Остров Буян
На острове Буяне
Существуют места, о которых мы много раз слышали, но никогда не видели по причине того, что никто не знает, существовали ли они вообще. Это различные земли, о которых упоминают легенды и сказки. Вот пример таинственного острова, который очень часто упоминается в сказках:
«На море на окияне, на острове на Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, под тем камнем сокрыта сила могучая, которой нет конца…»
Возможно, это и есть остров БуянОстров Буян является очень популярным объектом в сказочной географии, как и тридесятое царство. Таинственный остров встречается и в других фольклорных произведениях, а также в древних заговорах. Сказочный остров считался местом, где либо должны происходить заговариваемые события, либо живут мистические силы и герои, который призывает заговаривающий к себе в помощь. Какой же остров имеется в виду? Возможно, ответ кроется в местоположении Алатырь-камня.
Алатырь, согласно легендам средних веков, был наделен сакральными и целебными свойствами. Согласно древнеславянскому фольклору, уточка, пролетая над океаном, несла его в клюве. Вдруг он стал увеличиваться в размерах. Птица, не удержала его и уронила в воду. На месте падения этого удивительного камня тут же вырос остров Буян, на котором возвышалась гигантская Алатырь-гора. Из-под нее по всему миру текли целебные реки. На этой же горе Сварог дал славянам законы, которые по его воле выбил копытом на камне кентавр Китоврас.
Где находится остров Буян
Тем не менее, по заговорам и сказкам судить о расположении острова Буяна крайне сложно, так как имеющиеся там указания очень расплывчатые. Видимо в древности местоположение острова Буяна было известно, по крайней мере, посвященным, а потому специальных пояснений не требовалось. Однако с течением времени древние знания постепенно забывались, и где находится остров Буян, можно только догадываться. Потому-то народная молва и помещала таинственный остров в общеизвестных, но противоположных местах. Наука же полагала, что Буян — вымышленный остров. В последнее время ситуация стала меняться: историки и этнографы все больше склоняются к мнению, что речь идет о конкретном реально существовавшем острове.
Бел-горюч камень Алатырь
Изображение божества на острове БуянНазвание Балтийского моря раньше звучало как «Алатырское море». Вокруг него и начали селиться западнославянские племена. Интересно, что слово «алатырь» в переводе со скифо-сарматского языка буквально значает «бел-горюч». Возможно, осколками бел-горюч Алатырь-камня в древности славяне считали янтарь, добываемый на берегах Алатырского моря. Этот камень легко воспламеняется и издавна наделялся чудодейственными свойствами.
Южные воды Балтийского (Алатырского) моря омывают самый большой остров в пределах современной Германии. По данным археологи, этот остров, называемый Рюген, был заселен уже в глубокой древности. В древности его называли Руян, и по мнению специалистов, это название могло иметь и другое звучание — Буян. При более детальном исследовании выяснилось, что дело не только в сходстве имени с таинственным островом Буяном.
Берега Рюгена усеяны белыми скалами, наиболее известная из которых именуется «Королевский трон». Её высота составляет 118 м. Кроме того на острове Рюген располагался священный город Аркона, который для прибалтийских славян был чрезвычайно важен в религиозном отношении. На острове были возведены каменные храмы славянских богов и, в первую очередь, Арконы, в честь которого и был назван священный город..
Народы Северной Европы во времена средневековья знали об этом острове, а также населявшем его народе. Этот народ называли руянами, — Это было племя полабских славян. Согласно описанию северогерманского историка XI в. Адама Бременского, это был сильный, смелый, независимый и весьма воинственный народ, к мнению которого прислушивались фактически все европейские народы. Это не было случайностью, так как все были убеждены, что руяны общаются с богами. В этой связи вспоминаются города Богов, находящиеся в Южной Америке и в Тибете. Об Арконе писали практически все крупные средневековые авторы.
Даже столь небольшой обзор этой необычной земли позволяет предположить, что легендарный остров Буян мог находиться именно здесь, — в месте где люди общались с неведомыми богами…
Геннадий Климов
В Балтийском море есть остров – живое свидетельство величия славянской цивилизации. В седьмом веке до Рождества Христова наши предки ступили на эту землю, создав настоящий форпост культуры и религии.
На протяжении всей истории за этот священный остров шла непрерывная борьба. Только в 1168 году нашей эры датчанам удалось склонить отважных славян к подчинению. Затем островом овладела Германия, далее Швеция, Пруссия, Франция – снова Дания, Пруссия и, наконец, Германия… В конце Второй мировой войны остров был захвачен Советской армией, и наш гарнизон покинули эту землю только в 1992 году.
Во владении чужих стран остров не находится и девятисот лет, в то время как славянским он был почти два тысячелетия. Дух его не сломлен, и мифы хранят память об истинных хозяевах священной земли.
Это немецкий остров Рюген, или Буян.
Остров Рюген (Буян)
Руян и руяне
Много веков назад над белоснежными салами острова Рюген в Балтийском море возвышался славянский город Аркона. Сам остров тогда назывался Руян, и населяли его руяне (ране) – один из народов балтийских (северо-западных) славян.
Вот как описывали руян средневековые хронисты: «Ране, у других называемые руанами, – это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. <…> Пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли».
Аркона стала последним вольным славянским городом, чтящим древних богов. И оставалась таковой до своего уничтожения в 1168 году.
Историк XIX века Гильфердинг писал о северо-западных славянах следующее: «Как люди, натерпевшиеся на своем веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и балтийские славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен славянских, вагров, бодричей, лютичей…»
На острове Буян был построен храм четырехликому Световиду (лат. Zuantewith). Согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167 – 1168 гг.), это бог земли руянской – «светлейший в победах, самый убедительный в ответах» – среди множества славянских божеств считался главным.
Реконструкция идола Световида по описанию Саксона Грамматика
Современное представления идола Световида
Храм Световида в Арконе был центральным святилищем славянского Поморья, а руяны почитались прочими балтийскими славянами как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого не принималось ни одно важное решение.
Праздник в честь верховного божества Световида у средневековых славян отмечался выпечкой огромного общественного пирога. Саксон Грамматик (XII в.) подробно описывает, как у балтийских славян на острове Рюген в святилище Световида производился обряд. Первый день уходил на приведение в порядок деревянного храма. На другой день народ собирался перед входом в храм, жрец приносил в жертву рог с вином (предполагают, что, скорее всего, с медом) и просил умножения богатства и новых побед. Рог он вкладывал в правую руку идола Световида, «затем приносили в жертву округлый медовый пирог высотою почти в человеческий рост. Жрец ставил пирог между собой и народом и спрашивал руян, видно ли его за пирогом. Если отвечали, что он виден, то жрец высказывал пожелание, чтобы на будущий год эти же самые люди не смогли бы его видеть (за пирогом). Однако это не означало, что он хотел смерти себе или своим землякам, но являлось лишь пожеланием еще более обильного урожая на будущий год».
Пир на острове Буяне. Пудреница, 1989 г. Автор Екатерина Щаницына
Этот своеобразный магический обряд дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии: отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих семейных, видно ли его за пирогом. По размерам пирога гадают о будущем годе. В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского обряда; роль древнего жреца выполнял священник, становившийся за караваем и спрашивавший прихожан: «Видите ли ме, селяци?»
Место силы
Мифы об острове Буяне, созданные не бог весть когда, дошли до наших дней и сохранили свою чарующую силу. Столь же крепкой, неисчезающей была и славянская цивилизация, образованная здесь. Сила заложена в самом слове «Буян» – «буйный».
Остров Рюген находится на линии связующей «места силы» Европы и Азии. Места силы – особые точки на поверхности Земли. Считается, что в них способности человека увеличиваются в десятки раз, но при соблюдении ряда условий: пост, отшельничество, психологический тренинг и т.п. Еще хранители эзотерических знаний, друиды, утверждали, что места силы чудодейственно влияют на жизнь и здоровье. Потому не случайно на острове Рюгене в Германии в более поздние века искали и находили вдохновение немецкие поэты, философы и живописцы.
Под словом «свет» в имени бога Световида, возможно, подразумевается не только нечто противоположное тьме или злу, а мир в целом: Световид – «видящий свет». Прогуливаясь по острову в поисках артефактов, которые подтверждали бы летописные свидетельства о Световиде, мы нашли там останки храмового сооружения, а также дольмены.
Дольмены – это остатки древней системы коммуникации Вавилон, которая соединяла четыре сакральных центра древнейшей цивилизации, располагавшейся в Восточной Европе, где сегодня находятся Россия, Украина и Белоруссия. Первый центр (бога Ра) – это остров Рюген в Балтийском море, второй – Валдай, третий – Боспор (Азовской море), четвертый (богини Мары) – на Средней Волге и в Предуралье
Четыре главных центра индоевропейской цивилизации породили все народы современного мира. Вопрос только в том, когда и куда ушло то или иное племя. Остатки Вавилона мы находим повсеместно на севере России, на Украине, в Белоруссии, на Кавказе – и по всему свету.
Три пророка
Определенно, что-то должно было послужить импульсом к развитию столь «буйной» цивилизации. Разгадка в том религиозно-культурном брожении, которое «буянит» историю.
1000 – 800 лет до н.э. в степях Подонья и Поволжья случается глобальная трансформация сознания народов и их уклада жизни. Члены общин ариев больше не хотят подчиняться общинным правилам и соблюдать установки жрецов. В их среде появляются пророки, которые начинают призывать к гуманизму. Появляется множество лишних людей, людей «длинной воли», которые собираются в вольницы на реках, побережьях и островах морей.
Нам известны три величайших пророка того времени, которые призывали народ к единобожию и наполняли жизнь новым смыслом. Это Заратуштра, Авраам и Один. Все они вышли из Подонья. Остается загадкой, знали они друг друга или разминулись во времени и пространстве, но вероятнее всего, что Заратуштра ушел на юг-восток, Один – на северо-запад, Авраам – на юг в Палестину.
«Один, путешественник». Георг фон Розен, 1886 г.
Заратуштра был из племени киммерийцев, обитающих на левом берегу Дона, а Один – из скифского племени, базировавшегося в окрестностях современного Азова. Между красными скифами и синими киммерийцами в это время разразилась кровопролитная гражданская война. По сути, мировая война! Причиной, я думаю, были религиозные разногласия. Киммерийцы поклонялись луне, а скифы – солнцу.
Так единая Белая Русь разделилась на юге на Красную Русь и Синюю Русь. Недаром флаг у России бело-сине-красный. (А в шутку говоря, красно-белый Спартак и сине-белое Динамо до сих пор выясняют отношения. Вот как живучи наши архетипы!)
Именно в результате гражданской войны сын государственного деятеля Заратуштра оказался в Иране (из созданной им религии позднее возникли ислам и христианство), а воин и философ Один оказался на Валдае и основал новую религиозную секту, которая со временем стала доминировать на острове Буяне, северной военно-морской базе красно-белой Руси.
Буян – северная держава
Интересно, что «пиратская» республика на острове Буяне и «пиратская» республика на островах Азовского моря – Боспорское царство – возникли практически одновременно. Именно из Боспорского царства вышли эллины и расселились по побережью Черного и Средиземного морей, создав великую античную цивилизацию – Грецию и Рим. Буян и Боспор совершенно аналогичны друг другу. Такая симметричность истории вполне объяснима.
Дело в том, что северный (Балтийско-Валдайский) ареал расселения людей был тесно связан с южным (Черноморско-Донским) ареалом. Дорога пролегала по реке Дон, далее по рекам Ока, Верхняя Волга или Молога. Далее через волоки на Валдае: Западная Двина или Нева, которые впадали в Балтийское море.
Приход на север Одина имел огромное духовное значение. Пророк принес новое мировоззрение и новую религию. Это привело к росту пассионарной активности северных народов.
Морские походы приобретают небывалый размах. На своих судах славяне достигают берегов Гренландии и Северной Америки. В бухтах современной Норвегии создаются йорки, портовые города, по примеру свободных городов в Причерноморье и Средиземноморье.
На острове Буян, в отличие от легкомысленного юга, царили строгие правила, нордический характер потомков ариев сохранялся в первозданном виде. Они не пересекались с другими народами – здесь жили только роды норманнов. Лишь скифы из южных провинций приносили в эти края новую кровь и новую энергию.
Со временем античная цивилизация, рожденная южной военно-морской базой Руси Боспором, потеряла свою привлекательность. Северяне нашли замену идеологии семибожия, широко распространенного в скифских степях и античном мире. По существу, началась религиозная война Севера и Юга. Строгость нравов и образа жизни, верность первобытным традициям древних ариев, которые «реанимировал» философ Один, отстаивали северяне. Свободу нравов и поступков, религиозный либерализм защищали южане.
Я думаю, что причиной нового пассионарного подъема у северных народов была идеология. В более позднее время именно это обстоятельство было настоящей причиной похода готов в южные степи Руси. В IV веке северяне победили, и началось создание готского Крымско-днепровского королевства, предтечи Киевской Руси.
Знаменитая история с приглашением новгородцами Рюрика, якобы основателя династии русских царей, мне видится совсем в другом свете. На мой взгляд, Рюрик не был конкретным человеком. Это собирательный образ группы монахов, прибывших из военно-религиозной базы Руси с острова Буяна (Рюгена) в Балтийском море. Прибытие монахов Рюрика означало смену религии: вера в бога Одина сменилась на веру в бога Тора. Отсюда и названия таких городов, как Торжок, Торопец.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.