Главная » Аллея художников » Николай Рерих

 

Николай Рерих

 

николай рерихниколай рерих2

Художник (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писатель, поэт, философ, крупный деятель искусства, археолог, путешественник, предприниматель, общественный деятель.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. Окончил известную гимназию К.Мая. С 1893 года одновременно учится в Академии Художеств (мастерская А.И.Куинджи) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского Университета, параллельно посещая лекции на историческом факультете.

Ещё гимназистом увлёкся охотой в окрестностях отцовского имения в Изваре (ныне Волосовский район Ленинградской области) и стал публиковать записки натуралиста в газетах и журналах. В студенческие годы начал писать охотничьи рассказы, сказки-притчи и белые стихи духовно-философского содержания.

В этот же период серьёзно увлёкся археологией и год за годом проводит раскопки курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях. В летних археологических экспедициях записывает народный фольклор, оказавший глубокое влияние на стиль молодого писателя.

В 1897 году с отличием защищает дипломную работу в Академии (картина «Гонец» тут же приобретена П.М.Третьяковым) с поощрительной премией в виде поездки по художественным центрам Западной Европы. В 1898 году заканчивает Университет и становится заместителем главного редактора журнала Императорского Общества Поощрения Художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году пополняет художественное образование в Париже, в мастерских Пюви де Шаванна и Кормона.

В 1901 году женится на Елене Ивановне Шапошниковой и получает место секретаря Общества Поощрения Художеств.

рерих1рерих2

Летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, делает одно из самых ярких из своих археологических открытий — обнаруживает сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. В 1905 году на археологическом съезде во Франции выступает с докладом по этим материалам, что вызывает сенсационный эффект.

С 1902 года становится по-настоящему известным художником, принимая участие во всех основных выставках в России и Западной Европе, где его работы регулярно получают медали.

В 1903—1904 годах предпринимает путешествие по более чем сорока древнерусским городам. В этих поездках создаёт большую серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси, и составивших целую летопись древнерусского зодчества.

С 1905 года начинает сотрудничество со «Старинным театром» Н.Б.Дризена и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников в России.

В 1906 году избирается постоянным членом Парижского Осеннего Салона.

В том же году занимает пост директора Художественной Школы Общества Поощрения Художеств и приступает к коренной её реорганизации. За несколько лет, по оценке А.Бенуа, совершает «чудо», превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение, которое сегодня носит его имя. Сам ведёт активную преподавательскую работу.

С 1909 года принимает участие в Русских Сезонах в Париже С.П.Дягилева, где на долю художника выпадает шумный успех.

В 1910 году избирается председателем основного российского художественного объединения «Мир искусства». Летом того же года совершает ещё одно выдающееся археологическое открытие — обнаруживает остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.

В 1912 году вступает в сотрудничество с И.Ф.Стравинским. Предлагает ему идею балета «Весна Священная», пишет либретто, разрабатывает эскизы декораций и костюмов. Принимает самое деятельное участие в работе множества организаций, связанных с охраной памятников архитектуры, их реставрацией, борьбой за чистоту национального языка, поощрением прикладных искусств на традиционной основе и т.д. Успешно пробует силы в качестве архитектора, приняв участие и победив в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша). В последующие годы создаёт несколько проектов православных церквей и часовен в самых разных частях планеты. Не раз выступает в роли монументалиста, создавая церковные росписи и мозаики, светские живописные, мозаичные и майоликовые панно, пишет целый иконостас для одной из пермских церквей.

В 1914 году, потрясённый событиями Первой Мировой Войны, выступает перед правительствами воюющих сторон с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн.
Постепенно от глубокого интереса к фольклорному и христианскому мистицизму приходит к увлечению теософией и приобретает собственный экстраординарный духовный опыт.

рерих3рерих4

В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья (хроническая пневмония) переезжает с женой и обоими сыновьями в Карелию, откуда, через Финский залив, имеет возможность по необходимости посещать Санкт-Петербург. Много работает как художник, пишет статьи, стихи, психологически-автобиографическую повесть «Пламя», под тяжёлым впечатлением от революционных событий — пьесу «Милосердие». Разрабатывает план преобразования Художественной Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Свободную Народную Академию Искусств. Вместе с отделением Финляндии от России, оказывается за границей. Проводит персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году едет в Лондон, рассчитывая оттуда попасть в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е.П.Блаватской Теософское Общество.

В 1920 году, по приглашению американских деятелей искусства, отправляется в Нью-Йорк. За два с половиной года в США его передвижная персональная выставка объезжает десятки крупнейших городов. Посещает уникальный в природном и культурном отношении Юго-Западный регион США — Аризону и Нью-Мексико. Записывает множество духовно вдохновенных посланий, избранные места из которых составляют книгу «Листы Сада Мории. Зов». Она стала первым томом серии «Учение Живой Этики», или «Агни-Йога».

В 1921 году в Берлине выпускает сборник белых стихов «Цветы Мории», ярко и глубоко отражающий целую эпопею духовных исканий человека. Формирует вокруг себя тесный круг преданных соратников, с помощью которых создаёт целый ряд организаций: Международный центр искусств «Корона Мунди» («Венец Мира»), художественный Музей Рериха, Институт Объединённых Искусств, художественное объединение «Кор Арденс» («Пламенное Сердце»). Разворачивает музейную, выставочную, издательскую и художественно-образовательную деятельность. С помощью тех же людей один за другим начинает немало предпринимательских проектов, связанных с торговлей произведениями искусства, почтовыми услугами, а в последующие годы (на Алтае и в северном Китае) производством продуктов питания, разработкой полезных ископаемых.

В 1923 году добивается от США поддержки своей идеи большой центральноазиатской экспедиции и отправляется с женой в Париж, а оттуда вместе с сыновьями следует в Индию. Посещает международный центр Теософского Общества в Адьяре (Мадрас), где основывает художественный музей имени Е.П.Блаватской. В 1924 году предпринимает научно-художественные экспедиции по Сиккиму и Бутану.

В 1925—28 годах организует и проводит беспрецедентно длительную и обширную по охвату экспедицию по Центральной Азии, включая Гималаи, Тибет, северо-западный Китай и Горный Алтай, с кратковременным посещением Москвы. По итогам экспедиции создаёт в Сиккиме Гималайский Институт Научных Исследований «Урусвати» (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке), а вскоре приобретает имение в долине Кулу (северный Пенджаб), куда переводит и институт.

В 1929 году посещает Европу и Америку с результатами экспедиции и разработкой проекта международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который называет Пактом Знамени Мира и «красным крестом культуры» и который быстро получает широчайшую международную поддержку.

С начала 1920-х годов создаёт обширную галерею художественных образов самых ярких деятелей религиозно-мистической культуры человечества.

рерих5рерих6

Постоянно выступает в печати со статьями, очерками и эссе культурно- и духовно-просветительского характера. Книгу за книгой, выпускает сборники своих произведений, призванные сформировать у широкой общественности осознанную потребность в красоте и особое отношение к искусству и культуре, а также передовой науке, радикально раздвигающей горизонты познания, и духовной культуре человечества, неизмеримо обогащающей и облагораживающей жизнь.

Поддерживает формирование в десятках стран основанных на его идеях культурно-просветительских обществ, которые составляют целое рериховское движение (наряду с Американским Рериховским Центром в Нью-Йорке, возникает Европейский Центр рериховских обществ в Париже).

В попытках предотвратить грядущие политические катаклизмы, ещё с середины 1920-х годов, в качестве уже одного из самых заметных культурных деятелей современности, регулярно встречается с высшими государственными деятелями ведущих стран мира (США, СССР, Япония). Однако оказывается, что идеи переустройства мира на базе духовно-культурных ценностей в первой половине XX века ещё не могут быть серьёзно восприняты политиками могучих держав.

В 1931—33 годах в рамках работы Института «Урусвати» проводит ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латин¬ской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. Как человек, давно разделявший распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и в результате анализа реальных тенденций развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к собранным в Центральноазиатской экспециции пророчествам, приходит к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности должна ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по-возможности принять деятельное участие в этом процессе, организует через американский Сельскохозяйственный Департамент и проводит в 1935— 36 годах долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. Здесь, помимо научной экспедиционной работы, ведёт самую активную деятельность среди многочисленной дальневосточной русской эмиграции, и потому быстро становится весьма заметным культурным лидером. Это, с одной стороны, вызывает сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция, что в конечном итоге приводит к подозрению в антиамериканской деятельности и полному разрыву. С другой стороны, это привлекает пристальное внимание белогвардейской контрразведки, которая быстро устанавливает факт посещения художником столицы Советской России и его теософские увлечения, из чего раздувается самый громкий скандал в прессе.

К концу 1935 года, попав в опалу к американскому правительству, лишается поддержки министра Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша, что приводит к разрушению деятельности рериховских учреждений в США.

В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не происходит ожидавшихся событий, и постоянно живёт в Кулу, где занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ (разработка фундаментальной теории культуры, этики и эстетики). Продолжает начатую в 1934—35 годах фундаментальную эпопею очерков серии «Моя жизнь». Создаёт огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», которые, по сути, являются целой антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний человеческой души, которые буквально завораживают зрителя.

В годы Великой Отечественной Войны 1941—45 годов проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии и советского Красного Креста. Постоянно выступает в печати со статьями в поддержку СССР в его войне с гитлеровским фашизмом; выступает с инициативой создания и становится почётным президентом Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА) в Нью-Йорке. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.

13 декабря 1947 года скончался в своём имении в долине Кулу, где и был торжественно кремирован. Надпись на камне, установленном на месте кремации гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

*    *    *

В итоге творческой жизни Н.К.Рерих оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение. Сегодня рериховские общественные организации работают в России, во многих странах Европы, Азии, а также в Австралии. В России действуют десятки рериховских обществ.

Пакт Рериха лёг в основу ныне действующего международного законодательства по охране культурных ценностей.

В Нью-Йорке с 1949 года и по настоящее время работает основанный Е.И.Рерих и её соратницами К.Кэмпбелл-Стиббе и З.Г.Фосдик Музей Николая Рериха.

В Государственном Музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К.Кэмпбелл-Стиббе и С.Н.Рериха, созданы Мемориальный Кабинет Н.К.Рериха, постоянная экспозиция «Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов» и научный отдел «Наследие Рерихов».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий


 
 
Рейтинг@Mail.ru