Николай Рерих
Художник (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писатель, поэт, философ, крупный деятель искусства, археолог, путешественник, предприниматель, общественный деятель.
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. Окончил известную гимназию К.Мая. С 1893 года одновременно учится в Академии Художеств (мастерская А.И.Куинджи) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского Университета, параллельно посещая лекции на историческом факультете.
Ещё гимназистом увлёкся охотой в окрестностях отцовского имения в Изваре (ныне Волосовский район Ленинградской области) и стал публиковать записки натуралиста в газетах и журналах. В студенческие годы начал писать охотничьи рассказы, сказки-притчи и белые стихи духовно-философского содержания.
В этот же период серьёзно увлёкся археологией и год за годом проводит раскопки курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях. В летних археологических экспедициях записывает народный фольклор, оказавший глубокое влияние на стиль молодого писателя.
В 1897 году с отличием защищает дипломную работу в Академии (картина «Гонец» тут же приобретена П.М.Третьяковым) с поощрительной премией в виде поездки по художественным центрам Западной Европы. В 1898 году заканчивает Университет и становится заместителем главного редактора журнала Императорского Общества Поощрения Художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году пополняет художественное образование в Париже, в мастерских Пюви де Шаванна и Кормона.
В 1901 году женится на Елене Ивановне Шапошниковой и получает место секретаря Общества Поощрения Художеств.
Летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, делает одно из самых ярких из своих археологических открытий — обнаруживает сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. В 1905 году на археологическом съезде во Франции выступает с докладом по этим материалам, что вызывает сенсационный эффект.
|
|
С 1902 года становится по-настоящему известным художником, принимая участие во всех основных выставках в России и Западной Европе, где его работы регулярно получают медали.
В 1903—1904 годах предпринимает путешествие по более чем сорока древнерусским городам. В этих поездках создаёт большую серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси, и составивших целую летопись древнерусского зодчества.
С 1905 года начинает сотрудничество со «Старинным театром» Н.Б.Дризена и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников в России.
В 1906 году избирается постоянным членом Парижского Осеннего Салона.
В том же году занимает пост директора Художественной Школы Общества Поощрения Художеств и приступает к коренной её реорганизации. За несколько лет, по оценке А.Бенуа, совершает «чудо», превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение, которое сегодня носит его имя. Сам ведёт активную преподавательскую работу.
С 1909 года принимает участие в Русских Сезонах в Париже С.П.Дягилева, где на долю художника выпадает шумный успех.
В 1910 году избирается председателем основного российского художественного объединения «Мир искусства». Летом того же года совершает ещё одно выдающееся археологическое открытие — обнаруживает остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
В 1912 году вступает в сотрудничество с И.Ф.Стравинским. Предлагает ему идею балета «Весна Священная», пишет либретто, разрабатывает эскизы декораций и костюмов. Принимает самое деятельное участие в работе множества организаций, связанных с охраной памятников архитектуры, их реставрацией, борьбой за чистоту национального языка, поощрением прикладных искусств на традиционной основе и т.д. Успешно пробует силы в качестве архитектора, приняв участие и победив в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша). В последующие годы создаёт несколько проектов православных церквей и часовен в самых разных частях планеты. Не раз выступает в роли монументалиста, создавая церковные росписи и мозаики, светские живописные, мозаичные и майоликовые панно, пишет целый иконостас для одной из пермских церквей.
В 1914 году, потрясённый событиями Первой Мировой Войны, выступает перед правительствами воюющих сторон с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн.
Постепенно от глубокого интереса к фольклорному и христианскому мистицизму приходит к увлечению теософией и приобретает собственный экстраординарный духовный опыт.
В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья (хроническая пневмония) переезжает с женой и обоими сыновьями в Карелию, откуда, через Финский залив, имеет возможность по необходимости посещать Санкт-Петербург. Много работает как художник, пишет статьи, стихи, психологически-автобиографическую повесть «Пламя», под тяжёлым впечатлением от революционных событий — пьесу «Милосердие». Разрабатывает план преобразования Художественной Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Свободную Народную Академию Искусств. Вместе с отделением Финляндии от России, оказывается за границей. Проводит персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году едет в Лондон, рассчитывая оттуда попасть в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е.П.Блаватской Теософское Общество.
В 1920 году, по приглашению американских деятелей искусства, отправляется в Нью-Йорк. За два с половиной года в США его передвижная персональная выставка объезжает десятки крупнейших городов. Посещает уникальный в природном и культурном отношении Юго-Западный регион США — Аризону и Нью-Мексико. Записывает множество духовно вдохновенных посланий, избранные места из которых составляют книгу «Листы Сада Мории. Зов». Она стала первым томом серии «Учение Живой Этики», или «Агни-Йога».
В 1921 году в Берлине выпускает сборник белых стихов «Цветы Мории», ярко и глубоко отражающий целую эпопею духовных исканий человека. Формирует вокруг себя тесный круг преданных соратников, с помощью которых создаёт целый ряд организаций: Международный центр искусств «Корона Мунди» («Венец Мира»), художественный Музей Рериха, Институт Объединённых Искусств, художественное объединение «Кор Арденс» («Пламенное Сердце»). Разворачивает музейную, выставочную, издательскую и художественно-образовательную деятельность. С помощью тех же людей один за другим начинает немало предпринимательских проектов, связанных с торговлей произведениями искусства, почтовыми услугами, а в последующие годы (на Алтае и в северном Китае) производством продуктов питания, разработкой полезных ископаемых.
В 1923 году добивается от США поддержки своей идеи большой центральноазиатской экспедиции и отправляется с женой в Париж, а оттуда вместе с сыновьями следует в Индию. Посещает международный центр Теософского Общества в Адьяре (Мадрас), где основывает художественный музей имени Е.П.Блаватской. В 1924 году предпринимает научно-художественные экспедиции по Сиккиму и Бутану.
В 1925—28 годах организует и проводит беспрецедентно длительную и обширную по охвату экспедицию по Центральной Азии, включая Гималаи, Тибет, северо-западный Китай и Горный Алтай, с кратковременным посещением Москвы. По итогам экспедиции создаёт в Сиккиме Гималайский Институт Научных Исследований «Урусвати» (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке), а вскоре приобретает имение в долине Кулу (северный Пенджаб), куда переводит и институт.
В 1929 году посещает Европу и Америку с результатами экспедиции и разработкой проекта международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который называет Пактом Знамени Мира и «красным крестом культуры» и который быстро получает широчайшую международную поддержку.
С начала 1920-х годов создаёт обширную галерею художественных образов самых ярких деятелей религиозно-мистической культуры человечества.
Постоянно выступает в печати со статьями, очерками и эссе культурно- и духовно-просветительского характера. Книгу за книгой, выпускает сборники своих произведений, призванные сформировать у широкой общественности осознанную потребность в красоте и особое отношение к искусству и культуре, а также передовой науке, радикально раздвигающей горизонты познания, и духовной культуре человечества, неизмеримо обогащающей и облагораживающей жизнь.
Поддерживает формирование в десятках стран основанных на его идеях культурно-просветительских обществ, которые составляют целое рериховское движение (наряду с Американским Рериховским Центром в Нью-Йорке, возникает Европейский Центр рериховских обществ в Париже).
В попытках предотвратить грядущие политические катаклизмы, ещё с середины 1920-х годов, в качестве уже одного из самых заметных культурных деятелей современности, регулярно встречается с высшими государственными деятелями ведущих стран мира (США, СССР, Япония). Однако оказывается, что идеи переустройства мира на базе духовно-культурных ценностей в первой половине XX века ещё не могут быть серьёзно восприняты политиками могучих держав.
В 1931—33 годах в рамках работы Института «Урусвати» проводит ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латин¬ской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. Как человек, давно разделявший распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и в результате анализа реальных тенденций развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к собранным в Центральноазиатской экспециции пророчествам, приходит к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности должна ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по-возможности принять деятельное участие в этом процессе, организует через американский Сельскохозяйственный Департамент и проводит в 1935— 36 годах долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. Здесь, помимо научной экспедиционной работы, ведёт самую активную деятельность среди многочисленной дальневосточной русской эмиграции, и потому быстро становится весьма заметным культурным лидером. Это, с одной стороны, вызывает сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция, что в конечном итоге приводит к подозрению в антиамериканской деятельности и полному разрыву. С другой стороны, это привлекает пристальное внимание белогвардейской контрразведки, которая быстро устанавливает факт посещения художником столицы Советской России и его теософские увлечения, из чего раздувается самый громкий скандал в прессе.
К концу 1935 года, попав в опалу к американскому правительству, лишается поддержки министра Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша, что приводит к разрушению деятельности рериховских учреждений в США.
В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не происходит ожидавшихся событий, и постоянно живёт в Кулу, где занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ (разработка фундаментальной теории культуры, этики и эстетики). Продолжает начатую в 1934—35 годах фундаментальную эпопею очерков серии «Моя жизнь». Создаёт огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», которые, по сути, являются целой антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний человеческой души, которые буквально завораживают зрителя.
В годы Великой Отечественной Войны 1941—45 годов проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии и советского Красного Креста. Постоянно выступает в печати со статьями в поддержку СССР в его войне с гитлеровским фашизмом; выступает с инициативой создания и становится почётным президентом Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА) в Нью-Йорке. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.
13 декабря 1947 года скончался в своём имении в долине Кулу, где и был торжественно кремирован. Надпись на камне, установленном на месте кремации гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».
* * *
В итоге творческой жизни Н.К.Рерих оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение. Сегодня рериховские общественные организации работают в России, во многих странах Европы, Азии, а также в Австралии. В России действуют десятки рериховских обществ.
Пакт Рериха лёг в основу ныне действующего международного законодательства по охране культурных ценностей.
В Нью-Йорке с 1949 года и по настоящее время работает основанный Е.И.Рерих и её соратницами К.Кэмпбелл-Стиббе и З.Г.Фосдик Музей Николая Рериха.
В Государственном Музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К.Кэмпбелл-Стиббе и С.Н.Рериха, созданы Мемориальный Кабинет Н.К.Рериха, постоянная экспозиция «Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов» и научный отдел «Наследие Рерихов».
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.