Главная » Философский пароход » Н.К. Симаков. Всякая ли власть от Бога?

 

Н.К. Симаков. Всякая ли власть от Бога?

 

власть от бога

 

В истории русской церкви ХХв. отношение к власти стало одной из самых сложных и болезненных проблем. Широкое распространение получило такое явление как сервелизм, т.е. раболепство и угодничество церковной иерархии перед государственной властью. Особенно болезненно для церкви сервелизм проявился в ХХвеке, в эпоху жесточайших гонений на веру. В это время он получил конкретное наименование «сергианство», такой религиозной политики митроп.Сергия (Страгородского), которая постепенно привела к порабощению русскую церковь богоборческой властью. «Сергианство» совершало грех против церкви, утверждая не раз официально, что «всякая власть от Бога». Исходя из этого, по утверждению «сергианства» и советская власть, несмотря ни на что, является «богоустановленной», которой надо всем православным полностью подчиниться не за страх, а за совесть. «Не буду напоминать, писал митроп. Сергий (Страгородский), что наша патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает советскую власть богоустановленной в СССР».

В своих публичных выступлениях официальная иерархия в советский период постоянно оправдывала и восхваляла богоборческую власть перед всем миром. При этом она полностью отрицала факт жесточайших гонений на веру в СССР, считая, что этим «спасает» церковь. Хотя, как известно, не иерархия, но сам Господь Иисус Христос и сама Матерь-Церковь спасают нас.
Очевидно, что не «церковные политики» раболепствующие перед богоборческой властью, а сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников взойдя на Голгофу в ХХ веке своею кровью защитили православную веру и церковь в России.
Сегодня, живя в эпоху православного возрождения нам всем необходимо извлечь уроки из Великой русской трагедии ХХв.. Каково же должно быть истинное христианское отношение к государственной власти? Всякая ли власть от Бога?

Христианское отношение к власти

«Власть есть дело Премудрости Божией, а безначалие есть зло и причина беспорядков», писал свт.Иоанн Златоуст. В этом смысле власть установлена Богом для падшего мира после грехопадения с целью его спасения от безначалия, хаоса, анархии и гибели. Источником власти согласно Евангелию является сам Господь Иисус Христос: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матв. 28,18). Всякая же власть противящаяся Богу, Его заповедям, отделяющей себя от Бога и восстающей на Него, является не законной, но богоборческой узурпацией и тиранией. Ибо согласно Евангелию, нет власти, если она отделена от Бога. Именно в этом смысле и следует понимать слова св.ап.Павла: «Всякая душа да будет покорна Высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим.13,1).

О христианском отношении к власти лучше всего свидетельствует в Новом Завете сами деяния Апостолов. В них рассказывается о первом гонении и столкновении Апостольской церкви, проповедующей Воскресшего Христа с властью иудейского синедриона в Иерусалиме. «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5, 27-29). Этот принцип «повиноваться больше Богу, нежели человекам», станет основным принципом христианского отношения к государственной власти. Особенно ярко это проявится в эпоху римских гонений на церковь в течении трёх столетий. Хорошо известно, что в древнем, дохристианском мире государство и власть обожествлялись. Был создан религиозный культ римской империи и римских императоров. Христианство принесло радикально новое отношение к государству и светской власти.

Оно выступило против обожествления земной власти против культа «царебожества» римских императоров и тирании. С момента Крещения и Миропомазания, христиане как царственное священство почитали Господом Иисуса Христа как своего единственного Царя и Бога. Они воздавали, как учил Христос : «Кесарю — кесарево, а Богу – Божье», и в силу этого отказывались признавать римского императора «божеством». Христианство выступало против тирании и самого государства, обожествленного языческой религией. Тоталитаризму обожествленного государства христиане противопоставляли Царство Господа Иисуса Христа заповеданного Евангелием: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матв.6,33).

Христиане были готовы идти на страдания, муки и смерть, но отказывались приносить ритуальные жертвы царебожескому культу императоров и языческим римским богам. Севастиан, военачальник римского императора Антония, сообщает свт.мч.воину Виктору около 150 года от Р.Х.: «Мы получили от императора распоряжение, в котором он приказывает вам, христианам, принести жертвы нашим богам; непослушных же подвергнуть тяжким мучениям». Святой Виктор отвечает: «Этому безбожному повелению смертного царя не окажу я никакого послушания и не исполню его воли, потому что есть у меня «Бессмертный Царь и Спаситель мой Иисус, Царство Его бесконечно, и творящий волю Его получит жизнь вечную; а у смертного царя вашего и царства временно, и исполняющий его безбожную волю погибнут навеки».

В истории христианства отношение церкви к власти и государству были сформулированы свт.Августином Блаженным в его знаменитой работе «О граде Божьем». В ней он писал о том, что природа церкви –града Божия и государства-града земного не только различны, но и противоположны. Государство возникло в результате грехопадения и убийства Каином Авеля. От Каина (построившего первый город) и каинитов идет история государства, основанного на насилии, преступлениях и завоеваниях. Римская империя, как государство возникло в результате захвата и порабощения Римом различных стран и народов. В отличии от государства, церковь – есть град Божий, она основана на жертвенной любви к Богу и людям, начиная от Авеля и до Христа. Только то государство и власть, по словам свт.Августина Блаженного могут быть признаны законными, которые служат Богу и не нарушают канонов церкви. Если же государство и власть отделяют себя от Бога и выступают против церкви, то они становятся преступными и орудием дьявола, которые ничем не отличаются от шаек разбойников. Свт.Августин приводит в своей книге «О граде Божьем» рассказ о том, как пойманный пират на суде у императора Александра Македонского сказал ему:»Ты император потому, что у тебя целый флот, а я пират, потому что у меня всего один лишь корабль. Лишь в этом между нами разница».

Церковь по мысли свт. Августина Блаженного уже теперь в истории есть царствие Христово и поэтому царская и любая мирская власть должны подчиняться ей. Как, например это произошло в V веке в истории с императором Феодосием Великим. Свт.Амвросий Медиоланский не пустил в храм императора Феодосия, за учиненную по его приказу резню в Фессалониках, где было перебито 7 тысяч человек. За это свт.Амвросий наложил епитимью на императора, отлучив его от святого Причастия. Император Феодосий подчинился. В течении 8 месяцев он не присутствовал на богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися. И уже потом, после публичного покаяния был принят свт.Амвросием в церковное общение. В истории, писал свт.Августин Блаженный, постоянно происходит борьба града земного – государства с градом Божьим – церкви. Государство и власть нередко видят в духовной власти своего соперника и поэтому часто стремятся поработить церковь Христову. Государство и власть по своей природе тяготеют к абсолютизму и тоталитаризму.

Не случайно в дохристианском мире идеалом было именно тоталитарное государство. О таком «идеальном государстве» писали великие мыслители античного времени, такие как Платон. Победа, одержанная христианством в IV веке над язычеством, означало и победу церкви Божией над обожествленным государством и императорской властью. Однако, в истории нередко происходили рецидивы язычества, делались попытки подчинить церковь государству и светской власти. В VIIIвеке церковь была вынуждена бороться с так называемым «цезаропапизмом» византийских императоров-иконоборцев. В 730 году император Лев III Исавриец, как «царь-иерей» издал указ против иконопочитания. С этого времени начались гонения на православие и церковь, которые будут продолжаться долгие десятилетия. Церковь решительно выступила против ересей «цезаропапизма» и иконоборчества. В неделю Православия она анафематствовала Льва III со словами: “Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, богопротивному врагу Божией церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таиники их – Анафема!»

Отношение Церкви к власти в России.

О христианском отношении к власти в России впервые в XVI в. писал прп.Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель». «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего неверие и хула – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться… «Ведь всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, писал прп.Иосиф Волоцкий, не от себя, но получив вразумление от Бога…».
На практике, христианское отношение к власти, в истории России, ярче всего появилось в XVI в. в эпоху опричинного террора царя Ивана Грозного. Предстоятель русской церкви святитель митрополит Филипп бесстрашно обличая тиранию «царебожества» и террор говорил: «Не могу повиноваться повелению твоему паче, нежели Божьему». «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить неповинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь.

Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; Я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть».
В ХХ веке после падения монархии в России власть в 1917 году оказалась захвачена большевиками – самыми богоборческими и антихристианскими силами. Которые тут же начали невиданные до этого в истории России жесточайшие гонения на православную церковь и веру. В связи с этим патриарх Тихон (Белавин) от лица Поместного Собора в начале 1918 года выступил с обличительным посланием, в котором он анафематствовал богоборческую власть и всех, кто пошел у неё на поводу. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь, то что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятью потомства в жизни настоящей – земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Однако, гонения на веру и церковь в России продолжались на протяжении всего советского периода, начиная с 1917 года и почти до конца 1980 годов. Во времена гонений, в конце 20-х годов в Русской церкви появляется два различных отношения к богоборческой власти. Одно из них получило название «сергианство» по имени митрополита Сергия (Страгородского). В печально знаменитой «Декларации 1927 года» он признавал советскую власть для церкви своей, не смотря на гонения. Впоследствии он неоднократно признавал её «богоустановленной». Другим отношением к богоборческой власти в истории Русской церкви стало «иосифлянство». Это было широкое движение тех епископов, священников, монашествующих и православного народа, кто во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) выступал против порабощения церкви богоборческой властью. «Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будет совершать молитвы в подвалах тайно. При гонении на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдём с радостью на костры и в тюрьмы, писали иосифляне, но не допустим добровольно, чтобы в Церкви Божией был хозяин коммунист Тучков. За свободу Церкви мы готовы умереть». Сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников мужественно взошли на Голгофу, пролили свою кровь и тем спасли Православную Веру и Церковь в России.

«Кровь мучеников – семя христианства», писал Тертулиан. Только с 1917 по 1941 годы в результате кровавых гонений, двух «пятилеток безбожия» было уничтожено 130 тысяч представителей только духовенства, не считая многих сотен тысяч мирян. За один только 1937 год было расстреляно более 85 тысяч духовенства. При этом многие священники, монашествующие и миряне погибли в концлагерях на каторжных работах и от болезней. Всех их невозможно сосчитать. К концу 30-х годов в результате гонений церковь фактически стала катакомбной. Многие священники и монахи были вынуждены из-за гонений уйти в катакомбы на нелегальное положение. К 1942 году в ходе так называемой «2-ой пятилетки безбожия» советская власть планировала полностью уничтожить церковь как и саму христианскую религию в СССР. Но грянула Великая Отечественная война, которая помешала планам богоборческой власти до конца уничтожить церковь. С 1943 по 1948г.г. наступил краткий период «мирной передышки». В эпоху «построения коммунизма» начинаются новые «хрущевские гонения». В эти годы было закрыто 10 тысяч храмов, а также многие монастыри, семинарии. Делами церкви в это время фактически управляла не патриархия, а председатель «Совета по делам религии» В.А.Кураедов.

«Состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения зависят в настоящее время от председателя «Совета по делам религии» в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода», писал в своем обращении к священноначалию Московской патриархии архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев). Владыка Ермоген открыто и мужественно боролся за освобождение церкви от порабощения её атеистическим государством. В 1965 году он составил заявление на имя патриарха Алексея I (Симанского) с предложением изменить «Положение об управлении Русской Православной церкви», принятое в 1961 году под давлением властей. В 1967 году владыка Ермоген послал ещё одно письмо, в котором указывал на тягостное положение церкви, произвол гражданских властей и бездействие руководства патриархии. В результате под давлением «Совета по делам религии» епископ Ермоген был отправлен на покой и фактически заключен под строгий надзор в Жировицком монастыре вплоть до своей кончины в 1978 году.

В 1965 году группа священников выступила с открытым письмом к патриарху в защиту церкви от притеснений со стороны властей, а также против сервелизма, т.е. угодничества священноначалия перед богоборческой властью. «Ныне в русской церкви создалось такое положение, при котором ни одна сторона церковной жизни не свободна от активного административного вмешательства со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, его уполномоченных и местных органов власти, вмешательства, направленного на разрушение Церкви… Сугубая вина Церковного Управления состоит в том, что оно пошло по пути подчинения неофициальным устным распоряжениям, которые, в нарушение гласного советского законодательства, Совет по делам Русской Православной Церкви избрал средством систематического и разрушительного в жизнь Церкви». О бедственном положении церкви в Кировской области писал в открытом письме в 1966 году Борис Талантов. За что он, больной пенсионер, будет арестован и заключен в тюрьму, где и скончается как исповедник веры и защитник церкви в 1971 году. Болью за дальнейшую судьбу русской церкви, порабощенной властью, проникнуто известное «Великопостное письмо» А.И.Солженицына, направленное в 1972 году патриарху Пимену. «Всё церковное управление, писал он, поставление пастырей и епископов всё также секретно ведется из Совета по делам. Церковь, диктаторски руководимое атеистами – зрелище, невиданное за два тысячелетия! Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов – есть наилучшее сохранение её? Сохранение – для кого? Ведь уж не для Христа. Сохранение – чем? Ложью? Но после лжи – какими руками совершать Евхаристию? Святейший Владыка! Не пренебрегите моим недостойным возгласам. Может быть, не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей Русской церкви земная власть выше небесной, земная ответственность – страшнее ответственности перед Богом».

В 60-80 годах XX века началось религиозное возрождение и христианско-диссидентское движение в среде интеллигенции. В это время появляются нелегальные религиозно-философские семинары, кружки по изучению основ православия и религиозно-политические общества. Заметным событием в истории христианско-диссидентского движения в России станет создание в Ленинграде в 1964 году «Всероссийского социально-христианского союза освобождения народа». ВСХСОН создавался с целью свержения коммунистической власти и построения в России христианского государства. В него входило более 60 человек. Ячейки Союза находились кроме Ленинграда, также в Москве, Петрозаводске, Томске, Иркутске и др.городах. Был разработан Устав и программа. Она включала создание христианско-социального государства, которое опиралась на три главных принципа: христианизацию политики, христианизацию экономики и христианизацию культуры. В феврале 1967 года ВСХСОН был разгромлен КГБ. В 70-х годах усилились религиозно-философские искания среди интеллигенции. Появились подпольные религиозно-философские семинары, изучающие наследие русских мыслителей: А.Хомякова, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. Духовные поиски среди интеллигенции привели часть её к созданию в 1974 году «Христианского семинара по проблемам религиозного возрождения».

«Россия ныне переживает религиозное возрождение», предсказанное ещё святыми подвижниками и религиозными мыслителями, писали участники христианского семинара. «Жертвенная кровь Церкви стала семенем нашего возрождения, а условия гонений определили его вынужденно сокрытый характер». Своей главной целью участники семинара ставили служение делу духовного возрождения России. Подобные христианские семинары возникали во многих местах в 70-80 годы. Участники их изучали Священное Писание, Святоотеческое Богословие, Историю Церкви, апологетику, литургику в форме цикла лекций, докладов и сообщений. Эти семинары и различные религиозные общества подготавливали православное возрождение, которое начнется в нашей стране в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси.
Несмотря на жесточайшие гонения, продолжающиеся почти весь ХХ век, Церковь в России одержала победу над атеистическим государством и богоборческой властью. Врата адовы не одолели её! В 1991 году произошло падение богоборческой власти в нашей стране и Русская Церковь обрела долгожданную Свободу.
В 2000-м году на юбилейном архиерейском соборе в Москве Православная Церковь прославила Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских, как явленных, так и неявленных. Это стало несомненно Торжеством Православия и Победой Веры над безбожием. В том же 2000-м году была впервые принята социальная концепция Русской Православной Церкви. В ней, в частности, в разделе «Церковь и государство», говорится: «Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ её чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». В ней также говорилось: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Сегодня мы живем в эпоху Православного Возрождения, и нам необходимо извлечь уроки из трагической истории отношений между церковью и властью в России в минувшем веке. И будем помнить о том, что свободу Церкви даровал нам своею кровью Христос-Спаситель: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своей Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков». (8-е прав. III Вселенского Собора)

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий