Главная » Философский пароход » Миронов Данила Андреевич. Феномен русского космизма

 

Миронов Данила Андреевич. Феномен русского космизма

 

На сегодняшнем интеллектуальном горизонте России в поиске национальной идеи или, по крайней мере, в желании обрести идентификацию представлено множество различных идей. Однако среди этого множества едва ли встретишь упоминание о русском космизме. А между тем, именно он составляет гордость русской мысли и предмет уважения к нам со стороны текущих недругов. Русский космизм обыкновенно подаётся исключительно в контексте предтечи развития русской космонавтики, но это лишь одно из его направлений. Надо осознавать, что идейные течения русского космизма намного более широки объёмны, чем хотелось бы их определить сходу.

Русский космизм есть уникальное явление русского духа, в котором сплелись воедино искусство, религия и философия. Мироощущение космистов зачастую одухотворено этическим отношением к космосу, желанием прочувствовать ткань космического бытия на собственном опыте, прикоснуться к живым тайнам мироздания, оголив глубинный нерв человеческого чувствилища души и духа. Русский космизм есть архетип мечты русского человека о сбывании всех человеческих смыслов на планете Земля. Мало оцененный и понятый (но признанный) в мире, русский космизм сегодня получает второй шанс на узнавание и новое прочтение на своей исторической родине. Нигде в мире нет более такого словосочетания, которое бы так ёмко отражало главную интенцию русского человека о мире, о космосе, о себе — как «русский космизм».

Русский космизм можно понять и как мировоззрение с широким охватом художественных, научных, философских и религиозных идей, разрабатывающее проблему связи человека и космоса. Исторически русский космизм возник как результат идейного единства в многообразии представлений механицизма и органицизма. Механицизм есть метод познания, основанный на признании механической формы движения единственно объективной с отрицанием качественной специфики материи, сведение сложного к сумме простых частей. Чуть позднее на сцену истории выступил органицизм, который представлял собой философско-методологическую и общенаучную концепцию, закладывающую в основу объяснения явлений мира понятия организации и организма. Получалось, что мир как механизм противостоял какое-то время концепции мира как организма. Русские органицисты XIX века (Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич). Осмысляли идеи Шеллинга о природе как о всеобщем мировом организме, состоящему из частей — единичных организмов. Противоречие разрешалось на русской идейной почве всю вторую половину XIX века до второй половины XX-го. В ходе идейных споров рождались новые концепты. Можно выделить несколько направлений мысли русского космизма:

1.Естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.А. Чижевский); Современные ученые, развивающие концепт «ноосфера»: Г.И. Шипов, В.П. Казначеев, А.Н. Дмитриев, Н.Н. Моисеев),

2. Религиозно-философское и теософское (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский);

3. Художественное (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. Рерих, Н.К. Чюрленис);

4. Общекультурное в разных жанрах: в поэзии (Тютчев, Брюсов, Заболоцкий), в музыке (Чайковский, Скрябин), в литературе (М.М. Пришвин, А. Платонов, И. Ефремов, братья Стругацкие и т. д.), в живописи (Нестеров и др.).

Русский космизм являет собой максимальную степень толерантности к различным идеям разных, трудно совместимых областей знания. Понятие «человек» как интегральный антропо-космический концепт ставится в идейный центр мыслителей русского космизма. И хотя в нём нет развёрнутой антропологии в таком ракурсе, как она проявилась на Западе (она значительно шире, но и безграничнее в русском космизме), тем не менее, именно антропологические воззрения пронизывают всё концептуальное поле русских космистов. Русский космизм исторически прошёл несколько фаз в своём развитии и проявился в религиозно-философских учениях, в научных изысканиях, в художественном творчестве. Теософско-эзотерическая ветвь познания мира также обнаружила себя в первой трети XX века в русском космизме, однако по идеологическим соображениям того времени была изгнана из культурного фонда страны. После распада СССР наследие Н.К. Рерих и Е.И. Рерих, книги Е.П. Блаватской вернулись к своему читателю с некоторым опозданием, а потому их идеи не были основательно изучены и поняты академической наукой.

Идеи Н.Ф. Фёдорова о всемирном братстве и воссоединении родовых, духовных и культурных связей в современном обществе практически утрачены в связи с размыванием традиционного уклада русского общества, базировавшегося на христианских идеях и ценностях. Идея «патронификации» — воскрешение мёртвых предков средствами науки во имя восстановления родовых уз, хотя всё ещё экстравагантна даже для современной науки, однако исторически имела огромное значение для пробуждения проекта космонавтики. Человек является существом антропо-космического порядка, природа которого не исчезает бесследно, но распадется на атомы в ожидании второго пришествия. Для того, чтобы осуществить воссоединение с предками, необходимо усилиями науки осуществить воскрешение отцов во имя торжества идей Христа. Только этим фактом и можно оправдать нравственную ценность современной науки, если последняя послужит «общему делу» воссоединения и единству человечества в духе. К другим значимым фёдоровским «безумным» идеям следует отнести идеи психократии, философии «общего дела», богочеловечества, разумной регуляции природы, проективной философии и др. Личность Фёдорова оказала огромное влияние на Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и К. Леонтьева. Скромный

служитель Румянцевской библиотеки в Москве все свои сбережения тратил на неимущих. Именно у него получил первые уроки К.Э. Циолковский.

К.Э. Циолковский остался в памяти потомков как основатель космонавтики, создатель проектов летательных аппаратов. Идеи К.Э. Циолковского об освоении космоса (расселение человечества по планетам во Вселенной), автотрофности (лучевом питании), лучистого человечества (приход 6 расы) сегодня постепенно начинают проникать в общественное сознание как отдельное от научного философское наследие великого сына своей родины. Идея расселения человечества по планетам Галактики родилась как логическое развитие мыслей К.Э Циолковского. Мысль космических полётов получила своё буквальное воплощение всего за два поколения российских исследователей. К.Э. Циолковский (прямой ученик Н.Ф. Фёдорова) вывел формулу воздухоплавания, а С.П. Королёв (в свою очередь, идейный последователь и ученик К.Э. Циолковского) воплотил мысль в создание космической отрасли на пространстве СССР, что позволило впервые в мировой практике осуществить запуск пилотируемого космического корабля в космос с человеком на борту (Ю. Гагарин).

Идея «автотрофного питания» получила своё идейное продолжение в ряде современных исследований в области диетологии и здорового питания. На этом пути нас ждёт ещё много неожиданных открытий. К.Э. Циолковский в своих статьях создал своеобразный концепт «космической этики», который в общих чертах предварил современный антропный принцип в его сильной и слабой формулировках. Дух смелого исследователя не сковывал себя рамками планеты Земля, всё творчество Циолковского есть крик русской души о безмерности и космичности бытия человека. Полагаю, что отсюда вполне может произрасти в будущем своеобразный «космический патриотизм» как масштабное видение человека вне традиционных рамок (этнических, национальных, религиозных, политических, геополитических и проч.).

«Широк русский человек», и его не нужно и невозможно сузить искусственно, а напротив стоит дать ему новое дыхание бесконечности и безмерности, чтобы в ней он смог наконец обрести точку опоры для раскрытия духовного потенциала на собственной территории, вооружившись космической этикой.

Одним из выдающихся ученых XX столетия в России является В.И. Вернадский. Идеи В.И. Вернадского о рассмотрении человека как энерго-информационной силы планеты («геологической силы») и представлений о ноосфере (сфере разума) также находят своё фактическое подтверждение в современном контексте. «Геологическая сила» расширена до энерго-информационных представлений о человеке. Человек сегодня выступает как био-энерго-эволюционный импульс для развития планеты Земля, включающий в себя все предшествующие ему уровни развития. Т. де Шарден построил только на одной этой мысли целое учение в духе католических представлений. Разумное

преобразование планеты, одухотворение творческим импульсом всего вокруг него— задача пребывания человека на земле.

Нельзя не отметить идею гелиобиологии А.Л. Чижевского. Его исследования относительно влияния Солнца на биосферу и социально-исторический процесс сегодня приняты большинством современных ученых. Мысль Чижевского о том, что ритмы солнечной активности и космическая энергия в целом может быть возведена в определенный физический закон, который определяет все процессы в мире и представляет собой универсальный детерминизм.

Другим важным ученым в этом ряду является Н.А. Козырев, который создал оригинальный проект «физики времени» (время есть физическая субстанция), который пока так и не получил признания в научной среде, тем не менее нашел новых исследователей в лаборатории Г.И. Шипова. Идея «зеркала Козырева», возможно, слишком сложна и непроверяема для нынешнего аппаратурно-технического уровня современной науки, однако её не стоит сбрасывать со счетов как возможную теоретико-гипотетическую, которая ждёт в будущем новых «безумных» исследователей.

В.Н. Муравьев — ещё один русский космист. Осмысляя достижения науки начала XX века с творческими замыслами Н.Ф. Фёдорова, Муравьев создаёт собственную эволюционную концепцию времени, в которой деятельность человека и человечества есть «времяобразующий фактор» мира. Человеческий разум в состоянии регулировать и преобразовывать собственную природу и является грандиозной антиэнтропийной силой космоса. Человек, по мысли Муравьева, есть «архитектор вечности», творец новых форм времени. Новаторские представления ученого легли в основу научной организации труда (НОТ), которая повсеместно была принята в СССР и, к огромному сожалению, утрачена ныне.

Современные исследователи русского космизма выделяют несколько основополагающих принципов, на которых прорастают разнообразные идеи космистов. Так современный исследователь русского космизма О.Д. Маслобоева выделяет:

1). Принцип всеобщности жизни;

2). Принцип целостности;

3). Принцип деятельностного подхода;

4). Принцип естественности;

5). Принцип гармонии.

Русский космизм является огромным и значимым пластом русской культуры на протяжении последних двух веков в истории России. Идеи русского космизма только-только начинают проникать в русское сознание, однако дело осмысления и претворения в жизнь его идей ещё впереди. Можно с уверенностью говорить о том, что эпоха потребления не продлится настолько долго, чтобы поставить весь народ на грань вымирания. Русский дух, если он сохранился и не

порвалась родовая связь времен, обязательно нащупает выход с современного кризиса. И путь этот непременно будет пролегать через изучение наследия русских космистов, поскольку патриотизму и разуму нельзя научить по приказу.

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru