Неонилла Пасичник. ВИЙ: НА СТЫКЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО
Мы прощаемся с годом литературы и встречаем Год кино. Также приближается к завершению Рождественский пост, финальным аккордом коего иногда случается воспетая Николаем Васильевичем Гоголем «Ночь перед Рождеством»… В контексте обоих событий имеет смысл вспомнить о недавней российско-европе
Небольшое и забавное существо потустороннего мира (далее эс-пэ-эм), словно из нашумевшей киносаги о сыне бедного англичанина-реме
Вернемся к «Вию». В литературном источнике, творя душеспасительные молитвы и тем самым ослабляя действия духов зла, семинарист Хома Брут сам оседлал ведьму и стал управлять полетами на ней до тех пор, покуда та в изнеможении упала на землю…
Пообвыкнув и смирившись с виду безобидным иллюзорно трехмерным измерением привычного ранее «старого-доброго
А в это время в Англии другой безутешный отец, в порыве благородного гнева, в сопровождении полдюжины вооруженных слуг вбегает ранним утром в почивальню дочери и… обнаруживает на ложе своё единственное чадо в объятьях бедного и безродного домашнего учителя… Гнев и ярость благородного лорда беспредельны: схватить, связать, заточить в темницу! Дочь спасает смельчака возлюбленного и тот бежит, пообещав её отцу жениться на любимой, когда станет знаменит и, соответственно, богат. И бежит нищий англичанин на службу к Польскому королю Сигизмунду III Ваза, в распоряжение воеводы киевского Адама Киселя , православного сенатора Речи Посполитой. Благодаря этой встрече ученый англичанин, дитя века Ньютона, не верящий ни в Бога, ни в черта, познает мистическую глубину Православия…
В кинематографичес
Будучи глубоко верующим человеком, Ньютон рассматривал Библию (как и всё на свете) с рационалистическ
Степень близости взглядов Ньютона к различным ересям, осуждённым церковью, оценивают по-разному. Немецкий историк предположил, что Ньютон принимал Троицу, но ближе к восточному, православному её пониманию. Внешне, однако, Ньютон оставался лояльным государственной англиканской церкви. На то была веская причина: законодательный акт 1698 года «О подавлении богохульства и нечестия» за отрицание любого из лиц Троицы предусматривал поражение в гражданских правах, а при повторении данного преступления — тюремное заключение. К примеру, друг Ньютона Уильям Уистон в 1710 году был лишен профессорского звания и изгнан из Кембриджского университета за свои утверждения о том, что вероисповеданием ранней Церкви было арианство.
Итак, примем условный и собирательный образ экранного «Боплана»- британца, как попытку сравнительного художественного кино- анализа двух богословских традиций: Западной и Восточной. Западному ученому предстоит, словно предтече христианского детектива Шерлока Холмса, применив дедуктивный метод, дотошно и рационально распутывать темную и мистическую историю взаимоотношений Хомы Брута и панночки-ведьмы, а также раскрывать заговор сребролюбивых грешников казаков-оборотне
Любопытно, что этимологически название нашей страны восходит ко временам отказа от церковно-славянс
Итак, в гоголевском «Вие» за Хомой Брутом,временно победившим злую ведьму, приезжает золоченая карета сотника. Откуда взялась она у окраинного помещика? Безусловно — эта карета пожалована воеводой киевским Адамом Киселем инженеру Боплану для путешествий по окраинным землям с целью составления подробных их карт и описаний. Гоголь умолчал о Боплане в своем «Вие», но оставил современным исследователям намек на инженера — его карету. В экранном «Вие» в карете едет не философ Хома Брут, а его alter ego — англичанин-учены
Действие картины, как и повести «Вий» разворачивается в храме «под ветхими деревянными сводами, показывавшими, как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей». Фактически экранизирован чин экзорцизма — изгнания бесов, в православии называемый «вычиткой». Вот как объясняет это Гоголь: «Хома с усилием начал читать молитвы и произносить заклинания, которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою ведьм и нечистых духов». После двух ночей «вычитки» (по Гоголю) «нашли его едва жива. Он оперся спиною в стену и, выпучив глаза, глядел неподвижно на толкавших его казаков. Его почти вывели и должны были поддерживать во всю дорогу». В православной традиции совершать «вычитки» может исключительно монах, имеющий благословение священноначалия, чего, заключаем, Хома Брут не имел. И вот к чему эта самочинная вычитка привела.
Сотник, отец ведьмы, доведший в своей вотчине храм Божий до мерзости запустения, напрасно пытался червонцами спасти душу своей дочери: «Читай, читай! Она недаром призвала тебя. Она заботилась, голубонька моя, о душе своей и хотела молитвами изгнать всякое дурное помышление. Ты сделаешь христианское дело, и я награжу тебя». В экранном «Вие» движущей силой сюжета и мотивацией поступков персонажей является то состояние, когда молитва «не идет», выразительно описанное Гоголем: «Хома перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим». В православной традиции молитва совершается при наличии трех обязательных условий: предельного внимания, благоговения и сердечного сокрушения. Непомнящий родства Хома Брут не выполняет ни одно из них, тем самым не вписывается в парадигму православия. Поэтому Гоголь не дает права на жизнь своему горе- персонажу, в отличие, увы, от интернационально
«Второе я», глубоко скрытое в душе гоголевского Хомы Брута, раскрывается в экранном его воплощении англичанине-карт
Умом Россию не понять,
ее аршином не измерить
у ней особенная стать:
в Россию можно только верить,
— английский ум не справляется вполне с мистическим мировосприятием и на помощь ему приходит… обычная «горелка», т.е. водка. Именно она, «горилочка-велик
Согласно гоголевской концовке: «Вошедший священник остановился при виде такого посрамления Божией святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». Что стало с сиротой-философо
Появление в экранной версии сюжетной линии псевдоправославн
Вместе с реальным историческим лицом Бопланом, перенесенным из Франции в Англию в эпоху Ньютона, в экранный «Вий» перекочевала Шекспировская немая Офелия – Настуся, современница Боплану! Своими проделками экранный греховодник Хома Брут так напугал девушку, что та потеряла дар речи и утратила рассудок. Сила любви спасает Настусю и от гибели, и возвращает ей голос: словно новорожденная, Офелия-Настуся кричит: «Мама!».
Сопутствует рациональному западному уму в путешествии по миргородским землям и гений Леонардо с его летательным аппаратом: провожая «Боплана» к себе на Запад уже прославленным ученым, где его ждут возлюбленная и новорожденный сын (!), славянские изобретатели (пускай и на 200 лет позднее!) запускают в полет летательный аппарат да Винчи. Взамен, гений рационалистическ
Неонилла Пасичник, автор, кинорежиссер, член Национального союза кинематографисто
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.