Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина
Центр музыкальных древностей основан в 1990 году
художником, учёным и музыкантом
Владимиром Ивановичем Поветкиным
благодаря начатой им в середине 1970-х годов реконструкторской работе
по восстановлению в формах и звучании легендарных гудков, гуслей и сопелей.
«Для меня создание в Новгороде, именно в Новгороде такого Центра — гражданский долг. Не ищу в этом ни комфорта, ни отдыха» (В.И. Поветкин, 1985 г.)
Идею создания Центра музыкальных древностей первым поддержал академик Д.С. Лихачёв. В дальнейшем созданию Центра музыкальных древностей способствовали видные учёные и деятели культуры (В.Л. Янин, А.А. Зализняк, Е.А. Рыбина, Д.М. Балашов, С.М. Власов), а также друзья В.И. Поветкина. Огромную роль в создании и становлении Центра сыграла Мария Фёдоровна Байбакова – мать В.И. Поветкина.
Организация «Центр музыкальных древностей» существует с 1990 года, когда специально для неё в Великом Новгороде было построено здание на Ильиной улице, 9 «Б». Весь 1990 год Центр музыкальных древностей существовал как общественная организация при Советском фонде культуры, возглавляемом академиком Д.С. Лихачёвым, который взял на баланс Фонда культуры здание Центра музыкальных древностей. С этого времени и по 2009 год В.И. Поветкин проводил постоянную работу по украшению Центра. Им создано неповторимое убранство зала (1996) и других внутренних помещений, построена бревенчатая пристройка с резными «полотенцами» и коньком на крыше (1999). Последняя его работа — деревянное парадное крыльцо (2009). С 1991 года Центр музыкальных древностей стал самостоятельной организацией. Сменяя организационно-правовые формы, Центр музыкальных древностей в 2000 году становится автономной некоммерческой организацией «Центр культуры Поветкина В.И. «Музыкальные древности». С 2015 года — автономная некоммерческая организация «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина».
Центр музыкальных древностей выполняет научную программу по выявлению и восстановлению в формах и звучании древних музыкальных инструментов X–XV вв., свидетельства которых археологи
открывают в старой части Великого Новгорода. Кроме собственно музыкальных инструментов: струнных (гусли, гудки), духовых (сопели, варганы, свистульки и др.), выявлено немало сигнальных, самозвучащих предметов (бубенчики, шумящие привески, лопаточные трещотки и др.). В Великом Новгороде сформирована уникальная база первоисточников по музыкальному инструментарию европейского средневекового города. Благодаря предложенной В.И. Поветкиным новой методике по реконструкции археологических музыкальных инструментов, а также разработанной им оригинальной исследовательской программе, в современной российской археологии на новый уровень вышло перспективное направление — музыкальная археология.
Одновременно осуществляется и культурно-просветительская программа: проводятся выставки, лекции-концерты по музыкальной культуре древнего Новгорода, консультации по строительству и методике реконструкции археологических и этнографических музыкальных инструментов, по традиционной народной культуре (одежда, рукоделия и ремесла, песни и праздники).
В Центре музыкальных древностей сформирована специализированная библиотека, постоянно пополняются фонды по музыкальной археологии, этнографии, предметам народной культуры, в том числе традиционной одежды русского народа (используются частные собрания).
В зале Центра музыкальных древностей проходят различные выставки, проводятся народные праздники, занятия для детей и взрослых, на которых передаётся опыт пения, плясок, изготовления традиционной одежды, строительства гуслей и других музыкальных инструментов. Главной задачей хора Центра музыкальных древностей является не концертная деятельность, а непосредственное участие в праздниках народного календаря
Культурно-просветительская программа Центра музыкальных древностей в целом способствует узнаванию лучших нравов, обычаев и воззрений русского народа.
«Для нас знакомство с традицией строительства и игры на гуслях, гудках, сопелях, варганах – это один из путей к осознанию лучших идеалов народной культуры и того уклада жизни, который еще совсем недавно, сохраняясь в бесчисленных русских селениях, составлял основу нашей государственности и нашего национального самодостоинства» (В.И. Поветкин).
По накопленным материалам, по реконструкторской методике, по выполняемой программе, прямо связанной с праздниками народного календаря, Центр музыкальных древностей является национальным русским и европейским сокровищем.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.