Фёдоровский городок — Народный дом
Император Николай II на вопрос анкеты при аресте о занимаемой им должности так и написал — хозяин земли русской. Всего три года понадобилось хозяину построить Федоровский городок. В 1913 начали и в 1916 построили множество зданий, окруженных стеной и башнями. Генсеки, президенты, патриархи с 1976 года за почти 40 лет тоже немного продвинулись с реставрацией. С какого-то бока красота уже видна, но с большинства других боков все та же послевоенная мерзость запустения и разруха. У императора была мечта построить городок для сбережения и развития русской культуры. И музей русских древностей открыли и концерты для раненных солдат и офицеров проводили. Мудрые советники по части культуры были у государя. Думали о просвещении народа, о необходимости на основе народных традиций собрать нацию, наполнить головы людей заботами об общей исторической судьбе, соединяющей людей разных поколений и даже верований на основе русской матрицы, заимствованной из 17 века, когда русские и татары, преодолев смуту и многовековую вражду , уверенно продолжили свой путь, не сильно увлекаясь чужеродными заимствованиями. Не учли только одного, что это экономику при сильном желании и крепких мозгах можно наладить лет за семь. С культурой все сложнее и дольше. Это дерево растет медленно, плодоносить не торопится и очень боится заморозков. Вот времени и не хватило. Вместо победоносной войны и благоденствия пришла новая смута, страшнее прежней. Если бы у русской земли был бы настоящий хозяин, а не временщики-арендаторы последних 60 лет, то обратиться к народной культуре следовало бы давно. Вроде как опять недосуг. То Крым надо осваивать, то через украинские окопы прыгать. Не опоздать бы и в очередной раз.
Деревья лучше людей знают, что все в этом мире повторяется. Листья желтеют и опадают, не дожидаясь заморозков, чтобы своим ковром укрыть от холодов корни. Когда -нибудь и правители на Руси освоят привычку заботиться о корнях, не меньше чем об ограде.
Мы подобрали фотографии ,сделанные всего в нескольких сотнях метров от Федоровского городка. Красивый ухоженный парк говорит о том, что все возможно привести в порядок и даже зарабатывать деньги на дальнейшую реставрацию Федоровского городка. Царскую красоту вернули. Может быть и красота, предназначенная для сбережения духовного богатства народа, дождется своей очереди.
А теперь немного истории про Федоровский городок…
Туристы и путешественники, приезжающие в Царское Село (Пушкин), редко посещают Федоровский городок. Скорее, с ним знакомы старожилы да люди, интересующиеся русским искусством. Между тем, это уникальный в своем роде комплекс, воплощающий в камне русскую национальную идею. Федоровский городок находится в Царском Селе (ныне г. Пушкин), по адресу: Академический проспект, 14-18. Его появление связано со строительством Федоровского собора, расположенного поблизости, отсюда его первоначальное название: Дома для причта и служащих Феодоровского Государева Собора. Комплекс начали строить в 1913 году, в популярном в царствование Николая II русском стиле. В широком смысле под Федоровским городком понимают весь комплекс построек в стиле XVII века, расположенных в Фермском парке: Федоровский собор, Дома для причта, Ратная палата, Императорский павильон, Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя. Мой же сегодняшний рассказ будет о той его части, которая обнесена крепостной стеной, т.е. собственно Федоровском городке, в узком смысле слова. Федоровский городок – это архитектурное воплощение популярной в николаевское время идеи возрождения России через Церковь. Еще во второй половине XIX века в искусстве наметился интерес к национальному стилю. Мы это с вами видели на примере изменения русского интерьера XIX – начала XX веков, усадьбы Абрамцево под Москвой и др.
Поэтому неслучайно, что Федоровский городок отсылает нас к лучшим образцам русской архитектуры XII – XVII веков. Он представляет собой неправильный в плане треугольник площадью 2,5 га, обнесенный каменной стеной с башнями. Его постройки должны были символизировать архитектурное единство российских городов, выражать идею внутренней целостности государства, возрождение национальных традиций. Федоровский городок построен по проекту архитектора С.С.Кричинского (1874-1923). Кричинский отмечал: «Мною взяты за образец памятники русского зодчества XVI, XVII и начала XVIII веков… Главные здания, выходящие фасадом к собору, были проектированы в русском стиле XVII столетия, а второстепенные и служебные постройки – в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы». Летом 1913 года эскизы были одобрены императором Николаем II, и в сентябре того же года был утвержден «Комитет по строительству домов при Федоровском соборе», который возглавил ктитор (церковный староста) Федоровского собора, полковник Дмитрий Николаевич Ломан (1868-1918). Также был создан «Комитет по художественно-историческим вопросам», председателем которого стал князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862–1930). В состав Комитета входили также В.М.Васнецов, П.П.Покрышкин, В.В.Суслов и другие деятели искусства того времени. Работы начались 26 августа (8 сентября) 1913 года и продолжались до июля 1918 года, таким образом, строительство было закончено уже после октябрьской революции. Финансирование осуществлялось за счет добровольных пожертвований.
Уникальность городка заключается в том, что он является единственным завершенным ансамблем начала ХХ века. В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, в Федоровском городке был создан лазарет №17 для раненых солдат. В 1916 году был устроен лазарет для офицеров. Комендантом лазарета стал Д.Н.Ломан. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна взяли шефство над лазаретом и помогали по уходу за больными. Раненых с фронта перевозил Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ее Императорского Величества государыни императрицы Александры Федоровны. В начале 1916 года в лазарет санитаром был определен Сергей Есенин, который в июне 1916 года также был зачислен в канцелярию Федоровского собора. По предложению Д.Н.Ломана в лазарете Федоровского городка устраивались концерты для раненых. Так, 22 июля 1916 года состоялся концерт в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны и ее внучки Великой княжны Марии Николаевны. Сын Д.Н.Ломана Юрий писал в своих воспоминаниях: «… Одеты сегодня Высочайшие особы изыскано. Императрица не в костюме сестры милосердия, а в платье своего любимого сиреневого цвета. Это редкий случай, когда младшие Великие княжны нарядно одеты. Обыкновенно у них довольно затрапезный вид: зимой они ходят в шерстяных вязаных кофточках, на голове – вязаные шапочки, а вокруг шеи замотан длинный шарф, а летом – в длинных шелковых кофточках, заметно выгоревших на спине». Вели концерт С.А.Есенин и В.В. Сладкопевцев. В концерте принимал участие Великорусский оркестр струнных, духовых и ударных инструментов В.В.Андреева. 28 декабря 1916 года состоялся «Вечер народного искусства», где все выступавшие были в костюмах в стиле XVII столетия. Среди участников были: поэт С.А.Есенин, балерина А.Я.Ваганова, певица Н.В.Плевицкая, артистка В.К.Устругова, актеры Н.Н.Ходотов и В.Н.Давыдов, музыкант В.В.Андреев, певец Ю.С.Морфесси. Музей древнерусского искусства и зодчества в Федоровском городке Федоровский городок рассматривался как архитектурный и художественный манифест 300-летия дома Романовых.
По инициативе «Общества возрождения художественной Руси», в состав которого входили В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, И.Е.Репин и другие выдающиеся художники того времени, в одном из зданий был открыт Музей древнерусского искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция предметов русского искусства: орнаменты, оружие, парча, иконы и церковная утварь XVI-XVII веков. В квартире Д.Н.Ломана в Федоровском городке собирались люди, неравнодушные к русской истории и культуре, которые вели дискуссии о возрождении России. Среди участников этих бесед были художники И.Я.Билибин, В.М. и А.М. Васнецовы, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, архитекторы С.С.Кричинский, А.В.Померанцев, А.В.Щусев, музыкант В.В.Андреев и другие. Федоровский городок после революции После октябрьской революции лазареты в Федоровском городке были закрыты. В 1918 году все постройки передали Петроградскому агрономическому институту. Однако предметы старины по-прежнему оставались здесь на хранении. Городок серьезно пострадал в Великую отечественную войну, во время оккупации. Коллекции и ценности были вывезены. Здания получили серьезные повреждения в результате обстрелов – поблизости находился передний край обороны немцев. После войны реставрация началась лишь в 1976 году.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.