Главная » История Русского мира » Ученый культуролог П.И. Кутенков

 

Ученый культуролог П.И. Кутенков

 

П.И.-Кутенков

П.И. Кутенков родился 25 января 1958 года.
Получил высшее образование, закончил В/ч 48254, Научно-исследовательский центр ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ,

В настоящее время — управляющий Русским музеем народоведения, доцент Смольного института Российской академии образования, действительный член Русского Географического общества, кандидат культурологии.

П.И. Кутенков автор ряда книг о русской народной одежде и орнаменте.

Работы Кутенкова известны среди узкого круга специалистов, в частности, работы по исследованию ярги (свастики) в контексте русской народной культуры. В книге про яргу впервые в науке описаны целостные знаковые системы. Последняя работа посвящена южнорусской народной одежде, где описывается древняя культура рязанского края, все работы основаны на полевых материалах, все сверялось с музейными источниками. Одежда исследуется Кутенковым в обряде.

К обращению к русской народной культуре нас подталкивает сама жизнь – ломка, которая произошла двадцать лет назад, заставляет нас задуматься о правильности выбранного пути. Каждый народ после разрушения СССР избрал свой путь. Начал вымирать державообразующий русский народ, огромные некогда села пустые, дома в них рушатся. И эта вторая причина, которая заставляет нас обращаться к нашей истории. Троцкий и его наследники опростоволосили русский народ, когда девушки выходили замуж без благословения родителей, и дети рождались без души. Мы оказались на колее смерти. Возрождение Русской православной церкви не дает того результата, который ожидался. Народная культура соприкасалась с христианством тысячу лет, и отдельные элементы вошли в нее. Нашу культуру обрубили до тысячелетнего измерения, и этим у нас отняли многое.

В русской одежде сохранилось богатое наследие, существовало множество знаков. Отряды НКВД на русском Севере изымали вещи с яргами, по свидетельству Валерия Демина, и сжигали. В одежде выделяется крой, линейные знаки, строение узора, качество материала и др. Свадьба состояла из порядка 30 отрядов, идущими друг за другом, и каждый отмечался определенными знаками. Одним из немногих ученых 19 века, который подходил к изучению культуры с духовных позиций, был профессор Костомаров. Русская народная культура стоит на вере в единого бога, и при ее изучении необходимо на это опираться. Есть очень четкие понятия о светлых духах и черных, и любая вера или религия стоит на этом. Кутенков выделяет сварожий и яргический круги в жизни бабы. Начинается с девичества, потом свадьба, родославное время (обычно до 40 лет), на свадьбе сноха дарила свекрови одежду с последетородными знаками, что символизировало переход их в другую категорию. Последетородное время сменялось смертью. Духовные (сварожьи) времена жизни женщины подразделялись на праздничное, свадебное, бабство, печаль (современное выражение «траур» не выражает это понятие), вековое, вдовье, смертное. Когда девка становилась бабой, она уже являлась богиней, до 40 лет выделяли молодуху и четыре возраста, на каждый из них полагалась своя рубаха. На праздники (Троица, Рождество, Иван Купала) также существовали свои рубахи, всего в русской народной культуре насчитывалось порядка 152 малых и больших праздников.

К бабе было особое отношение, так как она работала с душами, отвечала за душу ребенка. Крестьянская одежда: шушун, шушпан с запоном, шушпан с рубахой, добрая рубаха «палика» (косополиковая древняя славянская рубаха), бабья поддобрая рубаха «обкладки», бабья поддобрая рубаха «в две строки красным глазком» (последняя детородная). Недетородная праздничная рубаха «в кумаки» надевалась бабой после 40 лет, также существовала рубаха «в ряпей с четырьмя лянтами». Вся вышивка делалась с молитвами, девки и бабы молились Богу, а мужики крестились. Другие рубахи – последетородная праздничная «с тремя лянтами», «в ряпей с тремя лянтами», «в подряпье», «сухая старушечья». Таким образом, в рубахах отражается целостная знаковая система нашей культуры. Кручинные сряды: шушун печальный, запон. Полностью снаряженная баба надевает на себя до 50 вещей, и тогда это действительно богиня. Одна из причин утраты традиции — при коллективизации отняли огороды, и негде было выращивать коноплю. Печальные одежды у славян были белыми, первую кручинную рубаху баба надевала, переходя в состояние иносветной печали. Праздничная кручинная рубаха – «в полряпья одни черным», следующая – «в полряпья черным с красным», последняя кручинная рубаха в репей черным с красным. Кручинные рубахи молодухи: «сухая глазком кручинная», «в две строки белым глазком», но цвет и узор (например, глазок) может менять суть вещи. У бабы до последних времен существовало несколько сундуков с вещами, в то время как у мужчины вещей насчитывалось единицы. Покойника наряжали, а вторую сряду могли положить рядом. Поневы никогда не стирались, головные уборы тоже. Родославная понева – двенадцатиглазка, десятиглазка — вятичская понева, восемь глаз — послеродовая, старушечья – о шести глаз. Вертикаль выделяется Большим количеством нитей.

Книги-П.И.-Кутенкова

  1. Великорусская женская сряда (одежда). Сядемская и вяземская крестьянские родовые культуры
    П. И. Кутенков
  2. Южнорусская народная одежда
    П. И. Кутенков
  3. Ярга-крест — знак Святой Руси. Ярга и свастика
    П. И. Кутенков
  4. Священные знаки в обрядах и срядах великорусов
    П. И. Кутенков
  5. Пояс и поясной убор великорусов
    П. И. Кутенков
  6. Ярга-крест и свастика. Народная исконь в науке
    П. И. Кутенков, А. Г. Резунков
  7. Ярга-свастика — знак русской народной культуры
    П. И. Кутенков

Видео с участием Павла Ивановича Кутенкова

См. видео. О Славянорусской народной культуре

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий