Садко Новгородцев. Еще одно прикосновение к прекрасному…
Абстрактное искусство открыло новые возможности для сверхприбыльного бизнеса. Хотя начиналось все с традиционной графики и символического реализма. Известно, что 100- долларовая банкнота в производстве обходится около 10 центов.
Если взять полотно, посередине провести горизонтальную полосу желтого цвета, а верхнюю и нижние половины неровно закрасить оранжевым, то меньше чем за полчаса можно сотворить шедевр стоимостью 40 миллионов долларов. В первом случае прибыль составит 1000%, а во втором миллион. В тысячу раз выгоднее красить кисточкой или валиком по холсту, чем корячиться у печатного станка. Расчет затрат приблизительный. Около 15-20 долларов стоит грунтованный холст площадью 2 кв. метра вместе с краской. Долларов 18 -20 в час стоит маляр, умеющий красить ровно, без подтеков. Чтобы было неровно нужна, как в случае Марка Ротко, хотя бы одна бутылка водки на весь рабочий день. С учетом того, что за день можно было закрасить все холсты, поместившиеся в мастерской, затраты на водку составляли меньше одного доллара на шедевр. Почему водка, а не дорогой коньяк? Потому что Ротко родом из России. Только от водки маляры в СССР могли красить так неровно, но выполняя очередной пятилетний план, участвуя в социалистическом соревновании, закрашивали очень большие пространства.
Хозяевам печатного станка из ФРС, разумеется, завидно. Чтобы объяснять всему миру, что их бумажки чего-то стоят, надо регулярно кошмарить весь мир кризисами, революциями, бомбардировками. На фоне чужих дешевеющих бумажек американские зеленки начинают казаться золотыми червонцами. Кошмарить весь мир- работа тяжелая, грязная, порождающая ненависть. Другое дело искусство. Армии болтливых, восторженных искусствоведов обходятся неизмеримо дешевле самолетов и авианосцев.
Вот цитата, взятая из интернета по поводу удачной продажи на аукционе:
«Абстрактное искусство в большом почете. За рекордные 76,5 миллионов долларов на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке были проданы два полотна американского художника-абстракциониста Марка Ротко из коллекции вдовы миллиардера и мецената Пола Меллона — Рейчел. Имя покупателя неизвестно. Почему до сих пор так силен интерес к картинам мастера абстрактного экспрессионизма 20 века, узнала корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова. Два года назад на аукционе Christie’s шедевр Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое» был куплен неизвестным коллекционером за 86,9 миллионов долларов. И получил статус самого дорогого и удачно проданного на торгах предмета послевоенного искусства. На нынешнем Sotheby’s тенденция повторилась. Картина Ротко «Без названия» 1970 года из коллекции семейства Меллон ушла с молотка за 39,9 миллионов долларов, что ровно вдвое больше ее оценочной стоимости. За другое творение художника — «Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый» 1955 года — устроители аукциона думали получить не более 30 миллионов долларов, а выручили все 36,6 миллионов долларов. Кстати, это одно из самых больших полотен Марка Ротко — его размер превышает два метра.
Почему же ценители живописи готовы платить за картины знаменитого американца баснословные деньги? Консультант по формированию частных коллекций Елена Куприна-Ляхович отмечает, что стоимость произведений Марка Ротко вполне соразмерна его уникальному дару. А на ценность двух данных полотен влияет история их происхождения. «Я бы, наверное, даже дороже оценила эти вещи. Во-первых, это уникальный художник, во-вторых, это уникальная коллекция. И в-третьих, это последняя работа такого размера, которая была в частных руках авторства Марка Ротко». Остальные лоты на нынешнем Sotheby’s были проданы за более скромные деньги. Четыре работы из знаменитой серии «Оушен-Парк» американского художника-абстракциониста Ричарда Дибенкорна получили оценку в 9,7 миллионов долларов. Полотно «Женщина, держащая букет» Жоржа Сера куплено за 5,3 миллионов долларов. А картина «Пляж» Пабло Пикассо ушла с молотка за 845 тысяч долларов. Все эти шедевры принадлежали также Рейчел Меллон — второй жене Пола Меллона, единственного сына американского финансиста и миллиардера Эндрю Меллона, занимавшего пост министра финансов США при трех американских президентах: Гардинге, Кулидже и Гувере. Свою коллекцию картин скульптур Эндрю Меллон начал в 1920 году. Он хотел создать в стране национальную художественную галерею. И вот теперь фамильные раритеты расходятся по частным домам. Распродав только часть уникального наследия семейства Меллон, устроители Sotheby’s уже выручили более 150 миллионов долларов. Дальше будет больше: в конце ноября пройдут еще два подобных аукциона. На торги планируют выставить фамильные украшения Меллон, например, подвеску с голубым бриллиантом весом 9,75 карата с оценочной стоимостью в 10-15 миллионов долларов. Ну а главной драгоценностью среди лотов традиционно станут картины Марка Ротко, наличие которых гарантирует любому аукциону заоблачную прибыль».
У мнительных читателей после таких текстов зарождается повышенная подозрительность. Кто-то непременно скажет, что шедевры Ротко продавцы картин купили сами у себя, чтобы на распродажу других его картин на аукцион подтянулись еще более утонченные, а главное, денежные покупатели. В Америке очень много умных людей. По законам биологии там должно быть примерно такое же количество идиотов. Для того чтобы идиоты таковыми себя не считали и не обижались на весь мир, очень нужны искусствоведы, готовые все объяснить, как Куприна-Ляхович. В самом деле, работы очень ценные, возможно на них найдутся покупатели с еще более тяжелым диагнозом и купят их еще дороже, но ,самое главное, они самые большие из созданного Ротко, что еще можно найти в частных коллекциях. То, что они находились у второй жены сына известного финансиста должно окончательно рассеять сомнения в ценности приобретения. Возникает вопрос: почему вовремя не подсуетились наши олигархи или директор Эрмитажа Пиотровский и наша культура осталась без картины нашего бывшего соотечественника?
Современные консультанты частных коллекций никогда не отвечают на вопрос, как повлияет на разум и душу приобретаемая живопись. Оранжевое с желтым у психиатров всегда считалось провоцирующим психические расстройства. Не скрывают ли составители коллекций тайный умысел приумножить число своих клиентов? В чем-то они похожи на хозяев Америки, пытающихся закошмарить побольше стран, чтобы повыгоднее сбывать свои зеленые гравюры. Впрочем, цвет большой роли не играет. В 2007 году его же картина «Оранжевое, красное, желтое», была продана за 86,8 млн долларов. Сам Ротко постепенно перешел к черным сериям картин. Представьте себе много больших черных прямоугольников Малевича, стоящие в дружном строю. Они то его и сгубили окончательно.
Вогнали в депрессию настолько, что проглотив горсть антидепрессантов и запив их бутылкой водки, художник сам себя зарезал на полу мастерской. К сожалению составителей частных коллекций, вся черная серия разошлась по музеям. Нарисовать что-либо еще чернее черного он уже не смог, вершина творчества была достигнута… Бывает, что дорогу в ад мостят не только благими намерениями, но и картинами художников, отразивших этот безумный, безумный мир.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.