Главная » Идеология » Галина Иванкина. Вторичный продукт

 

Галина Иванкина. Вторичный продукт

 

хипстеры. русский мир

Вечер. Кафе. Неподалёку от меня расположилась юная парочка — я их не вижу, точнее, не разглядываю, только слышу бубнящий голос: «Я сейчас покажу тебе макет своей новой книги… Закажи маффины… Подожди, я проверяю почту…» Это говорит молодой человек. Я почему-то железно, …железобетонно уверена в том, что ноутбук будет серебристо-серый, с узнаваемым логотипом в виде надкусанного яблочка. Я не обладаю даром ясновидения и не умею читать мысли на расстоянии, но именно в этом конкретном случае я даже знаю, во что этот юноша будет одет. Оглядываюсь – всё точно. И трикотажная бабья кофта, небрежно застёгнутая на одну пуговку, и старушечьи «винтажно» сработанные очочки, и джинсы в обтяжку, и яркие, подростковые кеды. Личико – мелкое и бесполое, с капризно скривлённым ртом. И, разумеется, модный, всенепременный, актуальный Apple, без которого столичный хипстер, аки Д`Артаньян без шпаги, а Ромео – без Джульетты. Рядом – полненькая фемина в мальчишеской ковбойке, с фенечками на обеих руках, с растрёпанной стрижкой.

Пока юноша пытается донести до подруги всю грандиозность литературно-дизайнерского проекта, она неряшливо ест эти самые маффины, не забывая водить пухлым пальчиком по экрану своего мобильного устройства. Вероятно, она тоже проверяет почту. Примерно раз в минуту, а то и чаще. Хотя, быть может, она «постит статус» о том, где и с кем она «зависает». О, я даже, кажется, угадываю, что у этих красавцев есть аккаунты в Инстаграме, странички в Твиттере и на Фейсбуке, что они лайкают и ретвитят, в каждый момент времени «запиливая луки». Они даже в теме, что запиленный look не имеет никакого отношения к стрельбе из лука, а к одноимённому овощу – тем более. Несильно, однако, удивлюсь, если окажется, что в их картине мира луковый суп из меню любезного «Жан-Жака» восходит именно к понятию look, ибо настоящий хипстер фотографирует не только размытую радугу на фоне помойки, но и свою стильную трапезу в актуальном заведении. Продолжаю угадывать и читать мысли. Я убеждена, что они любят «кино не для всех», считая даже Альмодовара – попсой, а Тарковского – героем вчерашних дней. Они воспринимают мир, как очередное бесплатное приложение для iPhone-а или Android-а, а себя, как творческие сапиенсо-единицы и, разумеется, «не быдло». Они почём зря и некстати кидаются словами «брендинг» и «ребрендинг»; они разбираются в лайф-коучинге и в ещё каком-нибудь стартапинге. Справляют Хэллоуин и День Святого Валентина, не имея ни малейшего понятия, какая история и какие переживания стоят за этими праздниками. Просто кушают маффины и митболы, слизывают смузи, …проверяют почту, «набивают» статусы. Просто так. Хотят свободы, не постигая её смысла. Говорят на странном языке и создают такие же странные «произведения». Точнее, не создают, а креативят, ибо, как говорил один пелевинский персонаж: «Творцы нам тут не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором».

Мир странных специальностей, которые вроде бы и не специальности вовсе. Как иронично заметила одна моя хорошая знакомая, «…нужна обязательно профессия, название которой на русский с английского даже не переводится». Что там пели участники группы «Наутилус-Помпилиус»?

«Можно верить и в отсутствие веры

Можно делать и отсутствие дела…»

Как мне кажется, на сегодняшний день вместо «можно» полагается петь «модно». Армия визажисток-писательниц с дипломом платного экономико-маркетингового колледжа. Сонмища тридцатилетних тунеядок, живущих и жрущих свои маффины на средства всё ещё вкалывающих предков. Декупаж стульчиков и курсы батика – непременны и непреложны, как ежедневное написание твитов в Твиттере и постов в Живом Журнале. Более того, вся эта сетевая возня воспринимается ими именно в качестве общественно-значимой деятельности. Это важно! Отфренды и зафренды, многокилобайтные фоточки на фоне осени и тэг «мои внезапности». У Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев» есть примечательное рассуждение: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй». Так вот сейчас сделалось модно и актуально проживать жизнь в «маленьком мире», где look-овый суп предвещает многия «лайки» запиленному look-у.

В своё время мне довелось посетить лекцию, касающуюся моды и трендов / брендов. Не в смысле даже одежды, а в смысле стиля жизни. Лектор, пишущий, кстати, для весьма авторитетного фэшн-журнала, недвусмысленно изрёк, что нынче остро востребована не упёртая профессиональность, не чёткость линий и выверенная чеканность форм, а безудержная творческая фантазия, которая далеко не всегда сопрягается со знанием мат.части. То есть, модна необязательность, расслабленность и сиюминутность, вроде случайно сделанных фотокарточек с туманными силуэтами объектов. Мода на тяп-ляпистую недоделанность, на якобы-специально «заваленный горизонт», на «эффектную» халтуру и дилетантский «шик». Лектор с удовольствием показывал нам снимки креативных вещей: юбка с необработанным краем, картины, написанные…пальцами, броши, …свалянные из войлока: то ли цветочек, то ли облачко, то ли кляксочка. Это будит фантазию и мысли-домысливания! Досмысливания. Плохо обструганная лавка с подстилкой, которая — о радость! — криво сварганена в технике пэтчворк. Кафешки с нештукатуреными кирпичными стенами, с кое-как нарисованными картинками в облупившихся рамках.

Ощущение вещи, зачем-то подобранной на помойке и которой дали второй шанс, но не отремонтировали и подновили, а вот так – во всей помойной красе выставили во главе стильной инсталляции. Гимн второму сорту и второму смыслу, который становится основным и единственным за неимением, точнее за отрицанием, первого. Проект, инсталляция, хэппенинг. Быстро, криво, задорно. Искусство не ради высокой идеи, даже не ради самого искусства, а как бы «просто так», без начального посыла и конечного итога. Тотальное простотакерство — что-то, вроде «моста для игры в пустяки» из милновского «Винни-Пуха». Вторичный, бессмысленный язык – нормальный человек свихнётся от словосочетания «…в контенте гендерного дискурса», а эти – ничего, пользуются, точнее, конечно же, юзают.

Вы можете снисходительно отмахнуться со словами: «Ой, ну что вы, право? У молодёжи во все времена были смехотворные моды. Перебесятся – добрыми бюргерами заделаются, тыковки на шести сотках выращивать начнут!» Если бы это было всего лишь нелепой юношеской модой, вроде «металлизма» Перестроечных лет или ещё какого-нибудь дендизма времён Пушкина, если бы… К сожалению, это уже особая социально-интеллектуальная ниша, причём – громадная и всепоглощающая – недо-язык, псевдосмысл, якобы-искусство и зачем-то-литература. Запиленность луков и ещё какая-нибудь виртуальность интерактивности. Тяп-ляп, как стиль бытия. Создание вторичных смыслов, при котором изначальный смысл либо теряет свою остроту, либо исчезает вовсе. Замечу, походя и на всякий случай, что creator по латыни – создатель, в том числе, одно из имён Бога: «Veni Creator Spiritus!» А креативность – это …что? Точнее – зачем? Вы вправе опять возразить, что, мол, хипстерство куда как приличнее, чем пресловутый гламур, ибо сии бесполые мальчики и свободолюбивые девочки по факту действительно много читают (вопрос – что?), а ещё больше – пишут (вопрос – доколе?). А также дизайнерят на планшетиках и тусуются на вернисажах «Винзавода». Разве это ужасно?

Для общества, en masse, выращенного на примерах позднесоветской интеллигенции с её культом книжных шкафов и билетов в любимовскую Таганку, хипстеры кажутся (именно кажутся!) гораздо более приемлемыми. Здесь только одно большое «но» — гламур изначально позиционируется, как игрушка сверхбогатого меньшинства, причём не самой лучшей его части. Во всём мире популярен карикатурный образ анорексично-сушёной блондинки с гигантским бюстом, обтянутым блестяще-розовой тряпочкой от ‘Versace’. Это – воплощённая мечта филистера о золотом унитазе и красном авто с открытым верхом. Гламур при всей своей крикливости не посягает на смыслы, он варится в своём клубно-бутиковом вареве и ничего не имитирует – он откровенно, беспримесно ущербен, хотя, чего греха таить, лощён и пышен. Хипстерство же – это постоянное переворачивание понятий, где пресловутая креативность подменяет и ум, и талант, и даже интеллигентность. Короче говоря, это – имитация мозгов, которых нет. После этого похабный спектакль преспокойно зовётся «смелым проектом», а кощунство – «борьбой с режимом». Смысл креативности — превращать карету – обратно в тыкву, а Золушку – в …жабу, при том, что и тыква будет гнилая, и жаба, к примеру, лающая.

В своё время мне довелось прочесть статью Сергея Угольникова под названием «Несмышлёныши». В частности, он пишет: «…В общественных движениях, даже таких нелепых, как нынешние «московские протесты» существует группа, являющаяся эстетическим лицом «акции». <…> Для политического обозначения этой группы лиц приняты термины «рассерженные горожане» или «креаклы». А для позиционирования субкультурного явления избран термин «хипстеры»…».

Угольников иронично утверждает, что все эти молодые люди столь рьяно участвуют в протестном движении ещё и потому, что им не дали в своё время походить в пионерских галстуках. Тоска по общественной работе? На мой взгляд, всё гораздо интереснее – для хипстера-креакла все эти выходки Pussy Riot, художества арт-группы «Война» и акции затейника Петра Павленского – это и есть… понятные акты творческой самореализации. В хипстерском перевёрнутом мире, где хорошо понимаются только вторичность и бессмысленность, возможно только такое искусство. Здесь, вероятно, не примешана никакая политика, а прыжки с плакатиками и белыми ленточками – это же просто пятничный флэш-моб. После него так приятно погреть пухлые лапки о чашку с ромашковым чаем, полакомиться маффинами и сфотографироваться с бойфрендом – щёчка к щёчке… Снова оглядываюсь на ту самую парочку. Точно, фотографируются…!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru