Василий Ключевский
КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1911), российский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был папа, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове единственный из друзей мужа отдал ей для проживания мини дом. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал в дальнейшем Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, потом в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский добро знал труды многих ученых-историков. Чтобы располагать вероятность посвятить себя науке (руководство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно кинул семинарию и в течение года независимо готовился к вступительным экзаменам в вуз.
С поступлением в Московский универ в 1861 начинается свежий отрезок времени в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев и в особенности С.М.Соловьев: «Соловьев давал слушателю диковинно цельный, стройной нитью проведенный через цепочка обобщенных фактов, воззрение на ход русской истории, а известно, какое удовольствие для молодого ума, начинающего научное штудирование, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на академический предмет».
Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иноземцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал штудирование возле 40 сказаний и записок иноземцев о Руси 15–17 вв. За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».
Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, тот, что, по-видимому, рассчитывал применять светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический работа по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная дело Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866–1867). Но затраченные усилия и полученный итог не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали существование героев по трафарету, не позволяло определить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».
После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал вектор движения всеобщей истории в Александровском военном училище, вектор движения русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.
Преподавательская занятие принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, имеющий известность острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, на долгий срок запоминавшихся слушателям.
Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервой опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила популярный период в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое ориентация – Русский целковый ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная отдать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.
Наиболее прославленный академический работа Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый вкалывал над ним больше трех десятилетий, но решился издать его только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, около которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась совместно с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский поделил русскую историю на четыре периода.
Первый отрезок времени длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское народ сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговлишка. В рамках второго периода (13 – середка 15 в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Оопять экономики – вольготный крестьянский земледельческий работа. Третий отрезок времени продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда русское народонаселение колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался ход закрепощения крестьянства. Последний, четвертый отрезок времени до середины 19 в. (больше позднее время Курс не охватывал) – это время, когда «российский население распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская индустрия.
Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.
«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского нечасто выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен отбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное касательство к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.
Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.