Главная » Общество » Смольный ждет «тарифный бунт»

 

Смольный ждет «тарифный бунт»

 

 680_001_1_russkiy_mir

Волну протестов вызвало в Петербурге сообщение городской администрации о повышении с Нового года тарифов на проезд. Причем, сразу на 7−10 рублей — в зависимости от вида транспорта. Поездка на метро, например, будет стоить 45 «деревянных» вместо нынешних 35.

Вслед за государственными перевозчиками о необходимости увеличения проездной платы в маршрутках заявили и частники. Они настаивают на повышении своих тарифов с 40 до 55 рублей. Мол, чем мы хуже?

Как водится в последние годы, основной аргумент у чиновников в пользу роста тарифов — инфляция. Но по официал0ьным данным, в октябре текущего года уровень инфляции в нашей стране составил в среднем 0,43%, что на 0,31 меньше, чем в октябре 2015 года. А в годовом исчислении — это 6,09%, то есть, меньше, чем прогнозировалось. Нетрудно подсчитать, что в «денежном эквиваленте» стоимость того же метро-жетона должна была бы увеличиться максимум на 2,13 рубля, а никак не на 10! «Транспортная новость» со знаком «минус» вызвала у горожан возмущение, выведя многих из них (впервые за последние несколько лет) на акцию протеста. Та прошла в минувшие выходные на Марсовом поле. Собравшиеся требовали от Смольного «пересмотреть решение», «научиться работать эффективно», а также «перестать обманывать горожан», имея в виду, видимо, тот самый «уровень инфляции», который у чиновников городской администрации вышел почему-то явно завышенным.

Начат и сбор подписей под петицией против повышения цен за проезд в Петербурге. За пару дней их было собрано почти 30 тысяч. И, похоже, это только начало. Нет в городе человека, которого бы не возмущала политика действующей власти в том, что касается тарифов: транспортных, коммунальных, на парковку, аренду и т. д.

Авторы петиции заявляют, в частности, что удорожание проезда сильно ударит по карману рядовых петербуржцев. Зарплаты-то у большинства горожан не растут. Даже у бюджетников. На днях разговаривала со знакомым врачом, назовем её Зоя Ивановна. Работает она в районной поликлинике заведующей терапевтическим отделением. Врач высшей категории. Стаж работы — более 30 лет. Получает порядка 30 000 рублей в месяц, иногда (раз в квартал) к этой сумме добавляется премия в размере 15 000. Признается, что с некоторых пор еле сводит концы с концами.

 — Ещё два года назад моя зарплата казалась мне не то, чтобы высокой, но хорошей, — рассказывает Зоя Ивановна. — Я помогала дочери, у которой двое малолетних детей. Себе ни в чем не отказывала. Теперь же все средства уходят в основном на продукты. В магазинах вся надежда обычно на какую-нибудь акцию, когда товар продается на несколько рублей дешевле. Договариваемся со знакомыми: кто что увидит, сообщает другим. Иначе не продержаться. Честно говоря, с 1990-х годов такого не было.

Примерно то же говорят и учителя, инженеры, работники предприятий, почтальоны. Последним года четыре назад предложили было самим позаботиться о собственных доходах, перейдя на сдельные оклады. Перешли. Стали получать значительно выше — до 25−30 тысяч рублей в месяц. Резко сократился благодаря этому и вечный прежде дефицит персонала в отделениях связи. Но счастье длилось недолго. Спустя год всех вернули на «твердый» оклад. Причина? Руководство «Почты России» посчитало сдельщину накладной для своего ведомства. В текущем году у питерских почтовиков ежемесячная заработная плата составила в среднем 15−17000 руб. Для сравнения: у руководителя «Почты России» Дмитрия Страшнова она в настоящее время 307 тыс. рублей без учета 50-процентной надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

У питерских строителей, тоже считающих теперь каждый рубль, ведь их труд из-за инфляции, а также снижения спроса на жилье и переизбытка рабочей силы (мигрантов), заметно подешевел, своя версия «тарифного беспредела»: стадион на Крестовском острове. Его стоимость уже превзошла все мыслимые «достижения». А до ввода стадиона в строй ещё далеко. Как-то же надо компенсировать бюджетные потери? Вот власть и придумала «хитрый тарифный ход»…

В минувший понедельник свою акцию протеста провели активисты молодежных объединений города. Перед Мариинским дворцом, где заседает законодательное собрание Петербурга, они установили символический пикет, на котором красовалась цифра «45» — такую сумму предлагалось заплатить парламентариям за вход в ЗакС. По мнению организаторов пикета, ответственность за очередное повышение цен на проезд лежит именно на депутатах, проголосовавших за новые цифры. Пусть, мол, теперь скидываются студентам на жетончики. Увы, за час, который продолжалась акция, не удалось собрать ни копейки.

Пока лишь два депутата поддержали земляков. Борис Вишневский и Михаил Амосов предложили увеличить субсидии на общественный транспорт, с тем, чтобы остановить рост цен на проезд.

 — Соответствующий законопроект мы уже представили коллегам-парламентариям, — сказал «СП» Борис Вишневский. — Проект предусматривает обязательные ежегодные проверки транспортных и коммунальных монополистов Контрольно-счетной палатой РФ, обнародование актов проверки в интернете и процедуру обязательных депутатских слушаний в городском парламенте об изменениях тарифов. С последующим обнародованием итогового заключения таких слушаний. Сейчас ничего подобного нет. Сейчас монополистов не обязывают раскрывать структуру своих расходов. Они этим и пользуются: очень удобно для того, чтобы регулярно требовать дополнительные субсидии из городского бюджета!

Помимо законопроекта, мы внесли также поправку ко второму чтению проекта бюджета на 2017 год. Она предполагает выделение дополнительных средств на метро, автобусы и электротранспорт (по 1 млрд руб.) вместо увеличения на 3 млрд руб. уставного фонда петербургского метрополитена. Это позволит, на мой взгляд, удерживать разумные цены на разовые поездки в общественном транспорте. Необходимо также, считаю, ввести общественный контроль и публичный аудит городских монополистов. Что позволит получать сведения о реальных расходах и обоснованности роста тарифов.

«СП»: — А что скажете о повышении Смольным транспортных тарифов на уровень, превышающий инфляционный?

 — Считаю это безобразием! И результатом полной некомпетентности чиновников. Складывается впечатление, что они видят город, судят о нем исключительно из окна служебного автомобиля…

Комментирует ситуацию по просьбе «СП» Наталья Евдокимова, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

«СП»: — На ваш взгляд, очередное повышение тарифов на проезд в Петербурге — это острая необходимость или?..

 — Власть в очередной раз пытается пополнить бюджет за счёт граждан.

«СП»: — Насколько вообще оправдан систематический рост тарифов на всё и вся в городе и в целом по России?

 — Каждое повышение должно сопровождаться чёткими финансово-экономическими расчётами. Новый тариф должен быть учтён в стоимости услуг при расчёте прожиточного минимума. И если он повышается, то доплаты тем, у кого доход меньше прожиточного минимума, должен увеличиваться. Вот «баш на баш» и будет.

«СП»: — Но у нас ведь подобного не происходит!

 — Да и это очень печально.

«СП»: — Многие горожане считают, что «тарифный беспредел» — есть следствие долгостроя на Крестовском острове. В возводимый там десятый год стадион вбуханы огромные средства, часть трат, как говорят в народе, хотят возместить, в том числе, повышением всех возможных тарифов.

 — Вполне может быть.

«СП»: — Петербург не относится к дотационным регионам РФ. Почему же тогда дотации города транспортникам, коммунальщикам столь незначительны, что компенсировать расходы бюджета приходится за счет населения?

 — Действительно, Северная столица — один из немногих в нынешней России регионов-доноров (всего их семь). При этом дотации в виде ежемесячных выплат даются в основном льготным категориям населения. Таких людей у нас достаточно много.

«СП»: — Специалисты сетуют на монополистов, диктующих ценовую политику…

 — В транспортной сфере желательно вообще не иметь монополистов. Известно: чем больше организаций получит право предоставлять те или иные услуги, тем качественнее и дешевле они будут. Но, объявляя в очередной раз соответствующий конкурс, государство устанавливает обычно очень жёсткие ограничения. Как результат — только крупные организации получают возможность выиграть тендер, а малый бизнес этими ограничениями отсекается уже на старте.

Людмила Николаева.  Издание С.П.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий