Русская Шахеризада. Константин Леонтьев. «Дитя Души».
фрагмент из книги Данилы Миронова «В поисках синего жирафа»
До сих пор не стихают споры — что такое Россия — Восток или Запад? Разговор давний, «с бородой». Если попытаться найти истину, то середины не найти: мнения разделятся аккурат пополам. Причем не так пополам, что раз и навсегда, а так: мол, когда Восток, а когда Запад. Последовательных убежденных сторонников в обоих условных лагерях незначительное меньшинство. «Бабушка надвое сказала» — бич России на протяжении всей её истории. Невозможность определиться в выборе порождает проблему русской самоидентичности.
Кто ты — русский человек — Петя или не Петя? Если водку пить — так Петя, а если работать — не Петя.
Невыбранность порождает все остальные проблемы и беды. Восток и Запад — полюса все-таки разные: парадигмы мышления, культура и цивилизация очень слабо коррелируют друг с другом. В отсутствие выбора России рискнула быть как придется — смело и безрассудно. Однако итог пока неутешительный — ни самости, ни бытия. Россия выбрала не-выбор, а потому уверенно скатывается вниз.
Сторонников русской самобытности, вне схватки между западниками и славянофилами, крайне мало в русской культуре. Безусловно, таковыми были великие русские писатели первого ряда. В философском кругу таких имен еще меньше. Одним из ярких представителей философии и литературы, который прошел мимо в русской культуре является Константин Леонтьев. Это имя ещё предстоит открыть для русской читающей публики. Позабыт он неслучайно, ибо русский ум, во-первых, задним умом крепок, как говаривал Гоголь, что совершенно справедливо и ныне, а во-вторых, любит крайности, поскольку только в неразрешимом противоречии мыслит собственную природу, не понимая и не желая изучить какова эта природа есть на самом деле. Леонтьев же как раз тот ум, который пытался исследовать русскую душу со срединной точки зрения. Произведение «Дитя души» — нескончаемый рассказ об испытании души, причем не ясно какой именно: русской, западной, восточной — ясно главное: мятущийся, не центрированной души. Все краски и нюансы душевного устройства самого по себе, как цвета радуги, представлены во всей красе. Извольте — душа как она есть. Изумительный текст, аналогов которому не подберешь, по крайней мере, в русской литературе. Невозможно оторваться от сети историй, которые могли бы продолжаться бесконечно, потому бесконечна как сама жизнь.
Леонтьев — не простой писатель, но философ, который в духе Ницше призывает человека подумать о том, что важно в так называемых человеческих ценностях: как отделить предания старины от инноваций? Критерий один: если за ними стоят сила и мощь, тогда это настоящие, стопроцентные ценности, за которые стоит бороться. Если слабость, падение и бессилие – тогда не стоит и говорить о них. Россия всегда наказывает сама себя, охотников помочь ей упасть ниц всегда находится неимоверно много. Но однажды ей придется задуматься над тем, как остановить бесконечно затянувшееся падение в пропасть небытия: и либо принять гибель всерьез, либо упереться в «простые истины» и начать долгожданное Возрождение «всем врагам назло». Леонтьев требует от своего читателя задуматься над необходимостью понять, что такое русский консерватизм по содержанию, поскольку формальная его заявленность кочует из века в век без особенного развития. Именно поэтому Россия всегда сползает в пучину революций и либерализма, чуждые русскому исконно консервативному традиционному духу. Дело за малым: определиться с тем, в чём именно состоит консерватизм на русской почве, оставив в стороне выспренние речи и псеводопатриотический пафос.
После прочтения книг Леонтьева, ответить на искомый вопрос ещё труднее прежнего, однако определенно одно — русский человек просто есть, и он чертовски талантлив, но пока не умеет направить свой талант в позитивное русло!
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.