Виктор Чернышев . «Обновленцы» на службе новой власти вчера и сегодня
Хорошо известным приказом «Об изъятии церковных ценностей» Ленин по сути начал повсеместный погром монастырей и храмов с поголовным уничтожением священнослужителей всех рангов – от рядового монашества до Патриарха. Ленин докладывал в ЦК: «Мы приобретем много ценностей, большой капитал, остро необходимый нам, и одновременно разожжем ненависть, раскол в рядах верующих, натравливая их, начнем репрессии, уничтожим сопротивление».
Как видим, в разгроме Церкви Ленин преследовал не только чисто уголовную цель обогащения, но и предательскую – против православной веры: организацию раскола, смуты, антирелигиозной аферы.
Тут же организовали секции безбожников в пионерии и комсомоле, в учебных заведениях и на предприятиях. Новые «красные батюшки», именующие себя обновленцами, заменили исповедь на прямое доносительство, организовали культ «нововерующих», вносивших большую смуту в умы. В этом поднятом вождем вихре мрачных сил появились свои лидеры, и среди них, например, такая фигура, как Труфанов.
Сергей Труфанов был родом из донских казаков. В 1903 году постригся в монахи. После пострига принял имя Илиодор. (Тот самый Илиодор, бывший иеромонах, ставший чекистом и позднее сбежавший за границу, из чьих откровений, помещенных им в еженедельнике «Неделя» (N26, 1990г.), явствует, что в 1919 году он видел в Кремле заспиртованную голову Государя). Был другом Распутина. Выступал против Патриарха Тихона, против Столыпина, стал штатным агентом ЧК. Провозгласил себя Патриархом Всея Руси, после чего был отлучен от Церкви. «Чрезвычайка» помогла ему бежать в США, где служил швейцаром.
«Обновленческий Собор» 1923 года сделал все, чтобы воплотить в жизнь решения ГПУ. Курировал «новое детище» Е.А.Тучков, который постоянно информировал ЦК о состоянии «агентурной работы» в обновленческом Высшем Церковном управлении (ВЦУ).
Казалось, что решения собора 1923г. должны были привести к триумфу обновленчества. В самом деле, патриарх Тихон находился под стражей, а «обновленческий» Высший Церковный совет оказался в глазах властей единственным органом церковной власти, освященным авторитетом Второго поместного Собора 1923г. Однако церковный народ отвернулся от «обновленцев».
«Красная церковь, — вспоминала одна из московских прихожанок того времени, — названная своими учредителями «живою» с самого своего рождения, оказалась мертворожденною, так как, не смотря на усиленную пропаганду, народ уперся и на все отвечал: «Не приемлем!»
Одной из важных причин отпадения духовенства в «обновленческий» раскол было давление советской власти. Аресты духовных лиц, не признающих обновленчество, были обычной практикой советских карательных органов. «Боже, как они меня мучают! — говорил о чекистах юрисконсульту Киево-Печерской Лавры проф. И.Н. Никодимову митрополит Киевский Михаил (Ермаков),- вымогают у меня признания «Живой Церкви», угрожая в противном случае арестом. Конечно же я решительно отверг их требования, что они довольно цинично признали, что я, быть может, поступил и правильно, т.к. все равно и «Живую Церковь» они позже ликвидируют».
Следует заметить, что каноны включают три вида отделившихся от Церкви религиозных сообществ – ересь, раскол и парасинагога или самочинное сборище. По определению Первого правила Василия Великого, ересь составляют те, кто совершенно отделились и имеют различие в самой вере; раскол – это те, которые не согласны в некоторых церковных вопросах, в которых возможно примирение; парасинагога – это собрание, которое «составляют непокорные пресвитеры или епископы и невежественный народ».
Таким образом, различие между парасинагогой и расколом имеет относительный характер. Парасинагога – это собрание временное, случайное, тогда как раскол – более или менее постоянное, имеющее свою организацию.
Поэтому другие правила, например Восьмое правило Первого Вселенского Собора даже не упоминает о парасинагоге, а знают лишь раскол и ересь.
Очевидно, понятие парасинагоги не подходит к «Живой Церкви», как не имеющей постоянную организацию. Вряд ли можно применить к ней и понятие ереси. Ведь идеология в ней вообще стоит на втором плане, а первое место занимают мотивы практические.
Правда она извращает церковное устройство, передавая власть пресвитерам, и таким образом нарушает не только каноническое, но и догматическое учение о Церкви. Но ведь и всякий раскол есть искаженное учение о Церкви, есть нарушение 9-го члена Символа веры, который знает лишь Единую Церковь. Поэтому следует признать «Живую Церковь» раскольничьей. Так именно и называли ее официальные акты православной церковной власти и с этим сообразовывалась и церковная практика. В случае обращения в православие «живцы» принимались «третьим чином» — через покаяние, т.е. как раскольники.
Но для мирской власти все это было несущественно. Так, газета «Рабочая Москва» в то время писала: «Наша задача не «обновить», а упразднить всякую церковь, всякую религию вообще. Обновление церкви, которое производится сейчас прогрессивной и демократически настроенной частью духовенства, лишь один из этапов по пути освобождения трудящихся масс России из-под власти церкви и религиозного дурмана. Оно расчищает нам дальнейший путь. И мы заинтересованы поэтому в победе на сегодня «Живой Церкви». Но объявленная мертвой старая церковь пока не совсем мертва. Ее надо умертвить окончательно».
Сегодня на Украине активизировался т.н. «Киевский Патриархат». Политическая заангажированность его верхушки дает ему возможность в большей степени решать различные политические задачи, нежели устремлять души пасомых к небу. Да и как их «устремлять к небу», если «патриархат» находится в расколе со всем православным миром? Поэтому духовной пищей этой структуры являются выпады в адрес Украинской Православной Церкви МП о ее «недостаточном патриотизме», о его «прокремлевской направленности», о ее поддержке «сепаратистских настроений» и проч. лабуда. Не иначе, как у них имеется соответствующий прибор для измерения патриотизма у отдельно взятого гражданина Украины. Поэтому все настойчивей звучат голоса из их среды забрать храмы у УПЦ, а верным Ее «ставить соответствующие знаки на дверях жилища», чтобы этим подвергать их позору и остракизму (как в свое время в Варфоломеевскую ночь во Франции, или в ночь Хрустальных ножей в нацистской Германии).
Самозваный «патриарх» Филарет, назначивший себя на должность таковым, похож на тех же обновленцев, которые создавали себе должности и приписывали небывалые титулы, такие, например, как «митрополит всея Руси России» (епископ Антонин), «архипресвитер всея России» (Красотин), титул же Ал. Введенского, стоявшего во главе «живцов», был «апостол-благовестник».
Здесь вот тоже нечто похожее – «патриарх Всея Руси-Украины»… Фактически «Киевский Патриархат» возрос и реализовался на крови мучеников. На крови возросла и «Живая Церковь». Но и та, и другая «церковь» возросла не на крови своих мучеников, а на невинной крови ими пролитой в битве за не принадлежащие им храмы. В прессе неоднократно освещались эти события: грабежи, захваты храмов, массовые побоища с верными УПЦ. Но чужая кровь никогда не может служить цементом здания Церкви, ибо она «вопиет от земли к Господу» (Быт 4:10), и на таких строителях лежит вечное проклятие, наложенное Самим Кротчайшим Основателем Церкви на убивающих и гонящих посланных Им праведников (Мф. 23:35-38; Лк. 11:5).
Вся кровь праведная, пролитая на земле – от крови Авеля праведного и до крови нынешних мучеников (как российских — от большевиков и «живоцерковников», так и избиваемых ныне на Украине верных), лежит на этих современных опричниках в рясах. И если Христово пророчество «Се, оставляется дом ваш пуст» вскоре поразительно точно исполнилось на Иерусалиме, то не замедлило исполниться оно и на той мнимо «Живой Церкви», которая умерла духовно еще в самый момент своего рождения, ибо в ней не было зиждительной идеи, не было и Духа Божия.
И КП, являясь безблагодатной раскольнической структурой – не может иметь будущего во Христе, даже если госструктуры, чиновники, депутаты Рады будут «двигать» ее в духовные окормители украинского народа. Ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7).
Поэтому так актуально сегодня звучат для нас слова Ап. Иоанна: « Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1).
Людям можно лгать долго, но немногим. Можно лгать многим, но недолго. Но нельзя лгать всем и постоянно, — ибо «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).
Профессор Виктор Михайлович Чернышев
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.