Главная » Русская литература » 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова

 

125 лет со дня рождения Михаила Булгакова

 

KMO_062004_00110_1_t218

 

15 мая 2016 года — 125 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) — русского советского писателя, драматурга и театрального режиссёра, автора романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в 1891 году в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье Булгаковых было семеро детей.

Булгаков с детства отличался артистичностью, любовью к театральным постановкам. В семье часто разыгрывались домашние спектакли, автором шутливых пьес-водевилей и комических сценок выступал Михаил. В 1909 году он закончил Первую киевскую гимназию и в 1908 г. поступил на медицинский факультет Киевского университета. Очень рано женился, в 1913 г. на Татьяне Николаевне Лаппа.

31 октября 1916 года Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». Профессию врача будущий писатель выбрал исключительно из материальных соображений. После смерти отца он остался старшим мужчиной в семье.

В 1914 г. началась Первая мировая война, с 1916 г. студент Булгаков работал в госпиталях. В конце лета он был направлен в Смоленскую губернию, в село Никольское, врачом. В это время в России полным ходом шла революция. Булгакова переводят в Вязьму. Именно там он начинает писать.

26 ноября 1919 г. Булгаков впервые стал печататься. В это время он служит врачом у белых. 1920 г. и часть 1921 г. Булгаков провел на Кавказе. Он познакомился с Мандельштамом и Ахматовой, печатался, ставил первые пьесы в местных театрах.

В сентябре 1921 г. Булгаков приехал в Москву, началась изнуряющая борьба за существование, борьба за жилье, за кусок хлеба и профессию.

В 1922 г. Булгаков начинает писать роман о гражданской войне на Украине – «Белую гвардию».В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей.

В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре станет его второй женой.

В 1924 писатель работает в газете железнодорожников — «Гудок», объединившей в это время таких талантливых литераторов, как И. Ильф и Е. Петров, Ю. Олеша и В. Катаев, К. Паустовский. С 1922 по 1926 в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1925 в альманахе «Недра» была опубликована повесть «Роковые яйца», вызвавшая недовольство властей. 19 января 1925 г. Булгаков начал пьесу «Белая гвардия» («Дни Турбиных») и в январе – марте пишет повесть «Собачье сердце». Это произведение будет напечатано впервые только в конце 80-ых гг.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Ее будут то разрешать к постановке, то запрещать. Та же история повторялась с пьесой «Бег», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров». «Дни Турбиных» понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях он говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, велел вернуть её (в январе 1932 года). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова (по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных).

В 1928 г. Булгаков начинает писать новый роман без всякой надежды на публикацию. Роман о похождениях дьявола в Советской России — будущий «Мастер и Маргарита».

1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой (основной прототип Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»).

По воспоминаниям Е. С. Булгаковой (Шиловской), Михаил Афанасьевич с самого начала их совместной жизни часто говорил о своей скорой кончине. Друзья и близкие писателя воспринимали эти разговоры, скорее, как очередную шутку: несмотря ни на что, в жизни Булгаков был человеком весёлым и любил розыгрыши. В 1939 году, в 48 лет, он заболел нефросклерозом. Булгаков знал, что гипертонический нефросклероз – болезнь наследственная и смертельная. В том же возрасте нефросклероз свёл в могилу отца Михаила Афанасьевича.

Состояние здоровья М. Булгакова быстро ухудшалось, он периодически терял зрение. В этот период писатель начал новую, последнюю правку романа «Мастер и Маргарита». Когда окончательно ослеп, он диктовал жене последние варианты глав. Правка остановилась 13 февраля 1940 года на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Похоронен писатель на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в конце 1966 — начале 1967, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность.

15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Он прожил 48 лет. Из них в литературе — 20, начав писать ещё во время скитаний по Кавказу.

Рукописи не горят!
Булгаков, сам себя называвший «затравленным волком» в литературе (как он подсчитал, из 301 критического отзыва на его творчество — лишь 3 положительных), был более всех беспощаден к себе сам. Из его записок: «Рвань всё… Всё делаю наспех. В душе моей печаль», «Порвать, сжечь… от людей скрыть. Но от самого себя — никогда». Всю жизнь судивший себя и своё творчество исключительно с высшей точки зрения — совести и вечности, Булгаков неслучайно назвался «мистическим писателем»: в 1926 г. во время обыска у писателя изъяли дневники и текст «Собачьего сердца», который существовал в одном экземпляре. Дневники пропадут навсегда, а «Собачье сердце» ему вернут спустя два года. Говорили, что этому чудесному возвращению текста из анналов ОГПУ помог будто бы Максим Горький.

А «Мастер и Маргарита»? Первый вариант 1928 г. Булгаков опять же сжёг, как и его герой в романе. Как и его любимый Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Сжёг — и следующие 10 лет неотступно думал о романе: «Точно дьявол меня заколдовал», «я погребён под этим романом». Сказать, что великий текст «романа века» создавался мучительно тяжко, — не сказать ничего. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе, едва выдыхая: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взяв с жены Елены Сергеевны клятву, что она сохранит рукопись и «Мастер и Маргарита» увидит свет.

Роман вышел в журнале «Москва» в 1966-м — 50 лет назад, через 26 лет после смерти автора. И с тех пор многократно истолкованный и переведённый на сотни языков роман живёт, о нём спорят и спорят — учёные и экстрасенсы, философы и священнослужители. «Мастер и Маргарита» воспринимается, особенно на Западе, как вершина нашей литературы ХХ века.

«Я не погиб»
Борис Пастернак как-то в разговоре о Булгакове сказал, что явления в литературе бывают законные, «а Булгаков — явление незаконное».

Самое, пожалуй, «незаконное», необъяснимое и загадочное — это сама его судьба. Он чудом не погиб на войнах, не сгинул в ужасах и кровавом месиве революции, большевистской и сталинской диктатур. Один лишь раз его допрашивали в ОГПУ: тогда, в 1926-м, когда был обыск в его квартире — по доносу кого-то из присутствовавших на «дружеских» чтениях им «Собачьего сердца». Доносчиками и агентами при его обширном круге общения он был окружён всегда (есть даже предположение: и сама Елена Сергеевна, третья его жена, верный друг, хранительница его архивов, была якобы «приставлена», чтобы следить и докладывать куда следует).

А ведь, казалось бы, Булгаков — идеальная мишень для властей. В роду, по обоим родителям, священники, отец — доктор богословия в Киевской духовной академии. Первая жена — дворянка, дочь дейст­вительного статского советника Татьяна Лаппа. Родители обоих были против их брака. Но они поженились и прожили вместе самые трудные 11 лет, до 1924-го.

Булгаков хорошо знал историю, литературу, музицировал. Выучился на врача, получил место земского док­тора в Смоленской губернии. Юная жена, бросив университет, едет с ним. Она была с ним на фронтах и Первой мировой, и Гражданской. Ассистировала на ампутациях. Пристрастившись к морфию, в припадках ярости он кидался в неё горящим примусом, пытался выстрелить… Морфий с трудом доставала она и вкалывала его тоже она, а потом понемногу уменьшала дозы.

И отучила мужа от страшного недуга.

Потом была жизнь на Кавказе, жуткая нужда. Булгаков так вспоминал те времена: «И совершенно ясно и просто передо мною лёг лотерейный билет с надписью — смерть… Я не погиб».

Долой булгаковщину!
Нищий, неустроенный, без всяких связей, 30-летний Булгаков осенью 1921 г. приезжает в Москву. Одно он твёрдо знает, что будет только писателем. Жильё — комната сестры на Б. Садовой, д. 10. В той самой «нехорошей квартире» № 50 в семь комнат, превращённой в грязную, дурно пахнущую коммуналку. Аннушка, вошедшая вместе с «Мастером» в мировую литературу, — это соседка Булгаковых Анна Горячева.

Да почти все персонажи у него «родом» из той коммуналки. Булгаков этот новый советский быт ненавидел и, будучи беспощадным сатириком, обливал его «яростью и злостью». Сталин заметил по поводу запрещения в 1931-м пьесы Эрдмана «Самоубийца»: «Мелко берёт, поверхностно. Вот Булгаков! Тот здорово берёт. Против шерсти берёт! Это мне нравится». Булгаков вообще нравился вождю — своим талантом, дерзкой свободой. Сталин, поклонник «Дней Турбиных», высказался так: «Если такие люди, как Турбины, сдаются перед большевизмом, значит, он непобедим, и, значит, пьеса Булгакова скорее приносит пользу, чем вред большевизму».

Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь — путь сатирика, остро, смело, ядовито изображающего советскую действительность. В середине 20-х написаны абсолютно крамольные по тем временам его сочинения: «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В прессе началась кампания «Долой булгаковщину!». «Роковые яйца» заклеймили как «наглейший, возмутительный поклёп на Красную власть». Запрещены «Записки на манжетах», сняты из репертуара Художественного театра столь любимые Сталиным «Дни Турбиных», запрещены «Мольер», «Белая гвардия»…

Булгакова перестают печатать вообще. С 1928 по 1938 г. он написал шесть писем властям, пять из них лично Сталину. После одного из них, в 1930-м, вождь позвонил опальному писателю. О звонке заговорила вся Москва. Работу ему дали — режиссёром в МХТ. «Дни Турбиных» экстренно восстановили. Разрешили даже написать пьесу о молодом Сталине-революцио­нере! Булгаков, который был «прикончен, измучен, отравлен тоской» (это из его писем «наверх»), воспрял. Но вождь Булгакову больше не звонил и не ответил ни на одно из писем. Пьесу о себе, «Батум», запретил. В 1939-м Булгаков смертельно заболел и 10 марта 1940-го скоропостижно скончался в страшных муках — от той же болезни, что и его отец (гипертонический нефросклероз), сам поставив себе диагноз и предсказав с поразительной точностью сроки своего ухода. Он умер в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста. И в свете всё того же рокового его романа, действие которого происходит на Страстной неделе, Великий пост завершающей, это тоже кажется мистикой.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий