Главная » История Русского мира » Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина

 

Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина

 

поветкин

Центр музыкальных древностей основан в 1990 году
художником, учёным и музыкантом

Владимиром Ивановичем Поветкиным
благодаря начатой им в середине 1970-х годов реконструкторской работе
по восстановлению в формах и звучании легендарных гудков, гуслей и сопелей.

«Для меня создание в Новгороде, именно в Новгороде такого Центра — гражданский долг. Не ищу в этом ни комфорта, ни отдыха» (В.И. Поветкин, 1985 г.)

 Идею создания Центра музыкальных древностей первым поддержал академик Д.С. Лихачёв.  В дальнейшем созданию Центра музыкальных древностей способствовали видные учёные и деятели культуры (В.Л. Янин, А.А. Зализняк, Е.А. Рыбина, Д.М. Балашов, С.М. Власов), а также друзья В.И. Поветкина. Огромную роль в создании и становлении Центра сыграла Мария Фёдоровна Байбакова – мать В.И. Поветкина.

центр поветкина1

   Организация «Центр музыкальных древностей» существует с 1990 года, когда специально для неё в Великом Новгороде было построено здание на Ильиной улице, 9 «Б». Весь 1990 год Центр музыкальных древностей существовал как общественная организация при Советском фонде культуры, возглавляемом академиком Д.С. Лихачёвым, который взял на баланс Фонда культуры здание Центра музыкальных древностей. С этого времени и по 2009 год В.И. Поветкин проводил постоянную работу по украшению Центра. Им создано неповторимое убранство зала (1996) и других внутренних помещений, построена бревенчатая пристройка с резными «полотенцами» и коньком на крыше (1999).  Последняя его работа — деревянное парадное крыльцо (2009). С 1991 года Центр музыкальных древностей стал самостоятельной организацией. Сменяя организационно-правовые формы, Центр музыкальных древностей в 2000 году становится автономной некоммерческой организацией «Центр культуры Поветкина В.И. «Музыкальные древности». С 2015 года — автономная некоммерческая организация «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина».

   Центр музыкальных древностей выполняет научную программу по выявлению и  восстановлению в формах и звучании древних музыкальных инструментов X–XV вв., свидетельства которых археологи

центр поветкина2открывают в старой части Великого Новгорода. Кроме собственно музыкальных инструментов: струнных (гусли, гудки), духовых (сопели, варганы, свистульки и др.), выявлено немало сигнальных, самозвучащих предметов (бубенчики, шумящие привески, лопаточные трещотки и др.). В Великом Новгороде сформирована уникальная база первоисточников по музыкальному инструментарию европейского средневекового города. Благодаря предложенной В.И. Поветкиным новой методике по реконструкции археологических музыкальных инструментов, а также разработанной им оригинальной исследовательской программе, в современной российской археологии на новый уровень вышло перспективное направление — музыкальная археология.

  Одновременно осуществляется и культурно-просветительская программа: проводятся выставки, лекции-концерты по музыкальной культуре древнего Новгорода, консультации  по  строительству и методике  реконструкции археологических и этнографических музыкальных инструментов, по традиционной народной культуре (одежда, рукоделия и ремесла, песни и праздники).

  В Центре музыкальных древностей сформирована специализированная библиотека, постоянно пополняются фонды по музыкальной археологии, этнографии, предметам  народной  культуры, в том числе традиционной одежды русского народа (используются частные собрания).

   В зале Центра музыкальных древностей проходят различные выставки, проводятся народные праздники, занятия для детей и взрослых, на которых передаётся опыт пения, плясок, изготовления традиционной одежды, строительства гуслей и других музыкальных инструментов. Главной задачей хора Центра музыкальных древностей является не концертная деятельность, а непосредственное участие в праздниках народного календаряцентр поветкина3

   Культурно-просветительская программа Центра музыкальных древностей в целом способствует узнаванию лучших нравов, обычаев и воззрений русского народа.

   «Для нас знакомство с традицией строительства и игры на гуслях, гудках, сопелях, варганах – это один из путей к осознанию лучших идеалов народной культуры и того уклада жизни, который еще совсем недавно, сохраняясь в бесчисленных русских селениях, составлял основу нашей государственности и нашего национального самодостоинства» (В.И. Поветкин).

    По накопленным материалам, по реконструкторской методике, по выполняемой программе, прямо связанной с праздниками народного календаря, Центр музыкальных древностей является национальным русским и европейским сокровищем.

центр поветкина4

 

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий