Главная » Философский пароход » С.И.Бажов. «Русская идея»: учение о культурной самобытности в философской мысли России XIX века

 

С.И.Бажов. «Русская идея»: учение о культурной самобытности в философской мысли России XIX века

 

русская идея

 

В последние годы в число тем, которые наиболее активно обсуждаются в историко-философской литературе россиеведческого профиля вошла тема «русской идеи». Спектр направлений разработки этой темы довольно широк, поскольку многозначно и само понятие «русская идея»: от одной из сторон философского ученияВ.С.Соловьева до истории русской общественной и философской мысли, рассмотренной с целью выявления особенностей национального мышления («Русская идея»Н.А.Бердяева). Одна из возможных трактовок содержания понятия «русская идея» – философско-исторические и культурфилософские учения, в которых отстаивается идея самобытного по сравнению с западноевропейским пути развития российского общества и культуры.

Будем придерживаться последней трактовки содержания понятия «русская идея». В таком случае наша задача сводится к последовательному рассмотрению и сравнительному анализу основных концепций самобытных начал русской культуры, разработанных в философской мысли XIX века.

В научной литературе, посвященной истории русской философской и общественной мысли XIX–XX вв., нередко высказывается мнение о том, что полемическое противостояние славянофилов и западников всего лишь ранний эпизод истории общественной мысли XIX века, воздействие которого на последующую русскую мысль носило достаточно локальный характер.

Высказывается и другая точка зрения, сторонники которой не ограничиваются рассмотрением полемики славянофилов и западников как эпизода истории общественной мысли России

XIX века, а полагают, что эта знаменитая дискуссия по сути дела представляет собой первое для XIX века проявление одного из устойчивых «архетипов» российского культурного самосознания XIX–XX вв.

Принимая во внимание способную ввести в заблуждение многозначность понятия «архетип», необходимо пояснить, что здесь имеется в виду не проявление неких «изначально заложенных» в теле культуры начал, а формирование одной из структур культурного самосознания, которая не только связана с определенными идейными предпосылками, но и сама выступает фактором, существенным образом влияющим на генезис целой идейной традиции.

В каком смысле можно говорить если не о славянофильской (т.к. это достаточно узкое определение), то о «незападнической» традиции в русской общественной мысли XIX–XX вв.? Какова содержательная структура этой традиции и что она собой представляет с социально-философской точки зрения? Поиск ответов на эти вопросы лежат в русле обсуждения существа заявленной в заглавии статьи темы.

Мы полагаем, что есть все основания для утверждения о существовании особой традиции российской общественной мысли XIX–XX вв., или линии культурного самосознания, в рамках которой на первый план выдвигалась трактуемая в позитивном плане проблематика самобытных культурных начал.

Очевидно, что рассмотрение этой линии самосознания русской культуры необходимо вести в различных плоскостях. Первым шагом в этом направлении является рассмотрение темы на уровне конспективного обзора идейных образований, входящих в состав упомянутой идейной традиции, сопровождаемого их краткой характеристикой.

В современных публицистических баталиях не столь уж редко встречаются апелляции к «славянофильски-почвенническому» направлению в общественной мысли России XIX–XX вв., в рамках которого объединяют славянофилов, почвенников, учения Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева, евразийство. Между тем, невозможно пройти мимо того факта, что объединение всех этих учений в рамках единой идейной традиции имеет смысл и обосновано только в том случае, если ясно и четко указывается критерий, с помощью которого выделяются общие черты указанных учений. Мы полагаем, что в качестве такого критерия могут рассматриваться уже указанные выше признаки, а именно выдвижение в том или ином конкретном учении на первый план проблематики самобытных культурных начал и разработка этой темы в позитивном плане.

К числу распространенных недостатков в суждениях об учениях «незападнической» линии самосознания русской культуры XIX–XX вв. относятся не только размытые критерии общности идейных образований рассматриваемой интеллектуальной традиции, но и явно недостаточное внимание к анализу существенных особенностей присущих трактовке различными мыслителями узловых вопросов проблематики самобытных культурных начал.

В самом деле, всех представителей рассматриваемой идейной традиции объединяло убеждение в том, что для России неприемлем, ввиду его культурно-исторической бесперспективности, путь социокультурного развития, основанный преимущественно (или всецело) на ориентации на опыт исторического и культурного развития стран Запада в периоды нового и новейшего времени. С другой стороны, в том, что касалось ответов на вопросы о своеобразии русской культуры, об оптимальной для России культурно-исторической «стратегии», т.е. о существенных аспектах понимания «русской идеи», представители этой традиции зачастую высказывали не только различные, но и диаметрально противоположные мнения. Этот факт довольно часто игнорируется в распространенных суждениях о данной идейной традиции, тем самым в известной мере преувеличивается значение общих содержательных элементов этой традиции и практически полностью игнорируются существенные гетерогенные ее компоненты.

Эта особенность в трактовке темы имеет свое объяснение. Дело в том, что в литературе, как правило, не академического плана, интерес к «незападническим» учениям в русской общественной мысли XIX–XX вв. проявляется чаще всего в контексте принципиальной полемики социально-философского и философско-исторического плана. Другими словами, речь идет об идейных столкновениях «неосамобытников» (неославянофилов, неопочвенников, неоевразийцах и др.) с «неозападниками». В рамках этих дискуссий вполне закономерно на первый план выдвигается сам факт существования «незападнической» линии культурного самосознания, указание на принципиальную интенцию этого интеллектуального проекта – такова логика спора, в рамках которого западнической линии культурного самосознания противопоставляются духовные достижения «незападнической» традиции.

Очевидно, что определенный исследовательский интерес представляет и сравнительный анализ учений названной идейной традиции. Коль скоро речь зашла о применении такой познавательной процедуры как сравнение, необходимо вспомнить о том, что в любой операции сравнения задействованы сравниваемые объекты и признаки, по которым они сопоставляются. Мы проводим сравнительный анализ учений рассматриваемой традиции главным образом на основе сопоставления концепций самобытных начал, а также представлений об оптимальном пути развития национального организма.

Необходимо и еще одно замечание вводного плана. Подробное рассмотрение нашей темы в свете социально-философского подхода не является одной из целей данной работы. Здесь достаточно ограничиться указанием на то, что социально-философский подход к теме предполагает, во-первых, выяснение общего социально-исторического характера зафиксированной идейной традиции, и, во-вторых, выяснение условий генезиса и причин устойчивого воспроизводства в духовной культуре России XIX–XX вв. структур «незападнического» культурного самосознания.

Ответом на первый вопрос будет указание на двойственный характер учения славянофилов, в котором синтетически сочетались консервативно-романтические и либеральные идейные элементы. Эта же двойственность была присуща учениям почвенников и Н.Я.Данилевского. Однако эта черта социально-политического менталитета была свойственна не всем учениям, образующим названную идейную традицию. Так, К.Н.Леонтьев в поздний период своей творческой деятельности выступал против «либеральных иллюзий» славянофилов и Н.Я.Данилевского, и разрабатывал последовательно консервативно-романтическое социальное мировоззрение.

Другой род двойственности, который можно причислить к объектам культурфилософского анализа отличает воззрения Н.Я. Данилевского. Автор «России и Европы», с одной стороны, высоко оценивал познавательный потенциал научного разума, а с другой стороны, сохранял приверженность традиционным представлениям историософского плана, в частности, веру в мессианский принцип. Последний пример весьма показателен в плане демонстрации возможностей совмещения в индивидуальном ментальном поле компонентов различных культурных типов в условиях «встречи» и «совмещения» различных авторитетных культурных традиций. Об этом примере здесь имеет смысл говорить потому, что одним из источников упомянутой выше двойственности социально-политической ориентации может выступать именно общая неоднородность культурной ориентации.

Общий взгляд на подходы к решению вопроса о роли и значении самобытных начал культуры одного народа для других культур позволяет увидеть отличия в решении этого вопроса славянофилами и Н.Я.Данилевским. Славянофильский вариант решения вопроса о соотношении национальных, самобытных и инокультурных начал в рамках предложенного подхода может быть охарактеризован как «ограниченный» или «умеренный». В самом деле, принципиальная философско-историческая схема, на которую славянофилы опирались в осмыслении интересующего нас вопроса восходила к заимствованным у Шеллинга и Гегеля представлениям о народах как органах единого человечества, вносящих (или не вносящих) определенный культурно-исторический вклад в развитие человечества. Очевидно, что и сама идея единого человечества, и признание необходимости соответствия самобытных культурных достижений определенной общечеловеческой потребности теоретически задавали диалогические рамки для проявления энтузиазма и пафоса, рожденного открытием на национальной почве культурных начал высокого – общественного достоинства.

В самом деле, знакомство с произведениями славянофилов (например, И.В.Киреевского) оставляет впечатление, что для них высокое достоинство таких качеств православия как сохраненная традицией цельность и чистота веры по крайней мере частично определяется тем, что именно в этих качествах, по оценке славянофилов, испытывает нужду современная западная культура. В такой существенной взаимной соотнесенности русской и западной культур и обнаруживается диалогический контекст славянофильской культурософской рефлексии. А в том, что интенция к противопоставлению русской и западной культур была присуща воззрениям славянофилов не приходится сомневаться.

Принципиальное отличие решения Н.Я.Данилевским существенной и для него, и для славянофилов проблемы соотношения национальных и общечеловеческих культурных начал будет показано ниже, после более подробного рассмотрения воззрений основателей славянофильства на самобытные начала культуры –

что необходимо, поскольку славянофильство фигурирует у нас в качестве отправной точки развертывания целой идейной традиции.

И.В.Киреевский и А.С.Хомяков разделяли убеждение в том, что культурная миссия России состоит в формировании на основе самобытных начал просвещения нового типа, имеющего не только национальное, но и общечеловеческое значение. Что же касается собственно представления о самобытных началах культуры, то в его трактовке Киреевским и Хомяковым можно обнаружить наряду с общими и индивидуальные содержательные моменты.

По Киреевскому, «святоотеческая философия», и «истинное православное христианство» и есть то самобытное начало, которое может быть положено в основу создания нового русского типа просвещения. Хомяков, также как и Киреевский полагал, что православное христианство суть самобытное духовное начало русской культуры, и в этом плане можно говорить лишь о различиях в акцентах и деталях трактовки русскими мыслителями православия как самобытного духовного начала национальной культуры. В самом деле, если Киреевский противопоставлял присущую православному христианству «полноту» односторонней, рассудочной, замкнувшейся в рамках абстрактно-логического подхода культуру Запада, то Хомяков эту же, свойственную православию полноту и цельность противопоставлял противоречивой, раздвоенной и лишенной единства, вследствие неспособности объединить римские и христианские начала, западной культурной традиции. Этот пример характеризует лишь стилистические различия в трактовке предмета, впрочем и другие примеры данного рода были бы примерами различия в трактовке второстепенных деталей.

Однако в отличии от Киреевского, Хомяков в целом ориентировался на более широкое представление о самобытных началах русской культуры. Под самобытными началами Хомяков подразумевал не только известные духовные начала, но и «народную жизнь» и принцип общинности. Это обстоятельство имеет определенное значение, поскольку свидетельствует о намечающемся переходе от свойственной Киреевскому «пневматологии самобытности» к разработке «социологии самобытности», которая впоследствии была довольно подробно разработана младшими славянофилами.

В отличие от славянофилов почвенники (Ап.Григорьев, М.М. и Ф.М.Достоевский, Н.Н.Страхов) гораздо меньше внимания уделяли осмыслению роли и значения самобытных начал национальной культуры для разрешения «общечеловеческой задачи», для преодоления противоречий в развитии западной культуры. В осмыслении путей развития русской культуры почвенники делали акцент на факторах, ограниченных национальным контекстом. Эта точка зрения отличает почвенников от славянофилов и, в известной мере сближает их с установками Н.Я.Данилевского.

Главное внимание почвенники уделяли проблеме раскола национальной культуры, проявлявшегося в отрыве образованного на западный манер меньшинства – интеллигенции от народной жизни (национальной почвы). Как известно, на эту проблему обращали внимание и славянофилы. Но именно почвенники придали этой проблеме первостепенное значение.

Несмотря на то, что почвенники не разработали достаточно полно свое учение, и в историю русской общественной мысли XIX века под именем почвенничества вошел скорее конспективный набросок, нежели систематически разработанное учение, была бы неверной недооценка почвеннической рефлексии – не только потому, что это была очередная серьезная попытка разработки «незападнического» варианта культурного самосознания, но и потому, что именно почвенникам – первым в истории российского самосознания удалось в полном объеме осознать значение такой существенной характеристики русской культуры XIX века как противоречивой и даже трагически расколотой, поскольку за фасадом единой официальной культуры в действительности скрывалась конфронтация западнической и традиционалистской, а также традиционной народной культур. Именно эта глубинная культурная конфронтация, выражавшаяся, в частности, в масштабном и историческом по своим последствиям конфликте – части образованного общества – интеллигенции с властью, и превращала быстро развивающуюся страну в неустойчивое, хрупкое и скрыто-дезинтегрированное образование.

Что касается трактовки почвенниками вопроса о самобытных началах русской культуры, то в ряде моментов они воспроизвели славянофильские точки зрения на эту проблему. Ф.М.Достоевский, как известно, на первый план выдвигал тесно связанное с народной жизнью православие. В этом отношении воззрения Достоевского от взглядов Киреевского отличал известный акцент на неформальной, неофициальной и не книжной, но связанной с народной жизнью трактовке православного христианства. В отличии от ДостоевскогоАп.Григорьев склонялся к социальной трактовке национальной почвы, т.е. связывал ее с жизнью и бытом определенных социальных слоев.

Следующим узловым пунктом оппозиционной западничеству идейной традиции в общественной мысли России XIX–XX вв. является учение Н.Я.Данилевского.

Сразу отметим, что в вопросах, касающихся трактовки воззрений на самобытные начала русской культуры, автор «России и Европы» в основном двигался путями, проторенными славянофилами, которые подробно разработали предложенную Хомяковым «широкую» формулу самобытных начал, о которой уже выше говорилось. Хотя и здесь можно говорить об определенных оригинальных достижениях Данилевского.

Своеобразие положения Данилевского относительно славянофильства и почвенничества определяется тем, что автор «России и Европы» не последовал за младшими славянофилами, которые восприняли принципиальные положения учений основателей славянофильства и дали более или менее оригинальную разработку отдельных положений учения, и не замкнулся в рамках основной идейной схемы почвенничества – оппозиции образованного меньшинства и национальной (народной) почвы, а поставил и оригинально разработал вопрос о теоретическом обосновании славянофильской доктрины.

Вопрос, который поставил Данилевский в отношении славянофильства отнюдь не был риторическим. Осмысление Данилевским теоретических основанийславянофильства послужило стимулом для разработки русским мыслителем оригинальной философско-исторической концепции, существенно повлиявшей на его социально-философские и социально-политические представления. Оригинальная философско-историческая доктрина Данилевского – плод многих лет напряженных творческих усилий – с легкой руки Н.И.Кареева получила название «теория культурно-исторических типов».

Важнейшие положения теории культур но-исторических типов выражены в следующих тезисах:

1. Основной структурной единицей исторического бытия является культурно-исторический тип, представляющий собой органическое образование.

2. Единого человечества в качестве исторически значимой макроструктуры не существует.

3. Основное содержание исторического процесса образует совокупность «траекторий» исторического движения независимых культурно-исторических типов.

Если не существует единого человечества и отсутствует общечеловеческая задача, то не имеют смысла рассуждения славянофилов о том, что русская культура призвана дать решение общечеловеческой задачи. Историческая задача России определяется деятельностью по созданию благоприятных условий для становления и развития славянского культурно-исторического типа. В этой формулировке новой исторической задачи России существо отличия учения Данилевского от аналогичных славянофильских воззрений.

Ревизия Данилевским общей философско-исторической схемы, на которую ориентировались славянофилы, определяется существом принципиальных положений теории культурно-исторических типов – «истинно научного» фундамента славянофильского идеала.

Несмотря на то, что фактически в книге «Россия и Европа» Данилевский вопреки им же самим сформулированному закону исторического движения признает не только реальность фактов культурных заимствований, но и вынужден молчаливо согласиться с тем, что не всегда заимствование одним культурно-историческим типом начал другого разрушительно сказывается на культурно-историческом бытии первого, в конкретном случае с культурным влиянием Западной Европы на Россию последствия и перспективы такого процесса оцениваются им однозначно отрицательно. В общем отметим, что отказ Данилевского последовать за славянофильскими философско-историческими схемами привел его к отрицанию актуальности проблемы позитивного межкультурного взаимодействия. По сравнению сославянофильством учение Данилевского отличается более радикальной антизападнической направленностью. Видимо, влияние общих философско-исторических посылок Данилевского проявилось и в разработке им сценария военного столкновения России и Европы – перспектива немыслимая ни для И.В.Киреевского, ни дляА.С.Хомякова.

Если обратиться не к раннему периоду творческой деятельности К.Н.Леонтьева, когда он считал себя учеником и последователем Данилевского, а к более позднему времени, когда Леонтьев уже был близок к разочарованию в славянофильской идее, то воззрения последнего могут рассматриваться в качестве оригинального и значительного вклада в традицию «незападнического» самосознания русской культуры XIX–XX вв.

В эстетической онтологии Леонтьева выделялись два рода бытия – упрощенное, смешанное, бесконфликтное и сложное, насыщенное противоречиями и конфликтами, «цветущее». В социально-историческом измерении этим началам бытия соответствовали различные социокультурные типы. Принципам бытия первого рода соответствовала культура западноевропейских буржуазных обществ, в то время как добуржуазная аристократическая Европа, принципы византизма, сохраненные в русской цивилизации, восточные культуры – это все примеры торжества начал бытия более высокого эстетического достоинства.

Современность Леонтьев фактически рассматривал как арену противоборства различных культур. На первом плане здесь был, естественно, конфликт между европейскими и неевропейскими культурами. Россия также стала ареной противоборства европейских начал и принципа «византизма». В этой борьбе, заключал Леонтьев, Россия не может опираться на славянство, поскольку восточноевропейские народы уже втянуты в орбиту влияния западной культуры. Поэтому в целях эффективного противодействия западному культурному влиянию, Леонтьев не исключал для России возможности союза со «здоровыми» азиатско-восточными культурными силами.

В то время как принцип «византизма» Леонтьева в основном соответствовал славянофильским представлениям о самобытных началах русской культуры, с учетом, конечно же, леонтьевской критики «либеральных иллюзий» славянофилов и Данилевского и «розового христианства» Достоевского, представления мыслителя о путях развития России расходились с теми вариантами осмысления этой проблемы, которые были предложены до Леонтьева в рамках «незападнической» традиции культурного самосознания России XIX века.

В отличии от Данилевского, Леонтьев вновь восстанавливает транснациональный исторический горизонт для России, и это формально сближает его со славянофилами, однако в отличии от последних, стремившихся повлиять на культурное развитие стран Запада, Леонтьев не останавливался даже перед призывом к союзу с восточными культурными силами против мещанского Запада. По пути дела Леонтьев делает следующий шаг в радикализации антизападнических интенций, в той или иной мере изначально присущих различным вариантам русского «незападнического» самосознания XIX века (или «русской идее»).

Признание Леонтьевым возможности плодотворного исторического взаимодействия российской культуры и азиатско-восточных культурных сил в известной мере сближает его идеи с построениями представителей евразийства – последнего идеологического течения, которое может быть рассмотрено в качестве оригинального варианта «незападнической» идейной традиции общественной мысли России XIX–XX вв.

Оригинальным моментом в трактовке евразийцами своеобразия русской культуры было то, что они указали на существенное значение культурно-исторических связей России с Азией. Перспективы развития страны евразийцы связывали с культивированием «евразийского» культурно-исторического типа. Эта точка зрения сближает евразийцев с Данилевским, который, как известно, усматривал историческую миссию России в развитии славянского культурно-исторического типа. Существенное различие в подходах Данилевского и евразийцев к решению проблемы перспектив исторического развития России заключается в том, что автор «России и Европы» делал акцент на славяно-русской, а не русско-азиатской перспективе.

Кратко рассмотренная выше идейная традиция («русская идея») и в наши дни остается значимым компонентом российского культурного самосознания. Это обстоятельство следует рассматривать как дополнительный стимул для активного изучения этой традиции. Приведенный в статье материал ясно указывает на то, что при характеристике этой традиции, указывая на присущую ей общую незападническую культурфилософскую установку, следует избегать игнорирования гетерогенных содержательных компонентов этой традиции.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий