Главная » Русское здоровье » История лечения травами на Руси

 

История лечения травами на Руси

 

фитотерапия

фитотерапия2

фитотерапия3

фитотерапия4

фитотерапия6

фитотерапия7

фитотерапия8

фитотерапия9

Herbs and Spices

фитотерапия11

фитотерапия12

фитотерапия13

фитотерапия14

фитотерапия15

фитотерапия16

фитотерапия17

фитотерапия18

фитотерапия19

фитотерапия20

фитотерапия21

Мы хотим видеть детей здоровыми, да и сами быть здоровыми. Но жизнь устроена так, что человек болеет почти с самого детства. Вначале его лечит мать, потом он начинает лечиться сам. Мы бежим к врачу и требуем дать таблетку, которую выпил бы и побежал дальше. Нет таких таблеток, почитайте аннотации к ним. Даже самые привычные и, как нам кажется, безобидные таблетки имеют противопоказания и побочные эффекты.
Никто не призывает вас полностью отказаться от таблеток, без них не обойтись, но вспомните, что дано нам природой, какое богатство вокруг нас. Воспользуйтесь этим, верните себе и своим близком здоровье и радость жизни. Ведь тот, кто создал наш растительный и животный мир был чрезвычайно мудр. Возьмите любую травинку, она всегда что-то лечит, просто мы не всегда об этом знаем. Даже самые ядовитые растения нашли применение в фармацевтике. Важно понять, что природа, как творение Божие дана нам даром. Травы, плоды, коренья – благословенный дар Божий, отвергать который неразумно.

Траволечение известно издавна. Интересно, что Гиппократ (ок. 460 – 377 гг. до н.э.), который любил путешествовать, посетил северное побережье Черного моря, изучал методы лечения у местных жителей, и они произвели на него большое впечатление.
О применении растений из Причерноморья рассказывали в своих трудах Геродот (V в. до н.э.), Аристотель (384— 322 гг. до н. э.), Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) в трактате «О земледелии». Прекрасные свойства скифских растений описывал в 37 г. н. э. в своей «Естественной истории» Плиний Старший.
Именно поэтому, наверное, племена скифов, жившие в Северном Причерноморье от Днепра до Дона и в Крыму (VII в. до н. э.—3 в. н. э.), широко использовали лекарственные растения сами и вывозили их в Грецию и Италию, где они очень высоко ценились.
Скифы, разбитые в III в. н. э. готами, смешались с другими племенами и привнесли имеющийся у них опыт лечения травами антам — объединению славянских племен, живших между Днепром и Днестром.
«Три оружия есть у врача: слово, растение, нож» — так говорил Авиценна, известный ученый и врач Средней Азии Х-ХI веков. У европейских медиков появляются «Салернский кодекс здоровья», поэма «О свойствах трав» Одо из Мена на Луаре и многое другое.

Когда именно зародилось на Руси траволечение, точно никто не скажет, поскольку доверять можно только письменным свидетельствам, а таковых до конца первого тысячелетия нет. Но поскольку люди болели всегда, то всегда им приходилось лечиться. Возможно, уже первобытные люди заметили, что если съесть эту траву перестает болеть живот, а от этой проходит простуда. Вы никогда не обращали внимания, что животные каким-то неведомым образом всегда находят нужную траву, если заболели.
Некоторые легенды и предания о чудесных исцелениях с помощью лекарственных трав дошли и до наших дней. Уже в летописях есть истории о том, как соком травы вылечили от кровотечения князя Дмитрия Юрьевича, внука Дмитрия Донского, или о том, как девица Февромия, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила от тяжелой кожной болезни Муромского князя Петра.

Даже обычаи и пословицы русского народа говорят о том, какое значение придавалось здоровью: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, считавшиеся на Руси «грехом», а у многих народов облечённые в форму «табу», как правило просто выражают гигиенические требования. Например, есть яблоки только после «освящения» их в праздник Спаса предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого говорит об опасности переохлаждения или заражения ребёнка, когда его рассматривают посторонние.
Знатоками трав, знахарями у славян были волхвы — служители дохристианских культов, которых старинные летописи называли еще «зелейниками». В деревнях во все времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Для знахарей и целителей сбор растений всегда был священнодействием. Каждый человек и каждое растение – это уникальные системы, настроенные на Вселенную. В древности целители считали, что расположение планет в момент сбора растений оказывает очень сильное влияние на качество приготовленного лекарства. Целебная сила растений зависит, например, от положения Луны во время сбора. В народе считалось, что день после Ивана Купала или его канун хороши для сбора всяких трав. Каждое растение имеет определенное время сбора, когда свойственная ему целительная сила достигает наибольшей величины.
Первый дошедший до нас письменный источник это — «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» (1076г) дает описание многих лекарственных трав. До нашего времени сохранился травник «Мази», составленный внучкой Владимира Мономаха.

Многие иноземные лекари стремились заимствовать опыт целительства на Руси, поэтому уже в IX в из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Отвар коры ясеня, издавна использовался как у нас, так и за границей как противомалярийное средство. Об отваре побегов багульника, как об эффектном противокашлевом средстве, за границей также узнали от новгородцев. Новгородские лекари первые в Европе стали употреблять в пищу сырую печень трески при куриной слепоте. Они же первые рассказали в каких случаях применять панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок — при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.).
Одновременно шел поток трав из других стран. Расширялись связи Руси с другими государствами, появлялись новые заморские травы из Александрии, Багдада, Генуи и Венеции. Искусные лекари научились пользоваться и этими травами, потом стали выращивать их у себя.

В ХVI – XVII вв. уже появилось довольно много книг с описанием и использованием дикорастущих лекарственных растений: «Травоврач», «Зельник», «Жизненник» и др.
После долгих междоусобиц и татарского ига в 1581 году Иван Грозный основал Аптекарскую избу как самостоятельное медицинское учреждение России, одной из задач которой являлся сбор лекарственных трав и снабжение ими столицы и войска. Вскоре ее преобразовали в Аптекарский приказ, при котором в середине XVII в. была организована школа первых русских врачей. В этот период на Руси появляется все больше медицинской литературы, в том числе «Ветроградов» («Ветроград» означает — сад, цветник, огород) рукописных травников.
Духовенство тоже не осталось в стороне, священники составляли руководства по лечению травами (« врачебное художество невозбранно не только мирянам, но и инокам»). Монастыри всегда жили в своем замкнутом мире, и они гораздо раньше стали выращивать лекарственные травы, знали какая от какой болезни поможет, кроме того монахини всегда считали своим долгом помогать страждущим. Еще в XI веке киевский метрополит Ефрем приказал построить в Переяславле при монастыре «строение банное и врачеву» для бесплатного лечения приходящих больных.

В ХVII веке значение траволечения еще более усилилось. Царь Алексей Михайлович иностранным лекарям предпочитал русских знахарей-травников, приказывал воеводам «собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их в Москву», а стольникам -высылать в купальскую ночь «искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу».
При Петре I стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали «зелийные травы». Ими торговали в специальных «зелийных лавках». Заготовкой и сбором растений занимались специальные сборщики. Травы сушили « на ветру или в избе на легком духу, чтобы от жару не зарумянило», зашивали в холстины, укладывали в лубяные короба, обшивали рогожами, «чтоб из тое травы дух не вышел».
Русские «зелийники» широко использовали полынь, крапиву, мяту, подорожник, ромашку, рябину, можжевеловые ягоды, кору дуба, «Иван-чай».
Исследовали целебные возможности лекарственных трав и знаменитые русские ученые. Профессора Н.М. Максимович-Амбодик (1714-1812 гг.) автора первого русского учебника по ботанике, считают основоположником русской фитотерапии. Он писал: «Чем больше с природою согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно».

Конечно, народные травники-знахари не располагали научными знаниями своих ученых коллег, но зато имели богатейшую практику траволечения; наблюдая за действием на организм тех или иных растений, перенимая опыт многих поколений знахарей. Народные травники использовали для лечения главным образом дикорастущие растения, наиболее богатые витаминами и эфирными маслами.
Сама жизнь учила людей познавать целебные свойства всего, что их окружает, будь то растение, камень или металл. Правда трудно сказать, что помогало больше – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего.

В государстве Антов, предшественнике Киевской Руси, а до этого у скифов, обитавших в
северном Причерноморье от Днепра до Дона (VII век до нашей эры — I век нашей эры), в
лечебной практике с успехом употреблялось много растений.
Скифы разводили лекарственные растения в огородах, садах, как это было позднее в Киевской и Московской Руси. Опыт скифов по лечению травами через антов был передан и использован лекарями-профессионалами и народом Киевской Руси. Этими профессионалами вначале были волхвы — люди, обслуживавшие потребности народа в языческом культе. Волхвы были знатоками лекарственных трав, или «зелий», и в летописях их часто называют «зелийниками».
С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями — ведунами, знахарями. Это были первые носители медицинских знаний в Древней Руси, которые пользовались знаниями о лекарственных растениях и их лечебных свойствах, накопленными самим русским народом и передававшимся из поколения в поколение устно.
В V-Х веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии, откуда в Киев приглашали различных специалистов, в том числе и врачей.
О широком использовании растений для лечения в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI века «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича».
Переведенный в X веке с греческого на болгарский язык в Болгарии, а в 1073 году
переписанный на Руси для Киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого, этот
компилятивный сборник наряду с другими медицинскими знаниями приводит описание ряда лекарственных растений, применявшихся в то время на Руси.
После свержения татарского ига установилась связь между Русью и западноевропейскими
странами. В Москве при Иване IV открылась первая аптека исключительно для обслуживания царского двора по западноевропейскому образцу во главе с аптекарем, приглашенным из Англии.
Умный и дальновидный государственный деятель, Иван Грозный понимал, что забот ‘только о здравии царствующего дома недостаточно для благополучного царствования его. Большое значение поэтому имело другое начинание, тоже в 1581 году, — основание Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси.
В конце XVI века при Борисе Годунове Изба была преобразована и стала называться
«Обтекарьским приказом». Во главе был поставлен «обтекарьский боярин». В недрах приказа зародилось движение за использование и изучение на основе русской народной медицины отечественных лекарственных трав. Аптекарским приказом были привлечены широкие слои населения: специалисты-«травщики», крестьяне, казаки, ремесленники и их дети. Руководство сбором и обработкой растений на местах проводили лекари и аптекари из Приказа.
В XVII веке, судя по сохранившимся рукописным лечебникам и спискам среди собираемых
Аптекарским приказом лекарственных трав, наиболее часах» встречались следующие растения: береза — лист, почки, сок; дуб — кора, желуди; земляника — лист, ягоды; липа — цветы; тополь— почки; хвощ— трава; черемуха— цвет.
При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей. В 1654 году в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В Приказе собиралась специальная литература на различных языках, видное место в ней занимали и русские травники. Одновременно создавались аптекарские сады для выращивания лечебных трав. Сады эти были разбиты в Москве на правом берегу реки Неглинной, вдоль современной Моховой улицы, у Мясницких ворот, в Немецкой слободе.
При Петре I сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие. В 1701 году он издал указ об учреждении в Москве 8 частных аптек; в 1714 году в Петербурге был основан «Аптекарский огород», ставший со временем Ботаническим садом АН России. Начались систематические научные работы в области фитотерапии. В 1732 году была напечатана первая научная статья о лечебных свойствах растений. Она была посвящена жимолости. В ХVIII веке профессии врача и ботаника часто совмещались. Передовые русские ученые положительно оценивали народный опыт траволечения и считали необходимым использовать для лечения растения, в первую очередь отечественные.
За истекшие тысячелетия применения народной фитотерапии подтвердились целебные свойства многих растений. В результате народного опыта нам осталась богатейшая сокровищница народных знаний о лечебных свойствах лекарственных растений и их лечебном применении.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий