Виктор Чернышев. В чем особенность тоталитарных сект
Сегодня разгул сектантства на территории постсоветских государств достиг небывалых размеров. Рост количества религиозных организаций, общин, групп религиозного толка непомерно увеличивается. За последнее десятилетие в Украине активно развиваются и особенно многочисленны такие псевдопротестантские секты, как неохаризматы, за ними двигаются и другие, которым протестантское учение расчищает дорогу, в том числе и новые тоталитарные секты восточной, псевдохристианской и синкретической направленности. И множество иных нерелигиозных организаций и культов, например, коммерческого характера, которые также в большинстве своем являются деструктивными.
«Секта» — слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило» или «метод». Древнеримские писатели этим словом обозначали философскую школу или политическую партию, придерживавшихся отличных от господствовавших в то время взглядов.
В общем смысле — это объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им.
В религиозном относительном смысле — любая группа верующих, отошедшая от какой-либо религии.
В православном абсолютном смысле — всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший, развивающий и распространяющий свое самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией. В православном смысле — по отношению к Вселенской Православной Церкви, которая основана Самим Богом, где секта — каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви.
Доктрины многих новоявленных тоталитарных сект включают в себя элементы еретических, оккультных и языческих вероучений, которые Церковь знала и осудила с самого начала своего существования, и этот факт очевиден. Но главные черты этих сект вполне новы. Новое — это структура, организация, методы пропаганды и вербовки, а также способы контролирования сектами сознания своих адептов. Новы невиданные ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванные глобализацией распространения религиозных идей, их опошлением и профанацией в современной высокотехнологичной постмодернистской цивилизации. Новы приспособленность тоталитарных сект к массовой популярной культуре, агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств.
И, наконец, новым является сам тоталитаризм современных сект, их сращенность с международным бизнесом, СМИ, а зачастую с организованной преступностью, терроризмом и даже с зарубежными спецслужбами. Значительная сложность противостояния этим новинкам заключается в том, что по этому поводу мы почти ничего не можем найти у Святых Отцов, так как с этими проблемами им практически не приходилось сталкиваться.
Определение тоталитарных сект (культов) выглядит приблизительно так. Тоталитарная секта — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая скрытое психологическое насилие над своими членами путем использования определенной методологии.
Опасность их заключается в том, что тоталитарные секты пользуютсяманипулятивными приемами, эксплуатируют своих членов (духовно, физически, материально, интеллектуально…).
Могут наносить психологический, финансовый и физический вред. Во всех этих отношениях они представляют угрозу не только отдельным личностям, но и обществу, и государству в целом.
Методы, используемые сектантами для вербовки и контроля своих адептов, просто поражают. Уже с первых минут общения с сектантом человек подвергается опасности быть обманутым и втянутым в организацию. Стоит только проявить заинтересованность или хотя бы выразить свое согласие с теми или иными взглядами сектанта и это будет значить, что «рыбка» уже на крючке, а для того, чтобы вытащить ее из просторных вод здравого смысла и бросить в очень ограниченную емкость «мутной воды», достаточно воспользоваться хорошо заученными и проработанными приемами психотехники, соответствующими моменту. Дело будет доведено до конца, но этот конец — только начало. Далее, с помощью уже иных психотехник, жертве будет последовательно внушаться, что это ограниченное место ( с той же «мутной водой») — единственное место на земле, где можно познать истинный смысл жизни и обрести счастье.
Использование сектами психотехник не случайно. По сути своей все секты в той или иной степени деструктивны и тоталитарны. Их «учения» по сравнению с мировыми религиями частичны, примитивны и для культурного человека малоинтересны. Именно отсюда в сектах процветает усиленное внимание к психотехнике, которая абсолютизируется и подается как способ победоносного управления собой, своим телом, сознанием и окружающим миром. К этому очень склонны стремиться многие современные люди, освоившие разного рода околонаучные мифологии и мистики, верящие в необычайную силу знания. На деле же психотехника в секте является сильнейшим орудием «учителей» для управления своими ведомыми, контроля над ними и, в конечном счете, — полного порабощения их. Стремление привязать человека любыми способами, подчинить его целиком, закодировать тем или иным приемом его сознание — вот единственно возможный путь удерживать его в секте надолго. И «учителя» прекрасно понимают это.
Именно контроль над людьми и самоутверждение за счет других является ядром и причиной, побуждающей проявление агрессии и насилия. Но поскольку прямое употребление этих проявлений в современном мире малоэффективно, так как является негуманным, грубым, преступным и т.п., то эти же мотивы и цели могут быть реализованы в чисто социально-психологических формах, приобретая внешне благообразные черты при одновременном заявлении самых благостных целей, но оставаясь за маской лицемерия. Замаскированные таким образом психоагрессия и психонасилие в известном смысле опаснее прямых и физических форм агрессии и насилия, поскольку часто расщеплены во времени на мелкие незаметные элементы и растворены в привычных социальных нормах и ритуалах. В тоталитарных же сектах почти всегда действует принцип, по которому цель оправдывает средства. А основные цели у сектантов — это самоутверждение за счет других, контроль над другими, порабощение их, причем в глобальных размерах, потому что главной целью, как об этом пишет профессор А.Дворкин: «…является заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру». Отсюда и средства для достижения этих целей используются в наше время особо эффективные, то есть психологические воздействия, в большинстве своем насильственные и манипулятивные, тайные, но помогающие подчинить лидерам сект своих адептов.
Определение терминов «психоманипуляция» и «психонасилие» обозначается так:
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Психонасилие — это социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности или социальной группы, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному ущербу.
Манипуляция часто рассматривается, как инструмент психонасилия, а также, как сочетание скрытого психологического насилия с эксплуатацией. Таким образом, можно утверждать, что психологическое насилие включает в себя как виды прямого негативного психологического воздействия, так и преимущественно манипулятивные, которые скрытно побуждают другого человека к действиям, наносящим ему вред.
Спектр психонасилия включает в себя: психологические воздействия(угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты…), психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, полезависимый когнитивный стиль, беспокойство, депрессии, агрессивность, уступчивость…), психологические взаимодействия (бесчувственность, ригидность, безответственность…). К примеру, почти во всех сектах при вербовке используется ложь, либо умалчивается об истинном содержании учения секты. Скажем, «Трансцендентальная медитация» проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем научном методе, якобы не связанном с религией. Муниты, обращаясь к людям на улицах, как правило, говорят, что являются не религиозной, а молодежной студенческой организацией. Главное для них — затащить вас на двухдневный семинар, чтобы оставить и на третий, и на четвертый день, и вообще, удержать как можно дольше в недрах организации.
По субъектам и объектам можно выделить три вида психонасилия: межличностное, групповое, массовое, из которых второе наиболее часто используется сектантами, поскольку секта всегда представляет собой группу. На каждого члена группы оказывается групповое давление, чтобы он подчинялся воле большинства. Широко практикуются общественные поощрение и порицание. Известны случаи, когда члены секты подвергались многочасовому общественному обличению и проработке за посещение богослужения в другой конфессии. В группе сектантов более всего объединяет авторитет учителя и личностные отношения с другими членами секты. Отсюда противостоящая большим религия железная все пронизывающая организованность сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с внешним миром.
Это, собственно, и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узко групповому), суровая организация, всеобщий контроль всех сторон жизни члена секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализируется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих «гуру», «учителей», «руководящих корпораций» и т.п.
Вследствие постоянной психологической обработки со стороны лидеров в тоталитарных культах происходит трансформация группового сознания их членов, и возникают соответствующие модели группового мышления. Например: однородность членов группы не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется лидерами группы. Харизматичный лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», то есть этот процесс принятия решений находится вне зависимости от рядовых сектантов.
Индивидуальное стремление последних принадлежать к группе формируется через постоянное суровое испытание их верности культовым идеалам с использованием практики «кнута и пряника». Таким образом, культ становится определяющей ценностной направленностью жизнедеятельности человека и единственным, т.е. главным источником личностных связей членов секты.
Второе — это деиндивидуализация как результат стремления членов группы к однородности. Упраздняются старые принципы и «принимаются» новые стереотипы поведения одобренные группой.
Третье — регулярные спонтанные и кратковременные стрессовые ситуации имеют вид жесткого социального контроля, используемого как инструмент чувства вины, страха и презрения за личное прошлое с целью создания постоянного эмоционального напряжения и надежды на привлекательное будущее. Между тем достижение его для адептов возможно лишь при условии обязательного строгого соблюдения внутригрупповой регламентации, которая утверждена и действует исключительно в интересах элиты («группы принятия решений»). Таким образом, наблюдается отчуждение относительно процесса принятия решений самой личностью. В секте все решает лидер, правящая корпорация (элита), доктрина. Все остальные должны лишь исполнять.
Четвертое — преждевременное соглашение с мнением группы модифицируется в соответствии с культовой доктриной. При условии невозможности критиковать решения элиты, необходимым становится неадекватное обожение как самой доктрины, так и ее носителей: доктрина — единственный путь к правде, с ней недостаточно соглашаться, ей нужно соответствовать.
Когда человек поддается влиянию всеобщего действия, он начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, т.е. он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения.
Доктор Соломон Эш продемонстрировал в своем эксперименте силу группового конформизма, когда при всей простоте и однозначности ответа люди начинают сомневаться в его правильности и даже переживают самый настоящий «эпистемологический кошмар», когда остальные члены группы («подставные») дают за них неправильный ответ.
Таким образом, человек, попавший под давление группы и изменивший, в той или иной мере, свое мнение или поведение, начинает ощущать несогласованность, напряжение, необходимость перемен. Это происходит потому, что согласно теории когнитивного диссонанса, разработанной психологом Леоном Фестингером, человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением. Если заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, мысли, чувства меняются. Если убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Для подавления дискомфортного ощущения внутреннего конфликта, мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдывали наше поведение (эффект самоубеждения). Изменение одного, повлечет за собой изменение и другого, чтобы сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меняются, меняется поведение, меняется и вся личность. Если при этом информация, которую получает человек, жестко дозируется или цензурируется, то он лишается возможности анализировать и утрачивает возможность размышлять, что стимулирует изменение его сознания.
Подобная практика многих тоталитарных сект дает возможность программировать адептов на нужное поведение.
После погружения в транс объекта при помощи применения отдельных слов и представлений, его трансформируют в желанную представляющуюся личность. Такую акцию осуществляют с помощью специально установленных кодовых фраз, причем операторов может быть несколько. Подобным образом можно закодировать объект на конкретное действие, которое он обязан будет исполнить, если услышит кодовое слово, или когда возникнет соответствующая ситуация. Важно учитывать, что «лобовое» поствнушение явно противоречит моральным принципам объекта, чаще всего не реализируется, поэтому используются необходимые маневры (имитация игры или обмана). Мозг объекта срабатывает по конкретному сигналу и сохраняет силу приблизительно в течении года.
Программирование адептов на конкретное поведение нередко дает возможность достичь эффекта так называемого «зомбирования», которое предполагает полный контроль сознания и представляет возможность манипулировать поведением адепта. «Зомбирование» предусматривает форсированную обработку подсознания человека, с помощью которой он теряет контакт со своим прошлым и программируется на несознательное подчинение приказам своего духовного лидера. Внешними признаками жесткого психопрограммирования являются следующие характеристики: отрешенное выражение лица, унылая интонация голоса, неадекватное поведение, неспособность сосредоточиться, замедление реакций, провалы в памяти и т.д. Такие признаки были выявлены во время наблюдения за некоторыми адептами «Белого Братства», «АУМ Синрике», «Церкви Единения» и др.
Остается добавить, что по методам воздействия психонасилие существует в трех вариантах:
— прямое (открытое непосредственно) вредящее психологическое воздействие, т.е. использование травмирующих и опасных психологических воздействий, очевидно ясных для жертвы (мишени);
—манипулятивное (скрытое, опосредованное, растворенное в системе других воздействий), вредящее психологическое воздействие, т.е. манипулятивное воздействие, не содержащее противовесов и ограничений в пользу объектов манипуляции и не предполагающее достаточно быстрое и ответственное прекращение манипулирования для перехода к честным и равноправным отношениям; превращающееся, таким образом, в систему закономерно опасную и травмирующую;
— скрытое случайное, т.е. не носящее систематический и организованный манипулятивныи характер.
Анализируя обозначенные выше технологии психонасилия и психоманипуляции, можно сделать следующий вывод о том, что они достигаются применением техник контроля поведения, информации, мышления (сознания), чувств (эмоций).
Контроль поведения — это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека, которая включает как ближайший контекст его существования (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение различных задач, отправление религиозных ритуалов и т.п.). Проявляется в самых разных формах, включая манипулирование сном, изменение диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от друзей и других новичков, изоляцию на семинарах или других занятиях по индоктринации.
Информационный контроль — включает скрытие или искажение информации о секте ( есть доктрины для «посторонних» и «посвященных», много уровней «истины»), блокирование любых критических или отрицательных точек зрения, запрет доступа к любому некультовому материалу (газеты, журналы, телевидение, радио, интернет), надзор за взаимодействиями других членов группы с другими людьми, некоторые культы даже прослушивают телефон и перехватывают письма, чтобы добыть информацию, которую можно было бы использовать для контроля над своими бывшими и нынешними членами.
Контроль мышления (сознания) — доктрина группы рассматривается как абсолютная Истина, как единственное решение человеческих проблем; собственный «подтасованный язык», состоящий из закодированных символов и словесных клише, который используется, чтобы блокировать мыслительные процессы; моделирование поведения; убежденность в том, что лидер всегда прав, в этом нельзя сомневаться, и хороши только те мысли, что выражают согласие с лидером; т.н. «остановка мышления».
Эмоциональный контроль — «бомбардировка любовью»; манипуляция чувствами вины и страха, который ставит адептов в зависимость от группы; фобии (иррациональный страх перед чем-либо) и т.п.
Таким образом, культовая практика деструктивных сект приводит к определенным разрушениям личности через следующие формы: физические (ограничение в питании, сне, изнурительная работа); психические (негативные изменения в психике и поведении личности, когда проявляется ее неспособность к критическому мышлению); умственные (сужение интеллектуальной и культурной сфер личности, ограничение знаний, навыков, что касается внекультовой сферы); социальные (регрессия способности к общению с окружением, не принадлежащим к группе, тоталитарная враждебность ко всей системе функционирования общества).
Манипулятивное групповое организованное психонасилие — одна из самых опасных и тяжелых форм психоагрессии наряду с массовым психонасилием. Вред, получаемый человеком от психологической обработки в секте, значителен и требует длительной психологической реабилитации не без поддержки грамотного психолога или священника. В 1999 году в Украине было проведено исследование психологического состояния людей, ощутивших на себе влияние некоторых деструктивных сект («Белое Братство», «Богородичный центр», неохаризматы и др.). В результате исследования был сделан вывод: у людей, попадавших под влияние руководителей культовой практики этих группировок, произошли в личных интеллектуальных и энергетических структурах существенные расстройства. Такие изменения проявляются в механизмах нервной регуляции поведения и жизнедеятельности. Даже после выхода из деструктивной секты «кошмары» для человека не прекращаются. Когда он попадает в реальный мир, он сталкивается со множеством проблем, и в первую очередь с тем, что не приспособлен жить в реальном мире. Если человек не получает всесторонней информационной поддержки специалистов, то фобии, привитые ему в секте, которые никуда не делись и по-прежнему «сидят» у него в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать «бомбами замедленного действия». Пока он не поймет суть технологии реформирования его сознания, не узнает о привитых ему фобиях, он не сможет жить полной жизнью свободного человека. Таким образом, кроме получения различных психологических травм и отклонений, человек теряет свое главноеличностное отличие творения, драгоценный дар Божий — свободу, которая является существенным элементом образа Божия в человеке.
Быть по образу Божию, утверждают в конечном своем анализе Отцы, значит быть существом личным, то есть существом свободным и ответственным. Личные существа — это апогей творения, потому что они могут по своему свободному выбору и по благодати стать Богом. Сотворяя личность, Бог создает существа, которые, как и Он, могут решать и выбирать. Христианский церковный опыт свидетельствует, что каждый человек остается свободным в своем общении с Богом, Которому может, если захочет, стать другом. В подлинной Церкви сильно личностное начало, к раскрытию которого стремится всякий нормальный человек. В большинстве же сектантских образований это — одно из самых главных условий человеческого бытия — сознательно подавляется. Люди, сами того не ведая, подвергаются психологической обработке и теряют всякую свободу выбора.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.