Главная » Краеведение » Александр Уваров. Гатчинский дворец

 

Александр Уваров. Гатчинский дворец

 

гатчинагатчина2

Гатчина. Одна из загородных резиденций российских императоров. Ее особенную атмосферу создают не только живописные озера, утопающие в зелени мраморные статуи и великолепный дворец, напоминающий романтический замок Средневековья. Свои мрачные тайны хранит скрытый от глаз подземный ход — убежище для хозяина дворца в случае опасности. Как знать, если бы дворцовый переворот настиг императора Павла в этой резиденции, а не в Михайловском замке, может быть он сумел бы спастись и история государства пошла бы по другому пути?

Краткая историческая справка

История дворца начинается с небольшой мызы (помещичьего дома). Сама природа позаботилась о красоте здешних мест: чудесные озера и речки, густые леса, лишенный монотонности рельеф – все приглашало к отдыху. Вероятно, поэтому в этих местах, упомянутых еще в переписной книге 1499 года, было создано небольшое поместье, предназначенное для охотничьих забав.

Вначале Гатчинская мыза принадлежала Петру I. Затем он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне (построенный для нее на берегу Белого озера деревянный двухэтажный дом был разобран в 1793 году при устройстве на этом месте Ботанического сада). Впоследствии поместьем пользовались царские медики, а потом оно перешло во владение князей Куракиных. В 1765 году Екатерина II купила усадьбу, чтобы подарить своему фавориту графу Г.Г. Орлову. Именно для него по проекту А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами. Но Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход.

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья – полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре – Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война» установили со стороны парка.

Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.

Облик дворца соответствовал новому, утверждавшемуся в те времена, художественному стилю классицизм. Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.

Строительство дворца закончилось в 1781 году. Григорий Орлов, как человек очень богатый, превратил его в свою роскошную резиденцию, для украшения которой приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, книги, оружие.

В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина II выкупила у наследников в казну гатчинское поместье с приписанными к нему деревнями и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Павел I преобразил Гатчину сообразно своим представлениям и склонностям: город стал напоминать военный лагерь, подвергся изменениям и дворец. Перестройка дворца производилась под руководством архитектора В. Бренны. Екатерина II следила за перестройкой. Предложенный Бренной на утверждение проект прошел экспертизу компетентной комиссии, в которую входили архитекторы И. Старов, Е. Соколов и Дж. Кваренги.

Сквозные арки для прохода в парк в первом этаже здания были заложены, надстроены Кухонное и Конюшенное каре, закрыты кирпичной кладкой и облицованы желто-красным известняком (черницкая плита) проемы между мраморными колоннами на открытых лоджиях полуциркулей. Со стороны противоположной парку, вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, обнесенный бастионной стенкой с амбразурами для пушек и рвом с водой и четырьмя мостами. Сложился новый художественный облик дворца, сочетавшего характерные черты загородной виллы и крепостного сооружения.

Переустройство коснулось и интерьеров дворца. Были изменены объемы залов и галерей, менялась отделка. Анфилады парадных помещений, их размещение приспосабливалось к условиям придворного церемониала.

На первом этаже Главного корпуса находились помещения различного функционального назначения, в том числе личные комнаты императора Павла I, с окнами, выходящими в Собственный сад. Личные комнаты – Нижняя Кавалерская, Нижний Тронный зал, Туалетная и др. – принадлежали к числу интереснейших образцов жилого интерьера XVIII века.

Из Вестибюля со стенами, облицованными пудостским камнем, наверх в бельэтаж вела большая гранитная Парадная лестница.

Изысканные по архитектурно-художественному решению, парадные залы дворца представляют собой совершенный образец стиля русского классицизма рубежа XVIII – XIX веков.

Анфилада парадных комнат начинается с Аванзала (или Верхняя Кавалерская), где происходил развод караула по внутренним покоям дворца.

Затем – Мраморная столовая для праздничных обедов в особо торжественных случаях, созданная на месте двух комнат орловского дворца. Столовую украшают 16 каннелированных колонн каррарского мрамора, барельефы со сценами из жизни бога виноделия Диониса, чудная лепка, воссозданная ныне реставратором Л.А. Стрижовой. Часть зала, предназначенную для буфетной, отделяют балюстрады с вазами со светильниками в виде ваз, а за ней на высоком постаменте – статуя Эрота, натягивающего лук, копия античной скульптуры Лисиппа.

Смежное с Мраморной столовой помещение – Тронная Императора Павла I, созданная на месте кабинета Г. Орлова. Стены зала украшают гобелены «Азия» и «Африка», вытканные в 1780 годах во Франции по картонам Ф. Депорта в мастерской Ж. Нейльсона, и «Церера» с изумительными цветочными гирляндами на розовом фоне. Между окнами находится тронное место с балдахином, креслом и подножной скамейкой. Трон был деревянный, резной, сплошь вызолоченный, обит малиновым бархатом, с вышитым на спинке золотом, серебром и шелком императорским гербом. Особое украшение Тронной – паркет. Три переплетающихся венка на нем выполнены из табачного дерева, окружающая их сетка – из яблоневого и розового, а детали – из красного дерева, палисандра, ореха, груши и других пород деревьев.

Дверь из Тронной ведет в Малиновую гостиную. Она получила название по цвету гобеленов и французского мебельного гарнитура с малиновой обивкой. Три гобелена из серии «Дон Кихот», вытканные по картонам Ш. Куапеля под руководством П. Козетта и К. Ордана на королевской мануфактуре, были подарены Павлу Петровичу и Марии Федоровне Людовиком XVI в 1782 году.

Малиновая комната соседствовала с Парадной опочивальней. Стены Опочивальни, убранство кровати, балдахины, обивка золотой с резьбой мебели, оконные портьеры были выполнены из голубого лионского шелка с вытканными серебром высочайшей пробы медальонами, букетами цветов и другими узорами. Ткань была получена в качестве дипломатического подарка от французского короля Людовика XVI. В убранстве Опочивальни обращали на себя внимание две большие кобальтово-синие с золочеными рельефами и ручками вазы, изготовленные на Севрской мануфактуре. Пилястры искусственного мрамора были расписаны художником Ф. Лебенским по мотивам арабесок лоджий Рафаэля. Живописный плафон «Свадьба Психеи» (Г.-Ф. Дуайен) воссоздан в 1980-е годы в мастерской Я. Казакова.

К Опочивальне примыкают комнаты императрицы – Будуар, Башенный кабинет, Туалетная. Двери из Туалетной вели в два небольших помещения, служивших проходными в Тронную Марии Федоровны, устроенную В. Бренной на месте Китайской комнаты Г. Орлова, оформленной в свое время А. Ринальди. В великокняжеский период комната именовалась Картинной. После превращения в Тронную из нее убрали всю мебель, оставили лишь большой золоченый стол, заставленный порфировыми вазами и скульптурами. Главное украшение Тронной составляла коллекция картин западно-европейских художников.

Через дверь из Тронной можно попасть в самое большое, предназначавшееся для особо торжественных приемов в XVIII и XIX веках, помещение – Белый зал (фото вверху). Часть мраморных барельефов и скульптур, украшающих интерьер, относятся к временам Г. Орлова, они были закуплены за границей для Екатерины II и использованы А. Ринальди в Гатчине. Особую ценность представляют подлинные античные произведения – барельефы «Жертвоприношение» и «Пастух», а также скульптурные портреты императора Каракаллы и Антиноя.

В ходе работ, предпринятых В. Бренной, Кухонное и Конюшенное каре были перестроены, чтобы создать дополнительные апартаменты. В Конюшенном каре устроили театр, библиотеку, арсенал; каре стало называться Арсенальным. В левом полуциркуле, ведущем в Кухонное каре, появились Чесменская (названа так из-за помещенных на стенах трех больших картин художника Ф. Гаккерта с эпизодами Чесменского сражения) и Оружейная галереи. В правом полуциркуле, ведущем в Арсенальное каре, была создана Греческая галерея.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий