миллиарда рублей, и они уже 500 миллионов истратили. И два миллиарда дали на 50 культурных центров, нормальной культуры традиционной. Для этого, кстати, и созданы Путиным Общественные советы.

Скорее всего, это был самый первый Указ Президента Путина, подписанный в день инаугурации на третий срок, однако все привыкли, что президент может подписывать любые бумаги, но чиновникам гораздо виднее, как стоит их исполнять. Их исполнительский талант позволяет извратить любое здоровое начинание, что еще раз подтверждает напоминание из лагерной жизни «Не верь, не бойся, не проси».

Иван Ильин. «ПУТИ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ»

Иван_Ильин

2 глава.  О Национальном воспитании

Итак, есть глубокий, духовно верный, творческий национализм и его необходимо прививать людям с раннего детства.

Мы установили уже, что национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь узнать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.

А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего — в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.

Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству — были национальными, у нас в России — национально русскими; и далее: чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею — всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей.

В особенности следует обогащать их следующими сокровищами.

  1. Язык.Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно — на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не следует учить его никакому иному чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы «волапюка» должны изгоняться; очень важно частое чтение вслух Св. Писания, по возможности на церковно-славянском языке, и русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу; очень важно ознакомление с церковно-славянским языком, в котором и ныне живет стихия прародительского славянства, хотя бы это ознакомление было сравнительно элементарным и только в чтении; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.
  2. Песня.Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе; оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект  —  в активную, текучую, творческую эмоцию: ребенок должен бессознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски, пение даст ему первое «не-животное» счастье — по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры — церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении*.
  3. Молитва. Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже в пределах единого исповедания; и только для поверхностного взгляда Православие русского, грека, румына и американца — одинаково. Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно; и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни.

Молитва даст ему духовную гармоний, пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по-русски. Молитва даст ему религиозный опыт и поведет его к религиозной очевидности — по-русски. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой — русской опорой, русской церкви. Он найдет пути — ив глубину русской истории, и на простор русского возрождения. Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный Православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним «неприятелем».

  1. Сказка.Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия.
  2. Жития святых и героев.Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории  («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя — даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Преклонение перед святым и героем возвышает душу, оно дает ей сразу — и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей — и задание, и верный путь. Итак, национальный герой ведет свой народ даже из-за гроба.

  1. Поэзия.Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и формы, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется.

В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа его всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия. Понятно, что наиболее доступным, наиболее увлекающим и непосредственно национализирующим видом искусства останется русская пляска со всей ее свободой и ритмичностью, со всем ее лиризмом, драматизмом и неистощимым юмором.

  1. История.Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющею за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Не обходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории… Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее. Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.
  2. Армия.Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего – народа, организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею. Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и на страже родины в ее внешних отношениях, отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, — родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому распаду и исчезновению.
  3. Территория.Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа*83, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю.
  4. Хозяйство.Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы. В русском ребенке должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны — как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма.

 

Народный дом Николая Второго в Петербурге. Фотографии.

Народный_дом_1

Наролные_дома_03

Наролные_дома_01

Наролные_дома_02

Наролные_дома_07

Наролные_дома_04
Приезд Его Величества Государя Императора к Народному дому 24-го февраля.

Наролные_дома_06
Газета «Новое Время» за декабрь 1915 года. Обед георгиевских кавалеров 26 ноября в Петрограде, в народном доме императора Николая II. На празднике присутствовало 16 000 георгиевских кавалеров.

Наролные_дома_05

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий