Главная » Культура » Андрей Зубов. «Примитивная вера» древних? О религиозных представлениях древнейшего человека

 

Андрей Зубов. «Примитивная вера» древних? О религиозных представлениях древнейшего человека

 

 

Андрей Борисович Зубов— российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель. Бывший профессор МГИМО; Член Синодальной библейско-богословской комиссии и член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ (2009—2014). Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви». Глава Комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия Партии народной свободы (ПАРНАС).

 

В советских учебниках писали, что религия возникла из-за страха первобытных людей перед грозными явлениями природы. Что, надеясь обезопасить себя перед лесным пожаром или наводнением, наши далекие предки выдумали духов и богов. Что по невежеству они оставляли покойникам в могилах еду — а вдруг те проголодаются? Постепенно от поклонения духам природы (шаманизм) люди перешли к воспеванию сонма богов (Египет, Древняя Греция), далее придумали монотеизм (веру в Единого Бога). И, наконец, религия вышла из моды: жизнь-то стала цивилизованной, человек — научно и технически прогрессивным.

Такие воззрения и сегодня еще очень популярны. Но насколько они справедливы? Какими видят наших доисторических предков современные ученые?

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм — к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, во-первых, из-за их внутренней несостоятельности, а во-вторых, из-за несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой (но еще живущие в России), продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что открытия прошлого века все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться. Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по материальным остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность. И есть огромный временной пласт — древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так — значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, значит закрыть глаза на факты.

С начала ХХ века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа — верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости — нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила — курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек — надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля — это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона — как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение — на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю — это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40-60 сантиметров — такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради…

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромные мегалитические сооружения VI-III тыс. до Р.Х. — гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требует колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. Когда же нашли, то очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом — практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная, а точнее говоря, духовная традиция (древнейший человек не разделял эти понятия).

Более поздний пример — Древний Египет. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы — то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не в дворцах. По сравнению с неолитом, соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу заупокойного культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство, на кормление людей, которые это строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит не о глупости людской, но о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36) или «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то. Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол… И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Совместное вкушение пищи — это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель — это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Он не умел писать, не умел рисовать. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3-2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца. Он — Отец (в Ригведе Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). «Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?» [RV І,164,6] — вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему — «Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было» [RV X,129,2]; «Тот, Кто Один есть Бог над богами» [RV X,121,8,3]. Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: «Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. «Сокрытый»- зовут Его в имени Его Амон, Он — Ра ликом Своим, а Телом Своим Он — Птах» [Leyd.pаp.1.350, iv, 21-22].

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Вечная драма Адама

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим весь драматизм ее развития. Самое главное для человека — это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения — когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию всей динамики исторического процесса. До того, как человек начинает осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже борется за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек — образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека — самая тяжелая.

Представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивные и ложные. Они свидетельствуют прежде всего о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше «общепринятое мнение», остановиться и подумать: а правильно ли я говорю?

Источник: www.foma.ru Записала Алла Митрофанова

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru