Главная » Общество » Татьяна Воеводина. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух»

 

Татьяна Воеводина. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух»

 

Те, кто испытывает ностальгию по Советскому Союзу, всегда говорит об образовании: тогда-де оно  было бесплатным, а теперь — платное. От частого повторения эта мысль приобрела значение непререкаемой истины. И вот я столкнулась с этим делом практически, житейски: моя дочка заканчивала школу и поступала в вуз.

Признаться, я никогда не была особо включена в школьные дела детей, на собрания ходила через раз, а когда появился электронный дневник, потеряла какой-то код  и я вовсе стала не в теме. Но вот  наступил последний класс, и я волей-неволей кое-что узнала.

И это кое-что меня изумило.

Насчёт ЕГЭ я уже не раз писала. Немного вникнув в него, я поняла: чтобы сдать  на высокие баллы, надо подлинно иметь знания. Ну, разумеется, чтобы просто выпуститься – ничего не надо. Так было и в наше время: «три пишем – два в уме».

Какие-то предметы превосходно соответствуют этой  форме экзамена: математика, физика, история;  какие-то – похуже, например, иностранный язык, но в целом всё это  объективно и подлинно выражает уровень подготовки. Я удостоверилась: ученик, набирающий больше баллов, знает предмет лучше того, который набирает меньше. Только и всего. «Натаскаться» на ЕГЭ без понимания – невозможно: вопросов и заданий слишком много.

Сам экзамен, по словам моей дочки и её подруг, был организован хорошо, из их знакомых никто не списывал, хотя постоянно ходили рассказы о каких-то удивительных шпаргалках, но никто их не видел. Видели только одного мальчика, у которого на входе выпала классическая шпаргалка-гармошка. Вот, собственно, и всё. Про егэшный туризм – сдачу ЕГЭ где-то в Дагестане – все слышали, но никто сам не видел.

После сдачи ЕГЭ одноклассники  разносили документы в разные вузы (сейчас разрешено сдавать в пять), потом был драматический момент выбора среди тех, куда они прошли, и вот снова все сошлись, чтоб поделиться  результатом.

Результат  поучительный. ВСЕ, кто сдал ЕГЭ на более 90 баллов – все, буквально все, прошли «на бюджет» в вузы, входящие в топ-10. И это, поверьте, вовсе не гении: просто они потрудились освоить программу. Которую никто не скрывает, а, напротив, публикуют массовым тиражом.

Готовились по-разному: Некоторые ходили на курсы – некоторые нет; некоторые занимались с частными преподавателями – некоторые нет.  Иные – по интернету:

есть интерактивные сайты, где ты  делаешь задания, а тебе говорят, на сколько баллов ты решил. Это, правда, платно: две тысячи, кажется, стоило.

Опытные, как теперь говорят, «прошаренные», мамаши учили: нечего и пытаться просто так, с налёта, сдать ДВИ – дополнительное вступительное испытание, проводимое вузом.   Мне рассказывали, что это специально придумано, чтобы сохранить хоть какой-нибудь островок коррупции внутри вуза. Говорили: надо непременно ходить на курсы в данном вузе по подготовке к ДВИ, а там – отыскивать  «внутреннего» репетитора, чтоб готовил. В общем, страсти-мордасти.

Оказалось всё буднично и просто. Моя дочка никуда не ходила, а в нужный день съездила в МГУ написать это самое ДВИ. Вопросы, как она говорит, были в пределах программы; потом назначили день, когда можно было посмотреть с преподавателем свою работу.  Многие, придя «с улицы», благополучно сдали этот «великий и ужасный» ДВИ.

Знакомые абитуриенты, что сдали ЕГЭ поплоше, поступили в  тоже неплохие вузы, но, так сказать, второго плана. Положим, не МИФИ, а МЭИ. Но тоже на бюджет.  Любопытно, кстати, шкала престижа мало изменилась за прошедшие десятилетия: всё тот же МГУ, МГИМО, МФТИ… Вклинилась разве что безмерно распиаренная ВШЭ.

Тогда у меня вопрос: если просто нормальные выпускники довольно легко поступают на бесплатные места в престижные вузы, то кем же заполняются все эти бессчётные финансово-культурологические эколого-лингвистические? Зашла ради любопытство на сайт одного вполне приличного по меркам заведений подобного рода института. Там требуется набрать 150 баллов за три экзамена. Теперь я знаю, что это значит. Это значит, что принимают туда беспросветных троечников. И это ещё не «днище», как выражается молодёжь. «Днище» — это когда 20 за экзамен.

Что же получается?

В наши дни (70-е годы) нам говорили в школе, что статистически в вуз на дневное отделение поступит только 20% от выпуска 10-х классов.

Сегодня,  вузовских мест заготовлено на 100% выпускников школ. При этом, как сказала министр Васильева,  57% из них — бюджетные.

Так есть у нас или нет доступное бесплатное высшее образование?

По-моему, есть, и в размерах, превышающих способность его переварить.  В платных богадельнях, как я вдруг открыла, обучаются люди, которые абсолютно не готовы и не способны ни к какому высшему образованию. Те, кто так-сяк готов, т.е. исправно освоил школьную программу, поступают в топовые вузы на бюджет. Это было моим маленьким открытием. И нечего беспокоиться о подготовке выпускников этих богаделен: он не может быть никаким иным, как никаким.

Будь у нас вузовских мест 20% от числа выпускников – качество первокурсников было бы несравненно выше.

 

http://zavtra.ru/blogs/o_skol_ko_nam_otkritij_chudnih_gotovit_prosvesheniya_duh

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий