Общество возрождения художественной Руси в Санкт-Петербурге
Общество возрождения художественной Руси (ОВХР) возникло в Петрограде в марте 1915 г. Новое объединение возглавил влиятельный государственный и придворный деятель, знаток и собиратель русских древностей князь Алексей Александрович Ширинский-Шахматов. Его ближайшим помощником, выполнявшим основную организационную работу, стал полковник Дмитрий Николаевич Ломан.
К моменту создания Общества Д.Н.Ломан осуществил постройку Федоровского собора в Царском Селе (архитекторы В.А.Покровский, В.Н.Максимов) и занимался возведением Федоровского городка (архитектор С.С.Кричинский). Идейно-художественную задачу своей деятельности Д.Н.Ломан определили следующим образом: «Мысль создать русский дом, дающий и внешним видом, и внутренним убранством образ подлинной древнерусской красоты и снабженный утварью, которая, отвечая требованиям современной жизни, являла бы формы старинного художественного мастерства, так заманчива и дорога сердцу, что на осуществление ее можно положить все силы». Следует особо отметить, что масштабные замыслы Д.Н.Ломана находили прямую поддержку у Николая II и Александры Федоровны – не случайно Федоровский храм стал любимым домовым храмом последней Царской четы.
Полем притяжения, которое объединило членов Общества, стали вопросы развития новорусского стиля, народного искусства и художественного образования, проблемы охраны и пропаганды памятников старины, озабоченность бездумным засорением русского языка иностранными словами, практические архитектурно-строительные и декоративно-художественные задачи. Политические взгляды членов ОВХР были характерны для консервативной части образованного русского общества: просвещенное самодержавие как основа стабильного развития государства, православная Церковь как хранительница национальных устоев и морального здоровья населения, наконец, образованный зажиточный народ – создатель экономического могущества России. На этом фундаменте создавались Федоровский собор и городок, эти положения легли в основу программы Общества возрождения художественной Руси.
Создатели Общества заявили о своих намерениях изданием двух брошюр: устава и так называемой «пояснительной записки», или программной декларации. В этом документе предлагалось объединяться не ради занятий узко-научными изысканиями, а для «распространения в народе широкого знакомства с теми замечательными памятниками старины, которые лучше всего могут послужить к изучению художественной стороны церковного и гражданского быта древней Руси». Собственные исследования и труды других ученых ОВХР собиралось перерабатывать и издавать в общедоступном изложении, особенное внимание при этом предлагалось обратить на художественную, иллюстративную сторону изданий. Намечалось проводить чтения и беседы с показом диапозитивов, а при возможности устраивать поездки по историческим местам России. Высказывалась мысль о необходимости создания в Петрограде большого музея древнерусского искусства.
Первым издательским опытом стал выпуск в конце 1915 г. серии из десяти открыток с акварелями В.А.Плотникова, на которых были изображены памятники деревянной архитектуры Русского Севера (тираж 5000 экз.). В 1916 г. вышли: «Древности России. Железо. Вып.1» (составитель А.В.Орешников) и «Список помеченных годами славянских рукописей, имеющих художественное значение. Патриаршее древлехранилище в Москве». Вып.1 (составитель Н.П.Попов).
Члены ОВХР поднимали вопрос об охране памятников искусства в России и в связи с этим обсуждали проект закона о запрещении вывоза за границу предметов отечественной древности. Немало сил потратил Д.Н.Ломан на собирание коллекции памятников русского искусства, которая была размещена в Трапезной палате Федоровского городка. В этом собрании по некоторым данным было до 2000 предметов: иконы, лицевое шитье, парча, изделия из серебра, меди, олова, дерева и т.д.
Не менее ревностно Д.Н.Ломан подбирал библиотеку Общества. Ее неполная опись содержит около 700 наименований – альбомы по архитектуре, древнерусскому прикладному и народному искусству, книги по русской истории и краеведению, по истории русской Церкви и богословию.
Император Николай II посетил Трапезную и подробно осмотрел ее устройство и собрание. Увиденное получило полное одобрение – перед уходом Государь оставил следующую запись: «12 февраля 1917 г. осматривал с удовольствием постройки при Федоровском Государевом Соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь Вам и всем работникам в русском деле. Николай».
Одно из важнейших направлений своей деятельности ОВХР видело в совершенствовании программ образовательных учреждений и последовательном внедрении древнерусских художественных традиций в практику кустарных промыслов. Не случайно «пояснительная записка» Общества начиналась с утверждения о том, что школа в России почти не знакомит учеников с русской историей и искусством. «Удивительно ли после этого, что подрастающие поколения лишены даже простейшего знакомства хотя бы с основными признаками древней Руси и ее духом? Удивительна ли невежественность большинства во всем, что касается исторического быта Русского государства, особенно в художественных его проявлениях? Удивительны ли, наконец, грубые разрушения ценных памятников древности, порой принимавшие стихийные размеры?».
Члены Общества полагали, что художественные школы могли стать полезным союзником в деле развития традиционных кустарных промыслов. Для этой цели в апреле 1915 г. по русским губерниям были разосланы официальные письма-запросы с целью прояснения ситуации с ремесленными, кустарными и рисовальными школами. В фонде ОВХР сохранились отчеты по 29 епархиям. В соответствии с планами Общества собранную с помощью Синода и других ведомств информацию планировалось использовать при устройстве конкурсов проектов и изделий, изготовленных с использованием древнерусских художественных традиций. Именно через систему конкурсов предполагалось целенаправленно влиять на развитие русского прикладного искусства. Планировалось открытие отделений ОВХР по всей территории России, на практике же успел появиться только один отдел во Владимире.
Обществу история отпустила очень мало времени. После Февральской революции разнообразные образовательные проекты и художественные начинания ОВХР оказались ненужными новой России. Общество возрождения художественной Руси прекратило свое существование в октябре 1917 г.
Лишь в последние годы исследователи стали серьезно интересоваться ОВХР и его фондом, хранящимся в Российском государственном историческом архиве. Эти источники не только дают представление практически обо всех видах монастырских ремесел и рукоделий начал ХХ в, но могут помочь музеям различных регионов в уточнении направлений дальнейшей собирательской деятельности.
По материалам статьи А.С.Федотова «Общество возрождения художественной Руси и развитие кустарных промыслов северорусских земель» в сборнике «Святые и святыни Северорусских земель» — Каргополь, 2002.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.