Главная » История Русского мира » В.С. Никитин. Русофобия в борьбе цивилизаций

 

В.С. Никитин. Русофобия в борьбе цивилизаций

 

В 1867 году Ф.И. Тютчев обратил внимание на особое явление – русофобию, представленную людьми с вполне русскими лицами и фамилиями и говорящих на русском языке. В письме к дочери Анне он писал: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей – кстати, весьма почитаемых. По мере того как Россия усиливается, нелюбовь к ней этих господ все более усиливается. И, напротив, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили их 12 пристрастия к ней… В природе этих инстинктов и следовало бы разобраться». Знаменитый русский поэт и дипломат, разбираясь в природе русофобии, одновременно и боролся с ней поэтическим образом. Он писал про русофобов: Себя, друзья, морочите вы грубо – Велик с Россией ваш разлад. Куда вам в члены Английских палат: Вы просто члены Английского клуба… Напрасный труд – нет, их не вразумишь. Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация – для них фетиш, Но недоступна им ее идея. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В ее глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы. Как видите, поэт-пророк уже тогда правильно определил масштаб проблемы и показал, что у русских русофобов с Россией «цивилизационный разлад» и «их не вразумишь», потому что у них совершенно другое мировоззрение и понятийный аппарат, им недоступна и ненавистна идея русской цивилизации.

Это характерно и для современной России. Яркий пример – это известный шоумен А. Макаревич, стремящийся вместе с Западом «вырвать Украину из лап русской цивилизации». Что такое русская цивилизация и в чем главное различие между ней и западной цивилизацией, очень емко, всесторонне, но в сжатой форме изложено в книге 13 О.А. Платонова «Русская цивилизация» (Москва. Роман- газета. 1995.). Книга представлена как учебное пособие для формирования русского самосознания. Платонов О.А. считает, что «русская цивилизация – это целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание». Цивилизация – это главная форма человеческой организации пространства и времени, это сверхорганизм на уровне родства душ. Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если принадлежность к расе выражается внешними признаками человека и народа в виде цвета кожи, строения глаз и волос, то принадлежность к цивилизации определяется внутренними признаками: духовными, психическими, а также мировоззренческими установками и культурой, которые закрепились в национальной общности вследствие особых исторических, географических условий жизни и генетических мутаций.

По мнению автора книги «Столкновение цивилизаций» американского политолога С. Хантингтона: «Цивилизация является культурной общностью наивысшего ранга, самым широким уровнем культурной идентичности людей». Русскую цивилизацию он назвал Православной и отметил, что «своим западным крылом она опирается на славянский этнос, а восточным на политическую общность всех евразийских народов». Хантингтон сделал важный вывод, что, начиная с XX века, именно взаимодействие и борьба цивилизаций становятся определяющими на политической арене мира. Запад учел этот вывод в своей русофобской политике. Русофобия во многом построена на мифе о расовом и цивилизационном превосходстве Запада, на стереотипе, 14 что Запад – это цивилизация, а Россия и все остальные – это варварство. Под этот миф была подведена теоретическая база, что человечество развивается во всех странах одинаково: линейно, вверх, от низших форм к высшим. При этом Запад, как бы приняв эстафету от древних цивилизаций, является высшей формой мировой цивилизации, на которую все должны равняться и в лоно которой стремиться. Отсюда и «Украина – це Европа». На основе этого мифа низкопоклонство перед Западом стало отличительной чертой значительной части российско- го образованного общества и правящего слоя, что отмечалось Ломоносовым и Фонвизиным, Пушкиным и Тютчевым, Достоевским и Менделеевым.

Каждый из них по-своему боролся с этим явлением. Первым, кто в России научно дал отпор и опроверг эту русофобскую и в целом расистскую теорию, был вы- дающийся российский ученый Н.Я. Данилевский. Он, поднявшись на цивилизационный уровень познания мира, доказал, что развитие человечества идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно только по его внутренним, присущим только ему критериям. Платонов О.А. на этой основе утверждает, что русская цивилизация, как духовно исторический тип, зародилась почти за два тысячелетия до принятия христианства и обладала самобытной ведической культурой. Главное отличие русской цивилизации от западной состоит в разном их мировоззрении и разном понимании сути человеческой жизни и общественного развития. Цивилизация Руси – России носила в большей мере духовный, коллективистский, производительный и миролюбивый характер. А западная цивилизация предпочитала, в основном, материально-экономический, индивидуалистический, потребительский и агрессивно-насильственный тип развития. Западное индивидуалистическое общество нацелено на поиск наслаждений, а русское коллективистское общество – на уменьшение страданий. Поэтому к понятию «счастье» у Запада материально-потребительское отношение, а у русских социально-духовное.

Немецкий философ Л. Фейербах писал: «Счастье – это состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять индивидуалистические потребности и стремления, относящиеся к его сущности и его жизни». А в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля определено: «Счастье – это жить без бед, без горя, смут, тревоги, в мире, любви и согласии». Для русских счастье – это совершенство человеческих отношений. Не случайно корнем в слове является «часть», а Юрий Гагарин, первым покоривший Космос, заявил, что «счастлив может быть только со своим народом, частью которого является». Теперь о насильственности и миролюбивости в от- ношении природы и человечества. Для русского человека природа – это храм, а для западного – мастерская. Характерная черта русского человека – терпение. Шафаревич И.Р. в книге «Русский народ в битве цивилизаций» пишет: «Терпение – это стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решения жизненных проблем не за счет насилия над миром и потребления его ресурсов, а в основном за счет внутренних духовных усилий». Западный мир нетерпелив и активен. Он смотрит на природу как на бездушный материал для деятельности человека, сформулированный в призыве к «покорению природы». Эта стратегия уже привела к экологическому кризису на планете. 16 В отношении человечества парадигмой развития запад- ной цивилизации стало ограбление других стран и неравноправный обмен с ними, колонизация, эксплуатация и даже уничтожение целых народов.

Русская цивилизация, напротив, используя духовную мощь, организовала вокруг себя другие народы разных вероисповеданий и привлекла своих противников и соперников силой добра и справедливости, совместным с ними трудом во благо единой цивилизации. Покоренные Русью народы всегда сохранялись, а зачастую расцветали, словно приобретали новую плодородную почву. За внешним благоприятным видом западной цивилизации скрываются фашистские тенденции. Это ярко проявилось в XX веке, и всё больше проявляется в XXI веке в действиях США, Евросоюза, НАТО, на Украине, в Сирии и других странах. Всеобщая победа западных ценностей, в силу внутренней логики развития западной цивилизации, неминуемо приведет мир к либеральному фашизму. Этому и противостоит русская цивилизация, Русский мир и Россия. Подробно суть различий между индивидуалистическим типом западного общества и коллективистским типом общества России изложена в монографии «Совершенство и свобода» сибирского ученого доктора философских наук Чуринова Н.М. и в моей книге «Россия, встань и возвышайся!» (2004 год).

С учетом реалий XXI века российской власти и обществу следует серьезно отнестись к разработке своей цивилизационной идеи и правильно определить современное имя нашей цивилизации. Ведь народная мудрость гласит: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Поскольку главным духовным стержнем, скрепляющим нашу цивилизацию, является русская культура и, прежде всего, русский 17 язык, признанный и ставший языком межнационального об- щения, то имя нашей цивилизации – Русская. Но этого недостаточно. По русским традициям для полноты имени должно быть отчество. Оно связано с отечеством, т.е. с землей или месторазвитием цивилизации. А месторазвитие Российского государства-цивилизации – это Евразия. Таким образом, полное имя нашей цивилизации – Русско-евразийская цивилизация. Ядром Русско-евразийской цивилизации является Российская Федерация, а ядром России – русская нация. «На том стояла и стоять будет Русская земля!».

 

 

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий