Главная » Идеология » Михаил Лившиц. Черный рынок образования

 

Михаил Лившиц. Черный рынок образования

 
селфи

 

После полета Юрия Гагарина США забеспокоились и стали выяснять, почему в космосе первым оказался гражданин СССР, а не США. Выяснили, что дело в образовании – доля ВВП, выделяемая на образование в Союзе, была больше, чем в Штатах. К тому времени относится анекдот про американца: «Как же мы их догоним, когда у них на всех заборах написаны математические формулы: X, Y и еще какой-то знак!» Шутки шутками, но, видимо, так и было.

 

Сейчас соотношение другое. Американцы тратят на образование 5,4% от своего огромного ВВП, а мы только 4,1% от нашего более скромного. Если верить выводам американцев полувековой давности, то, стоит России увеличить расходы на образование на треть, как мы опять станем лидерами.

Боюсь, что не получится, потому что соотношение цифр другое – мы и сейчас тратим на образование значительно больше, чем написано. К официальным расходам следует добавить огромные неучтенные расходы – оплату репетиторов всех уровней. Деньги тратим, но отстаем, потому что репетиторы не эффективны, их задача – не научить, а натаскать, что они и делают, или не делают.

Были репетиторы 50 лет назад? Да, были. Часть абитуриентов (не все) готовились к вступительным экзаменам в вузы с помощью репетиторов. Репетиторов старались привлекать из числа преподавателей намеченного вуза (эти знали специфику своего учебного заведения, могли помочь при поступлении и прочее). Еще была когорта людей, которые писали чужие диссертации за деньги и за любовь начальства. Вот и весь черный рынок образования в то время. Теперь этот рынок расширился.

 

Сейчас репетиторов привлекают к занятиям со школьниками обычных школ, даже для учеников начальных классов. Родители говорят, что ребенку не дается математика, и ищут репетитора. Ученику внушают, что можно не учиться, а нужно взять дополнительного преподавателя, а потом можно будет “считать ворон” и на уроке в школе, и у репетитора на занятии. Валентин Пикуль писал, что востоковед Каэтан Косович, никак не мог понять цифру «7»: «Никак он с этой цифрой не мог поладить, как будто у него для этого числа не хватало в мозгу особенного органа». Но это – литература, а в жизни каждый нормальный ребенок в состоянии постигнуть школьную арифметику. И родители должны своему чаду объяснить, что к чему. Родители должны позаниматься с ребенком, показать ему доступность, даже прелесть предметов, которые якобы ему не даются: математика, история, иностранный язык. С тем, чтобы школьник начал учиться самостоятельно. Вместо этого родители приглашают репетиторов.

 

Следующий этап образовательного процесса – подготовка к ЕГЭ, к поступлению в университет и к вступительному экзамену, если он есть. Особых новшеств тут я не знаю, всегда были репетиторы, поэтому пропускаем этап поступления, идем дальше.

А дальше – неслыханное! Студентам помогают учиться репетиторы. Может и находился в старые времена слабый студент, убоявшийся бездны премудрости, утопающий, взывающий о помощи. Родители потихоньку брали ему одного или нескольких репетиторов. Факт таких занятий сохранялся в тайне. Теперь же наем репетиторов для студентов стал массовым явлением. Применяется наем в разных видах: от примитивных замаскированных взяток штатному преподавателю: «С вами следует провести четыре дополнительных занятия, иначе вы не сдадите». Возможны и честные занятия с другим студентом, который сам понимает и может другому объяснить. Распространенная форма спасения от «двоек» на экзаменах – привлечение профессиональных репетиторов, передаваемых от одного поколения слабых студентов другому. Тут же рядом лежит и покупка курсовых и дипломных работ. Затем развращенные халтурной учебой люди по привычке покупают диссертации. Не фальшивые «корочки» в подземном переходе или в Интернете, а настоящие документы за фальшивые диссертации.

 

Все знают — чем выше сидит чиновник или депутат, тем хуже у него диссертация, уже президент России публично упрекает президента РАН, что в академики попадают не те ученые. Несмотря на такую публичность, черный рынок образовательных и научных услуг только растет.

В ответ на любые попытки улучшить образование в России, армия репетиторов перестраивается и противодействует усилиям реформаторов. Репетиторы как будто говорят ученикам: «Не беспокойтесь, вам не придется учиться, напрягать голову, мучить себя! Мы обеспечим вам возможность сдавать, не учась, получать аттестаты и дипломы, ничего не зная! География не нужна, когда извозчики есть!» И эффективность образовательных реформ снижается. Пример – переход от вступительных экзаменов в университеты к конкурсам по ЕГЭ. Полученный эффект меньше, чем ожидали. Уже раздаются голоса, что было лучше, надо возвращаться к вступительным испытаниям.

 

Побочным продуктом «кривого» образования является «утечка мозгов». Этим термином обычно обозначают отъезд ученых и специалистов за рубеж. Хотя основные мозги утекают не за рубеж. Сколько человек уехали? Десятки тысяч? Двести, триста тысяч человек? А не пошли в науку или ушли из науки миллионы. Репетиторы, имеющие, в лучшем случае, задачу «сдать экзамен», не могут привить ученику любви и уважения к предмету. Не имея «высокой страсти» для науки «жизни не щадить», молодой человек не пойдет в науку, ведь платят в НИИ мало, да и за границей ученым платят не слишком много. Молодой человек выберет другую стезю, станет бизнесменом, да хоть бы и репетитором. Проще и доходней. Вот тут настоящая «утечка мозгов», не заграничный ручеек, а полноводная река (и без пересечения госграницы).

Когда люди осознают, что успехов в воспитании и образовании добиваются родители и учителя, а не няньки и репетиторы, тогда будут практические результаты реформ образования.

 

Источник: Литературная газета

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий