Главная » Философский пароход » Виктор Чернышев. О Брачном Пире

 

Виктор Чернышев. О Брачном Пире

 

Проповедь профессора Виктора Чернышева на Евангелие от Матфея (22:1-14), произнесенная в Свято-Никольском храме на Лесном массиве в Киеве, 10 сентября 2017 года

В этой притче речь идёт о желании Бога воссоединить с Собою народ израильский. Но народ не захотел придти, ибо у всех нашлись свои причины, чтобы отказаться от этой чести и привилегии. Иудеи полагали, что они и без этого уже праведники, по обетованию Авраама: закон соблюдают, десятину дают, поэтому спасение им гарантировано.

Многие крещеные христиане сегодня, считающие себя глубоко религиозными людьми, не видят нужды в том, чтобы регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, чему-либо учиться, а их обычный ответ: “Зачем мне всё это? Бог у меня в сердце”. Интересно, кто же Его им туда поселил?

“Я богат, разбогател, ни в чём не имею нужды,” — говорит Писание (Отк. 3:17). А Христос предлагает купить у Него глазную мазь и помазать ею очи, чтобы увидеть, что ты “и слеп, и жалок, и нищ, и наг” (Отк. 3:17).

Из притчи видим, что у каждого нашлись свои дела: один уходит в поле, другой смотрит за волами, третий спешит на торжище… В общем у каждого свой “бизнес”. До Бога ли тут?

“Брачная Одежда” — это то, во что Бог желает одеть человека, одеть в ту праведность, которой обладает Он Сам. “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11:28-29). Бог желает, чтобы мы стали как Он. Брачные Одежды — это праведность Самого Христа. А праведность — это есть Его характер. Следовательно, это то, что может быть изменено в человеке. Это обозначается греческим словом “метанойя” — радикальное изменение образа. Вот человек идёт с толпой, потом на 180° развернулся и пошел в обратную сторону. Мы всегда должны быть эксцентричны толпе (демосу), а не концентричны ей. Апостол говорит: “Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие…” (2 Петра 1:5-7) Именно тогда человек будет одет в ту Одежду, которую на нём желает видеть Бог.

Есть иные “пиры”. Примеры торжеств нечестивых, когда они устраиваются людьми для удовольствия, на которых “вино веселит, а за всё отвечает серебро» (Эккл. 10:19). Это желание угодить своему чреву. О таких пирах и празднествах, и, извините за вульгаризм, — попойках — Писание говорит: “Да будет трапеза их пред ними в сеть” (Рим. 11:9).

Но сегодня мы говорим о другом Пире — о союзе с Богом через соединение по вере с Его Сыном — Христом. Этот союз через Евхаристию, союз верный, искренний и чистый — поэтому Евангелие называет его Брачным Пиром. “Когда делаешь Пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся в воскресении мертвых” (Лк. 14:12-14).

Люди тогда не приняли Христа, ибо ожидали от него земной славы и социальных реформ — земного торжества и благоденствия, торжества плоти. Когда же выяснилось, что Христос пришел утвердить Царство не от мира сего, и для достижения его надо “нудить себя” (ибо “Царство Божие силою берется и прилагающие усилие восхищают его” (Мф. 11:12)) — многие предпочли отойти в сторону.

Пир, которому должна быть подчинена вся наша жизнь, остаётся для других соблазном и сомнением (“послушаем тебя в другой раз,” — когда-то сказали греки апостолу Павлу). Хотя мы ходим в храм, молимся, но наши мысли часто далеко отстоят от Христа. Нередко мы переполнены зависти, ненависти, злобы. В наше непростое время, когда экономика Украины лежит в руинах, процветает коррупция, уход капитала в офшорные зоны, нестабильность всего и неуверенность в завтрашнем дне — люди думают не об Иисусе, а о “хлеба кусе”, забывая, что источник хлеба — Он Сам. Он есть хлеб, и Хлеб. Хлеб, которым питаем чрево; Он же — Хлеб, сходящий с небес и питающий наши души Словом Своим.

Христианство — это, прежде всего, принадлежность к евхаристической общине. Просто верующий человек — это некий оловянный солдатик, по слову протоиерея Андрея Ткачева, который сам никого никогда не победит.

Начинается приобретение одежды смирением, которое есть матерь всех других добродетелей. Искоренение страстей и собирание добродетелей — это именно та “рубашка”, в которую нам надлежит одеться. Откровение Иоанна Богослова тоже говорит о Белых Одеждах. На Пиру человек

должен быть одет в Брачную Одежду. Сейчас наша душа покрыта телом, а в будущем веке тело будет покрыто Душой. Наступит тот великий день, когда Господь спросит каждого — во что мы были одеты? Поэтому надо стараться приобретать хотя бы одну маленькую светлую нитку (мысли, слова, поступки) для будущей Белой Одежды. Если такой одежды на нас не будет — нас выбросят во “тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубовный”.

Будем же, братья и сестры, бодрствовать, молиться и всегда, подобно Разумным Девам из другой притчи, готовыми к Брачному Пиру, чтобы занять достойное место на нём сообразно одежде, в которую нас Облечет Господь. Аминь.

Профессор Виктор Чернышев

 

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий