Виктор Чернышев. Проповедь о Расслабленном у Овчей купели
произнесена 7 мая в Киево-Печерской Лавре, в храме Всех Скорбящих Радосте
профессором КДАиС Виктором Чернышевым на Евангелие от Иоанна 5:1-16
Сегодня мы совершаем воспоминание об исцеленном Христом расслабленном в Капернауме.
У Овечьих ворот, где иудеи обмывали жертвенный скот, вода собиралась из целительного источника. Этот источник привлекал множество больных и расслабленных. Однако проявлялась его целительная сила лишь по временам – когда сходил Ангел Божий.
Была суббота, а иудеи ревностно хранили ее покой, даже самые мелочные предписания обрядового закона. Здесь мы можем найти параллель повествования о субботе в Евангелии от Луки 13:10, где Господь в субботу также исцелил больную женщину.
Поэтому иудеи вовсе не возрадовались, что исцелился человек, но озлобились сердцами своими. Очевидно, они уже догадались – Кто был Тот Человек, Который сказал: «Возьми постель твою и иди».
Так формальным поводом для осуждения Христа стало нарушение субботы. Иудеи так и не поняли, что со Христом окончился ветхозаветный обрядовый закон; что Христос «пригвоздил его к древу смерти», став Сам для всех «племен, народов и языков» Живой Субботой.
Ведь это Он сказал: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Покой, суббота, шаббат и Христос – это идентичные понятия, взаимозаменяемые. Ведь обрядовый закон (церемониальный) был, согласно апостолу Павлу, лишь детоводителем ко Христу, чтобы «нам оправдаться верою». Христос – Господин субботы, потому что теперь время целиком подчинено Ему.
Ведь ветхозаветная суббота служила лишь прообразом и тенью Небесного Покоя, который Христос открыл через Распятие и Воскресение. И этот Покой стал возможностью для творения участвовать в жизни своего Творца; это со+бытие с Божеством как выход из своей ограниченности и приобщение абсолютным совершенствам.
Христос воскрес в первый день недели. Отныне у воскресенья как седмичного дня уникальный статус: это одновременно и первый день недели, и восьмой, который вплетается в Вечность, где происходит сорастворение двух форм бытия — времени и вечности. А евхаристия как малая Пасха – преображает и всю жизнь христианина. Поэтому по вере в «Исполнившего весь закон», мы причастны этому исполнению. Подобно тому, как Авраам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность.
Но вернемся к Овчей купели. Расслабленный говорит: «Нет у меня человека, который бы опустил меня в эти целительные воды…» Как это актуально и в наши дни! Людей много, а человека нет; нет того, кто отнесся бы с чутким почтением, сочувствием и состраданием к другому. Толпа, а не человек…
Если в миру – это норма, то в Церкви с этим примириться нельзя. По слову св.Игнатия Богоносца, Церковь – это воплощенная любовь, и где этой любви нет – нет и Церкви, а есть только иллюзия, которая отталкивает людей. «Все ищут своего, не того, что угодно Богу» (Флп. 2:21). Грехопадение Адама привнесло в человечество и окружающий мир расстройство и разделение, душевные и телесные болезни. О них-то и повествуется в этом отрывке: «В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды».
Это реалии нашей жизни – если не телесная, то духовная немощь людей, очевидна. Кто же из нас не желает, чтобы как можно быстрее прошли наши скорби, болезни, негоразды?
Однако наша главная болезнь, которая мешает нам быть по-настоящему счастливыми, находится глубже – эта болезнь заключается в нашем разрыве общения с Богом.
Тогда возникает внутреннее одиночество, постоянное общение с греховными помыслами, гордость, эгоизм. Воля этого мира расслаблена и парализована; его населяют поистине слепые, поскольку не имеют способности различать между добром и злом; хромые – поскольку не находят в себе сил следовать путем правды; иссохшие – поскольку закостенели в грехах, унынии или отчаянии.
Поэтому часто телесные страдания в нашей земной жизни ниспосланы Богом во исцеление душевных язв. К месту будет напомнить здесь Золотое Правило Свв.Отцов, которое состоит из трех пунктов: (1)для спасения надо не грешить и творить добрые дела; (2) если же грешим – то каяться, и по мере сил своих творить добрые дела; (3) если же грешим, но не любим, не умеем и не хотим каяться – то без ропота терпеть те скорби, болезни и негоразды, которые Господь посылает нам для нашего очищения. А св.Феофилакт Болгарский утверждал, что «здешние страдания – это суть вразумления, а тамошние – уже наказание».
Важно и то, что расслабленный не только не имел надежду, но и был кроток: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Мы читаем, что он 38 лет ожидал этого часа. Никого не проклинал, не роптал на Небеса, не впадал в отчаяние – но терпеливо ждал, ждал, ждал и надеялся на чудо: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
В конце этого фрагмента из Евангелия, в словах Спасителя раскрыта была истинная причина многих наших недугов: «Не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Это как некое важное предостережение каждому из нас на будущее; как призыв к ответственности человека за свою жизнь и спасение бессмертной души.
Да разве мы не расслаблены сегодня все?
Люди, которых надо лечить в сумасшедших домах, сегодня выходят на площади с радужными знаменами и агрессивно требуют себе преференций, именуя это гей-культурой. Это больные люди, а общество постепенно принимает их болезнь как норму и разновидность т.н. «демократических ценностей». Разве это не расслабление ума?
Разве не люди с расслабленным рассудком могут на крестном ходе нести в одной руке икону Христа-Спасителя, а в другой бюст Ленина? Сразу вспоминаются строки русского поэта Сергея Есенина: «Розу белую с жабой черною я хотел на земле повенчать».
Или те, кто активно ратует за канонизацию сомнительных личностей, таких как Мазепа, Распутин, Сталин, тиберкульский Славик и проч.
Или не это ли расслабление рассудка, когда запрещают читать православных богословов с нерусскими фамилиями – Керн, Мейендорф, Шмеман, Троицкий, Блюм…?
Или когда какой-нибудь церковный историк, окончивший МДА, находясь в среде раскольников и еретиков, вещает в далекой Канаде как угнетала Московская Патриархия и узурпировала власть у бедной УПЦ. То есть кусает ту руку, которая долгие годы кормила его с ладони. Не расслаблен ли ум у этого «историка»?
Или когда смешиваем Живую воду, текущую в жизнь вечную, с мертвой, внося в церковную ограду память об эсэсовских батальонах «Галичина», «Роланд», «Нахтигаль». Люди идут в Церковь за живой водой Слова Божьего, а не за сиюминутной политической конъюктурой – тем более в преддверии 9 мая, дня Победы над фашизмом… Кто скажет, что это делается в здравом уме?
Можно продолжать долго этот видеоряд – ведь мы все в большей или меньшей степени «расслаблены» сегодня по грехам нашим: «Вся тварь страдает и мучится доныне…» (Рим. 8:19-22).
И если сегодня все пять ходов при Овчей Купели разрушены, и туда водят лишь экскурсионные группы – не думайте, что история скорби и человеческих несчастий исчерпала себя.
Разве сегодня в пяти наших чувствах, как в пяти ходах, не аккумулировался целый склад боли и скорби, слез и гноя, грехов и беззаконий, слепых желаний и страстей, хромых попыток и иссохших надежд?
И если там Ангел Божий иногда спасал от немощи кого-либо из расслабленных, омывая его водою, то теперь Пастырь Добрый – как воплощенное творческое Слово Бога – Своим вечным глаголом изгоняет заразу греха из нашей жизни.
Главное – это научиться Его слышать, чтобы взывать к Нему:
Пала на землю и воды
Немощи мрачная тень.
Накрыла сетью народы,
Но светел грядущий день.
Воинств Небесных Владыко,
Суди не по нашим делам:
Мы в неразумии диком
Творим неистово срам.
И вот теперь умоляем:
Рабов беззаконных прости!
На милость Твою уповаем,
Дай сил за Тобой идти.
Лежащий у вод бедолага,
Что истиной не просвещен,
Тобою дарованной, Блаже,
Да будет и он прощен.
Свершается в немощи правда
Десницей Твоей пресвятой,
Когда обращается к Богу
Душа из юдоли земной.
Плеядой деяний чудных
Не Ты ли мир покорил?
Пока не настал День Судный,
Услыши нас, Боже Сил! (По Р. Киплингу)
Все остальное в этом мире может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.