Главная » Общество » Татьяна Воеводина. Сдать историю

 

Татьяна Воеводина. Сдать историю

 

Из последних новостей наробраза: предполагается, что введут ещё один обязательный экзамен — то ли по истории, то ли по иностранному. Любители ужастиков утверждают, что по тому и другому разом. Любители плюрализма — те надеются, что снова вздыбится волна дискуссий меж почвенниками и западниками. Те, которые почвенники, будут за историю, а либералы-космополиты — вестимо, за иностранный.

«Должен каждый ученик понимать чужой язык», — лапидарно сформулировал Сергей Михалков в стихотворении «Моя улица».

Только вот не надо считать иностранный язык чем-то особенным, основой жизненного успеха и вообще главным предметом. В этом представлении, укоренившемся во многих умах, есть что-то унизительное, убогое, колониальное. Почему английский нужен всем, а, положим, география — не нужна? Извозчики довезут? Вот они уж четверть века везут нас в выгодном им, а не нам направлении.

Вообще, я — сторонница ежегодных экзаменов по всем изучаемым предметам. Изучил — отчитайся. Во времена, когда наше образование достигло своего максимума, в 50-е годы, именно так и было. Первые экзамены сдавали в 4-ом классе, а дальше — ежегодно и по всем предметам. Ежегодные экзамены по всем предметам, вовсе не какие-то особо трудные, а просто обычные, очень бы помогли удерживать в голове изучаемое, а не выбрасывать, как порожнюю тару. Сегодня — выбрасывают.

Полезно ли сделать так, чтоб все сдавали на выходе историю? Полезно. Ещё полезнее было бы, если б её, историю, учили, а не просто отбывали нумер, как в массовом порядке происходит сегодня.

И ещё вот что критически важно. Если уж повышать значимость истории, то надо озаботиться тем, чтобы она излагалась в патриотическом ключе. Изучение истории с массовой сдачей экзамена имеет целью не подготовку историка, а воспитание гражданина, который уважает свою страну, её вождей и героев. Камертон, по которому надо настраивать изложение истории для школьников, это слова графа Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Как только ни стебались прогрессисты всех времён над этой верноподданнической формулой! А она — единственно верна, когда речь идёт о школьной истории.

То, что пишут в пособиях для школьников сегодня, совершенно не способствует уважению к своей стране. Традиции перестроечных плевков в прошлое сегодня живут и здравствуют. Я бы сама не поверила, не раскрой я дочкин учебник истории для подготовки к ЕГЭ. Написан он, между прочим, школьным учителем.

Изделие в 845 страниц на всякий случай названо скромно: «История Оте­чества. Справочник для школьников и поступающих в вузы», автор Л.А. Кацва, Москва, Аст-пресс, 2016. В школе этот учебник рекомендуют потому, что в нём списком перечислены все даты и имена, которые надлежит знать.

Факты — да, сообщаются. И прямого вранья там почти нет. Но вот отбор фактов, прямо сказать, специфический. Как ни относись к давнему историку-марксисту Покровскому, но в его хлёсткой формуле, что история — это политика, обращённая в прошлое, много правды. Дело даже не в отношении к фактам, а просто в их отборе, в формировании, так сказать, исторической «повестки дня». Я всем советую время от времени смотреть иностранные новостные каналы (даже не вполне понимая язык): они говорят о других новостях. Отбор — вот что важно.

Вот автор пособия повествует о факте культурной жизни СССР — о «бульдозерной» выставке авангардистов. Это непременно надо знать сдающему ЕГЭ. А вот о другой выставке — картин Дрезденской галереи, сохранённых благодаря советской армии, вывезенных в Советский Союз, отреставрированных, показанных москвичам и возвращённых в Германию, — об этой выставке школьнику знать не надо. Вдруг он заподозрит «кровавый режим» в щедрости и великодушии?

В учебнике любой деятель искусства, не имевший проблем с режимом, а паче того режимом поощрённый, — это, выражаясь по-оруэлловски, «не-лицо». Нет его. Твардовский знаменит лишь антисталинской поэмой «По праву памяти» да тем, что был уволен из «Нового мира». А что «Василия Тёркина» сочинил — это не достойно даже упоминания. Точно так же проигнорированы романы Симонова о войне: что можно сказать об обласканном режимом лауреате сталинских премий? Террор, сталинщина, репрессии — вот лейтмотив советской истории. И педагог не забывает это повторять: повторенье — мать ученья.

Вот итоги перестройки: «…позиции СССР в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. …В целом мир стал безопаснее, исчезла опасность новой мировой войны». Значит, откуда исходила угроза миру? Ясное дело: от СССР.

Ввод советских войск в Венгрию и Чехословакию — это «вторжение», важнейшая веха в искусстве — фильм «Покаяние». Наверное, учитель готовит учеников к покаянию — за кровавый кошмар отечественной истории.

Вот это мы будем заставлять учить всех? Честное слово, пускай лучше школяры остаются в невежестве.

 

 

Источник: газета «Завтра»

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий