Главная » Аллея художников » Федор Васильев

 

Федор Васильев

 

васильев

Ф. А. Васильев был добрачным сыном мелкого чиновника. Семья постоянно бедствовала, и уже с двенадцати лет мальчик начал сам зарабатывать на жизнь — был почтальоном, писцом, затем нанялся в услужение к реставратору картин художнику П. К. Соколову. Любовь к рисованию проявилась у Васильева еще в раннем детстве, был он знаком и с техникой масляной живописи. В 1865 г. ему удалось поступить в Вечернюю рисовальную школу при ОПХ. К моменту окончания учебы (1867) Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. Н. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.

Трудился Васильев самозабвенно, делая бесконечные этюды и зарисовки, пытливо изучая природу. Талант его развивался необычайно быстро, уже в 1868 г. он исполнил вполне зрелые картины «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче. Четырехмесячная поездка летом 1870 г. на Волгу, предпринятая с молодыми тогда художниками И. Е. Репиным и Е. Е. Макаровым, принесла массу новых впечатлений. После поездки Васильев написал несколько картин, среди которых выделялся ставший популярным «Вид на Волге. Барки» (1870), да и впоследствии не раз возвращался к волжским темам.

васильев1

1871 г. оказался поворотным в судьбе Васильева. В начале этого года он в течение одного месяца написал знаменитую «Оттепель». Картина сразу привлекла внимание — не только зрелым мастерством автора и необычным для того времени выбором мотива, но и впервые так сильно проявившимся в ней настроением смутной тревожности и унылой безнадежности. Вместе с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели», по странному совпадению написанной и показанной в том же году, она справедливо воспринималась современниками как историческое событие в русской пейзажной живописи. ОПХ удостоило Васильева за эту картину первой премии, для царского двора было заказано ее повторение. Васильев вдруг сделался знаменитым. Но именно в пору работы над картиной он тяжело и безнадежно заболел: запущенная простуда спровоцировала наследственный туберкулез. В Петербурге ему оставаться было нельзя, и он летом того же года вместе с матерью и братом уехал на юг сначала на Украину, потом в Крым, в Ялту. Дорогу и пребывание в Крыму ему оплачивало ОПХ, правда, в долг, который он обязан был погасить своими картинами.

васильев2

Васильев не сразу свыкся с новой обстановкой. Крым казался ему настолько чужим, что он стал работать, вдохновляясь воспоминаниями о недавнем прошлом, о природе Центральной России, по которой тосковал. Так родилась еще одна его выдающаяся картина — «Мокрый луг» (1872). Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности. Картина получила премию ОПХ. Через некоторое время Васильев взялся и за изображение Крыма, понемногу проникаясь своеобразием его природы. Первые попытки были неудачными, но уже картина «В крымских горах» (1873) оказалась значительным произведением, открывающим новые перспективы перед художником. Однако жизнь его угасала — он умер осенью того же года, двадцати трех с половиной лет. Сделанного им хватило, чтобы попасть в ряд крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

федор васильев

Видимо, безмерный талант, любовь к русской природе и трудолюбие сделали до боли мало прожившего Федора Васильева одним из известнейших отечественных пейзажистов XIX века. Его работы, выражавшие трепет юной души от соприкосновения с живущей природой, порождают и у современных зрителей, зачастую потерявших какой-либо контакт с ней (с природой), щемящее чувство близкого, родного, но уже навсегда утерянного. Материальное положение семьи Ф. Васильева было таково, что будущий живописец вынужден был самостоятельно зарабатывать с двенадцати лет. Поэтому свое художественное образование он начал в 1865 году, поступив в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художников, которую окончил через два года. К этому времени его стремительно развивающийся талант становится очевидным для многих художников. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И.Н. Крамского), совместная работа на природе с великим И.И. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы».

Четырехмесячная поездка вместе с молодыми И. Репиным и Е. Макаровым по великой реке рождает волжскую тему в его творчестве: «Вид на Волге. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др. В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи.Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам. Крымские пейзажи были впереди. Что-то художник успел написать («В Крымских горах», 1873). Однако отпущено было слишком мало: в 1873 году двадцатитрехлетний Федор Васильев, оставив после себя замечательные образцы русской пейзажной живописи, отбыл в мир иной. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. Нынешние поколения — не исключение.

васильев4

васильев3

васильев5

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru