Почему супергерои не могут умереть
Андрей Подшибякин о том, почему супергерои вроде Мстителей никогда не исчезнут с экрана — и это скорее плохо, чем хорошо.
«Расслабься, сынок», — говорит Капитан Америка в комиксе Марка Миллара Ultimate Comics: Avengers, — «Соколиный Глаз никогда не промахивается, а я никогда не проигрываю».
В этом-то и проблема. Никто из супергероев не может умереть всерьез и надолго — слишком много на каждого из них завязано авторских и смежных прав, лицензионных сделок и международных кассовых сборов. Когда угроза смерти отсутствует даже гипотетически, по идее, должна валиться вся драматургия — но с ней все в порядке; дело в том, что сценаристы марвеловских фильмов перескакивают через персональную угрозу к гораздо более сильной — угрозе существования человечества. В интернете полно мрачных пророчеств о том, что супергеройские фильмы как жанр вот-вот насытят рынок, перестанут приносить в прокате миллиарды долларов и потянут за собой череду студийных банкротств.
Этого не будет сразу по нескольким причинам. Супергерои уже изменили ДНК современного массового кинематографа — точнее, ускорили процессы, начавшиеся лет пятнадцать назад вместе с бурным развитием спецэффектов. Кассу теперь собирает не фамилия на постере, а логотип. Положа руку на сердце, кто помнит, как зовут актеров, игравших Супермена в двух последних фильмах (собравших в мировом прокате суммарно как раз тот самый миллиард)? Для такого эффекта, причем, можно даже не быть супергероем — никто сильно не переживал, когда Борном вместо Мэтта Деймона стал Джереми Реннер. От нынешнего состава Мстителей к третьему фильму не останется и половины. В классических комиксах о Железном человеке есть сквозной сюжет о том, как костюм замещает собой Тони Старка — так вот, костюмы заменили собой всех.
Есть еще и такой момент. Экранизации комиксов, долгое время бывшие образцами узкого жанрового кино для гиков (примерно как сейчас экранизации видеоигр), постепенно превратились в мейнстрим, для потребления которого необязательно (и даже вредно) что-то знать о первоисточниках. Теперь это пространство самовыражения, где возможно все. Нолан через своих «Бэтменов» транслирует Майкла Манна. Kingsman — намного больше бондиана, чем сама бондиана. «Оправданная жестокость» Кроненберга очень сильно смягчила оригинальный графический роман издательства Vertigo — и слава богу, потому что творится там полный ад. «Бердмен» Иньярриту вообще не экранизация, а просто новый уровень рефлексии, который лет пять назад еще было бы трудно себе представить.
И еще, конечно, победа над смертью. Супергероям по определению невозможно сочувствовать, за них трудно волноваться — они предназначены только для идентификации с самим собой. В этом, кстати, нет ничего плохого и даже нового — за героев Шварценеггера периода творческого расцвета тоже особо не поволнуешься, а постеры с его портретом, тем не менее, висели во всех подвальных качалках. Разница в том, что через двадцать лет Халк не постареет, не станет губернатором Калифорнии и не продолжит после этого сниматься во всякой дряни. (Хотя было бы забавно.)
Идентификация с супергероями интересна еще в том смысле, что редко становится чисто внешней. Надеть бэтменовский плащ большого ума не надо — и вызовет это, скорее всего, эффект, обратный ожидаемому. Но харизма Тони Старка, стоицизм Капитана Америки, скандинавский свэг Тора и бицепсы Халка — вот здесь есть над чем поработать. «Кто ты без своего костюма?» — «Миллиардер, плейбой, филантроп».
Кстати, о смерти. В третьих «Мстителях», которые будут разделены на два фильма, команде будет противостоять Танос — инопланетный полубог, который, есть верить оригинальным комиксам, на Смерти в свое время был женат
Источник-http://www.gq.ru/blogs/spectator/114604_pochemu_supergeroi_ne_mogut_umeret.php
Комментарий
Главная мысль в статье: супергерои не могут умереть. Вроде бы верно, но замечено, что уже третий фильм c подвигами очередного супергероя или стаи супергероев большого интереса у зрителя не вызывает. Далее сценарий обрывается, а супергерои резко масштабируют до размеров телеэкрана. Еще несколько показов на телеканалах разорванного в клочья рекламой боевика и все.
А как иначе. Очень большие проблемы и простые решения, даже если это сделано талантливо, постоянно нравиться лишь любителям красоты уродства типа: прилетел и дал в лоб, которых все таки меньшинство.
Георгий Садков
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.