Главная » Идеология » Неонилла Пасичник. Куда переместились Рюриковичи?

 

Неонилла Пасичник. Куда переместились Рюриковичи?

 

рюриковичилобанов

К Пасхе появилась удивительная книга под древнерусским и одновременно европейским названием «Рюрикович в эмиграции. Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский»/Сост. Н.А. Алпатова, Н.Д. Лобанов-Ростовский. – Москва, 2015. – 656с., ил.-(в пер.). О выходе из печати этого уникального сборника очерков и интервью читатели могли узнать из радиопередачи «Голоса русского зарубежья». Записи этих радиопрограмм хранятся на сайте московского Дома Русского Зарубежья им А. И. Солженицына. Не прошло и нескольких часов по окончании радио-эфира, как книга появилась у меня на столе!

Электронную её копию прислал в Киев на родину Рюриковичей главный герой издания — князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, в ответ на отзыв о радио-эфире, мгновенно преодолевающем не только пространство, но и время! По радио был слышен всё тот же энергичный, что и в 1998 году, голос, во время нашего знакомства в Йокогаме (Япония), куда Никита Дмитриевич привез своё уникальное собрание театрально-декорационной русской живописи — равной чему по качеству, содержанию и значимости нет в мире.

Жизнь в изгнании словно притягивала потомка Рюрика к ярким и красочным эскизам для театральных постановок, в которых отражалась история не только индивидуальной судьбы, но и всей древнерусской династии на протяжении 700 лет её правления — от святого равноапостольного князя Владимира, чей правнук-христианин князь Игорь 100 лет спустя, отстаивая христианские добродетели, избежал языческого пленения и сразился с половцами. Спастись от уничтожения языческим нашествием в 13-14 веках династия Рюриковичей сумела, переместившись из Киева в Москву. Погубил династию Рюрика к концу 16 века властолюбивый боярин Борис Годунов, приказав умертвить последнего князя-Рюриковича, святого мученика царевича Димитрия Угличского, чтобы самому занять его трон, повергнув Русь в долгие годы Смуты.

Книга о Рюриковиче — нашем современнике, словно яркая декорация к нешутейному спектаклю под названием жизнь. Судьба потомка вынужденных эмигрантов, сложившаяся вне родины предков, напоминает театральную постановку, где автор и режиссер — это те силы зла, что погубили могущественную страну и сделали изгнанниками лучших её людей.

Изломанные, деформированные экспрессией формы живописных декораций на эскизах собрания Никиты Дмитриевича как бы являются воплощением исковерканных судеб беженцев из России после переворота 1917 года. В одном из интервью наш Рюрикович пожелал стать Лоренцо Медичи — возглавившим Флорентийскую республику банкиром, покровителем ваятеля и живописца Микеланджело и Боттичелли. Никите Дмитриевичу, обладателю более скромной в сравнении с флорентийцем коллекции, удалось стать больше чем Медичи — расставшись с ней, воссоединить с Россией эмиграционную её составляющую, переместив своё собрание из хранилищ в Германии в музеи обеих отечественных столиц: старую и северную.

Не обошел дарами князь-Рюрикович и киевский национальный музей — уникальные эскизы к полотну Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану» достались «Будинку з левами», как и некоторые футуристические картины, отражающие ущербный сектантский, лишенный целостности мировосприятия, образ мыслей их авторов.

Другой «Дом со львами» — знаменитый петербургский, воспетый Пушкиным, принадлежал семье князей Лобановых-Ростовских… Долгое время мы не знали, чем живут наши соотечественники вне России. Мы воспринимали как «течения» в искусстве то, что на самом деле являлось неотъемлемой частью их судеб: иногда с «пробелами», но всегда с ранами, болью и неистовой жаждой утверждения человеческого достоинства. Поэтому, если и сохранился у кого скепсис по отношению к русскому искусству эпохи модернизма — самого трагического периода отечественной истории, — мол «это вы сделали?», ответ ясен: «нет, это сделали вы или ваши предки, а художник всего лишь запечатлел».

Для изучения, анализа и выводов из уроков, преподаваемых историей, сжатой в рамках коллекции, Никита Дмитриевич продолжает участвовать в устройстве выставок, несмотря на то, что собрание принадлежит государственным Музеям Петербурга и Москвы, делая акцент на педагогической его значимости.

В благодарность за вклад в обустройство Отечества, в древней вотчине нашего Рюриковича во граде Ростове Великом на улице Пролетарской решили устроить Музей рода Лобановых-Ростовских, где хранится в числе бесценных документов и экспонатов книга об изгнании Рюриковича. И если к закату своей короткой и стремительной судьбы Лоренцо Медичи был обличён непримиримым монахом Савонаролой в непомерных грабежах разоренной крестоносцами православной Византийской империи, то традиционно долгую жизнь русского аристократа «обличает» книга, которую завершает очерк Никиты Дмитриевича, опубликованный в своё время монахами в издании Киево-Печерской Лавры «Печерский Листок». Это рассказ об участии прадеда Никиты Дмитриевича в преодолении церковного раскола в Болгарии — стране, где 80 лет назад в канун православного Рождества появился на свет русский мальчик Никита, сын Димитрия, князь Лобанов-Ростовский, Рюрикович.

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий