Главная » История Русского мира » «Земля жива, и вода жива, и леса живы»

 

«Земля жива, и вода жива, и леса живы»

 

Думаю, ни для кого уже не секрет, что живём мы сейчас в эпоху перемен, когда сложившийся за 30 лет жизненный уклад из смеси поклонения чужому, жадному стремлению перенять и сделать «как там» с чувством неполноценности, самобичевания за якобы неправильный и отсталый способ жить, рушится, и впереди снова маячит неизвестность. Как отдалил он нас, русских, от понимания своей самости, любви к наиболее естественному и правильному, что может быть на свете – родной земле, своим традициям и корням. Многие из нас вспоминают, как в детстве ездили в деревню к бабушке с дедушкой, ели ягоды с грядки, купались в речке, бегали с ребятишками по дорожкам и не было в жизни дней счастливее, чем там, в тепле и радости беззаботного детства под гуд комаров и запах свежей травы и было всё равно сколько у тебя денег. В обществе адекватных и взрослых людей это принято списывать на детский романтизм, когда трава была зеленее по той лишь причине, что ты был моложе и ответственность и заботы еще не загнали детскую душу в хомячье колесо взрослой жизни. Когда больше нет в живых тех родных, дом покосился или был продан, да и мальчик или девочка выросли, облачились в джинсы и ушли в погоню за успехом и благами цивилизации, обещающими сделать жизнь лучше, интереснее, богаче, всё это остаётся в глубоком прошлом, реже и реже напоминая о себе. Рецепты блюд быстрее и удобнее посмотреть в интернете, а не слушать советы по стрепне от соседской бабушки. Да и в России, как известно, в интересных местах дорог нет, инфраструктура разрушена, отдыхать лучше в Турции или Европе, где за свои кровно заработанные получишь необходимый телу комфорт.

 

 

Ф. Конюхов писал: «Мои путешествия — это стремление познать чуть-чуть больше того, что узнал я на берегу. Познать не только природу земного шара, но и свою душу». Однако давайте будем честными. В современном мире к путешествиям мы стали относиться также потребительски, как и к встречам с друзьями в модных ресторанах, посещению музеев, театров и выставок. Эти события хорошо вписываются в образ жизни «на показ», смартфоны наши накаливаются от работы, а в сердце не успевает пробраться дух и суть происходящего.

Отправляясь к заповедным лесам, озерам и старинным деревянным храмам Русского Севера, в первую очередь чувствуешь, насколько самобытен, первозданен и прекрасен этот кусок нашей земли. Это настоящий, не музейный край, где местные жители живут размеренной деревенской жизнью, находясь в полной власти матери-природы, невозмутимо смотря на уезжающую в развитые города молодежь, сами бережно и чутко хранят традиции предков и обязательно их передадут всем, кто хочет слушать.

 

 

 

 

В одной из многочисленных деревянных часовен, находящейся под охраной Кенозерского Национального парка Архангельской области, можно оставить свой завет (личная, милая сердцу вещь — пожертвование ). Это скорее языческая традиция, которая не слишком одобряется Православной Церковью, однако, как и многое на Руси, несочетаемое сочетается и всё, что право, осядет и обретёт здесь дом. Северяне до сих пор молятся духам леса, верят в домовых и леших, а над дверью вешают славянский календарь Круголет. Что уж говорить о языческих символах, щедро украшающих деревянные православные храмы и избы местных жителей. Неудивительно, край этот суровый, северный, полностью подчинён силам природы.

Норвежцы и шведы приезжают в Кенозерский парк учиться технике сооружения и сохранению бревенчатых зданий. У них они уже музей, история, у нас – всё ещё жизнь, во многом благодаря бесконечно преданным своим корням и земле местным жителям и сотрудникам парка, взявшим на себя заботу о сохранении не только памятников старины, но и самих людей, строящим школы и развивающим сельское хозяйство, принимающим гостей.

 

 

 

Каждый из нас также может внести свой вклад, поучаствовав в проекте Общее дело, который занимается восстановлением уникальных памятников деревянного зодчества, оказать добровольческую помощь парку, выбрав интересующую программу на их сайте.В Кенозерском Национальном парке также можно найти, прочитать и даже оказать помощь в расшифровке сказов жителей Онежского Поморья. Хранят они труды собирателей былин и память известных сказителей, таких как Александр Михайлович Сивцев (1901г. – 1983г.), который во время Великой Отечественной Войны в окопах, в перерывах между бомбардировками рассказывал сказки солдатам, или записи былин, баллад и причитаний Анастасия Петровны Сидоровой (1906г. – 1989г.).
Есть в нашем гимне строка: «Предками данная мудрость народная», это неспроста, ведь традиционно на Руси устным молитвам и песням придавалось особое духовное значение, потому что передача сакрального текста от сердца «из уст в уста» носит обережный характер.

 

 

 

Ещё в деревне Вершинино можно встретиться с Алексеем Тряпицыным, героем фильма А. Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Алексей не актёр, он действительно работал почтальоном и всю жизнь живёт в Архангельской области, сначала в деревне Косицыно, теперь в Вершинино. Обрушившаяся слава в этом скромном и немногословном человеке явно вызвала большое недоумение и сам относится к этому жизненному эпизоду как «Было и прошло. Хорошо, что было».
Идея фильма Кончаловского заключалась в том, чтобы показать жизнь деревенского человека, как она есть, без прикрас, однако мне не близок такой упаднический взгляд на российскую глубинку, никакой безнадёги эти красивейшие места не вызывают, люди справляются с бытовыми трудностями и всегда с радостью ждут гостей. Конечно молодёжь стремится в города, но как сказал Алексей Васильевич: «Так было испокон веков и ничего не поделаешь».
Возможно за это в Европе не дают серебрянных львов, но феномен созидания всегда был свойственен русскому человеку и никакие силы не способны это навсегда у нас отнять. Воспроизведение старых традиций в новых условиях возможно, если повернуться лицом к своей стране, брать её щедрые дары, но и отдавать тоже. И возможно тогда, средь бескрайних лесов и глубоких озёр, под расписными небесами отдаленных часовен нам откроется таинство деревянных и льняных кружев, заключающих в себе энергию мироздания.

 

Мария Филатова.

 

Комментарии закрыты

Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.