Главная » Фольклорный клуб » Фольклорный ансамбль «Воля»

 

Фольклорный ансамбль «Воля»

 

65_image

Фольклорный ансамбль «Воля» создан в 1989 голу при факультете музыкальной фольклористики Воронежского государственного института искусств. В его репертуаре — песни юга России всех жанров, воссоздаваемые аутентично, с сохранением региональных диалектных признаков и особенностей бытования. Выступая в подлинных костюмах, имеющих музейную ценность, участники Ансамбля воспроизводят при пении некоторые обрядовые действа и игры. Преобладающим является исконно народное звучание а’капелла, но в соответствии с традицией нередко используются гармошки, жалейки и другие русские инструменты.

«Воля», как один из ведущих коллективов Российского фольклорного союза часто демонстрирует свое искусство на всероссийских и международных фестивалях, много гастролирует по стране и за рубежом. О собирательской и творческой деятельности ансамбля американским телевидением снят фильм «Россия. Спрятанная память», имевший немалый успех.

По подбору голосов и характеру их использования представляемый коллектив соответсвует бытующим в южнорусских областях чисто народным «поющим избам» и «крестьянским артелям». Это проявляется, в частности, в рассечении голосов на нижнегрудной и верхнеголовной регистры и сохранении их тесситуры при исполнении конкретной песни. Отсюда сравнительно небольшой диапазон каждой партии (исключения редки) с преимущественным использованием природного «среднего» тона певцов, выявляемого и в разговорной речи. Регионально характерным является также звучание в одном регистре женских и мужских голосов, яркая эмоциональность исполнения, тембрально насыщенное зычное звучание, изощренно сложное гетерофонное сплетение мелодических линий.

Художественный руководитель «Воли» Галина Яковлевна Сысоева свои функции определила также в соответствии с фольклорной традицией, где нет, как в профессиональных хорах и оркестрах, дирижера, подчиняющего своей воле личности артистов (название ансамбля приобретает тем самым дополнительный смысл). Ее авторитет, правда, непререкаем, но зиждется он на стремлении не погасить, но, напротив, высветить индивидуальность каждого исполнителя и на умении, оставаясь главной, быть рядовым ансамблистом или одним из запевал. Тут сказывается опыт глубокого знатока фольклора, еще в детстве постигшей народную песню в естественном бытовании, долгие годы возглавлявшей различные народные коллективы и освоившей едва ли не все специфические формы и приемы исполнительской культуры русского народа, в частности и те, что в начале века были определены знаменитой собирательницей фольклора Е.Э.Линевой: хор народный поет «не как один человек, а как много людей», которые «стремятся каждый проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения» («Великорусские песни в народной гармонизации», в.1, СПб, 1904, с.ХХ111-ХХ1У).

Продолжая мысль об аутентичности исполнительской манеры ансамбля «Воля», подчеркнем в заключении, что на данном компакт-диске записаны не заученные по нотам образцы. Певцы обрели способность следовать не букве, но духу народного исполнительства, для чего им потребовалось не просто освоить конкретные песни, но овладеть специфическими для региона приемами звуковедения мелодических линий, их сплетения в ходе вдохновенной импровизации в многоголосные комплексы.
Особенно ценным является мастерство импровизации, которая в белгородско-воронежском пограничье отличается редкой интенсивностью и инициативностью. Это проявляется в умении певцов (сельских «корреспондентов») института искусств и самих ансамблистов «Воли» исполнять каждую песню разными по числу голосов составами, всегда сохраняя необходимую полноту ее гармонии. Именно импровизационность (не заученность) создает то особое специфически народное, непредустановленное музицирование, которое (позволим себе аналогию) можно сравнить с техникой скорописи, употребляемой при выполнении живописных копий со старинных икон.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий