Главная » История Русского мира » Святым духом всяка душа живится…

 

Святым духом всяка душа живится…

 

«Святым духом всяка душа живится
и чистотою возвышается…»

123000047

В год тысячелетия кончины Св. Равноапостольного князя Владимира хочется вспомнить и о «первоизбранней от всего российскаго рода», о той которая его воспитала, о его бабушке, «женщине из рода не знатна .. от языка варяжска», – о Св. Равноапостольной княгине Ольге.
Много сохранилось о ней преданий, языческих и христианских, и каждое из них проникнуто своим пониманием. Кровная месть в те древние времена была не только добродетелью, но долгом язычника. Она его выполнила, но не из-за этого вошла в историю. Прославил княгиню подвиг духа. Душа ее столь усердно искала истину богопознания, что удостоилась одной из первых понять тщетность идолопоклонства. Как заря во тьме, светом своей веры воссияла она среди язычества и показала путь ко Христу. За это почитают ее потомки равной Святым апостолам.

Исторические источники не сохранили настоящего имени этой русской «золушки», из языческого Пскова в начале X века. Известно лишь, что княгиня киевлян носила титул «helgi», а император Византии Константин Багрянородный в своем сочинении «Церемонии» назвал ее «Элга – архонтисса Руси». Тогда, как и ныне, земли Поднепровья находились на оживленных торговых путях. Речной, — из «варяг в греки» с севера на юг – знают все. Но был не менее важный, сухопутный – из хазар на запад, — в Европу. В Х веке контроль над ними был не у киевлян, они были лишь данниками. Но обманутыми и используемыми русы быть не желали. Чтобы избавиться от гнета Хазарского каганата – международной олигархии того времени, Киевской Руси нужно было найти надежного союзника, надо было сделать выбор: между Западом и Византией.

Прагматики выбирают сильнейшего. Княгиня Ольга решила по-другому. На кого ориентироваться выбирала она долго (очень умная была женщина и очень умные у нее были советники). Ведь Запад был тогда на подъеме, и им управлял очень могущественный, молодой и амбициозный король Германии и будущий император (с 962 года) – Оттон Великий. Княгиня Ольга выбрала в 955 году Византию, – довольно слабую в то время. Во главе ее был император Константин Багрянородный, – прекрасный историк, кабинетный ученый и никакой администратор.
В Константинополе приняла княгиня христианство и была в крещении наречена Еленой – в память об обретшей святой Крест Распятия матери императора Константина царице Елене. Княгиня привезла в Киев святой Крест, вырезанный из Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Так началось ее апостольское служение. Впоследствии она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян. Установив над Киевской Русью сияющий крест Христовой веры, стала она новой Еленой. Крестившись в Византии, княгиня твердым отказом от руки императора Константина Багрянородного как бы заявила: не залитый кровью трон приемлет Русь из Византии, но православие. Проповедью Евангелия указала княгиня путь ко спасению и светом своей веры благовестила всей Земле Русской пришествие Христово в мир.

В то время оба центра силы исповедовали христианство, и до окончательного разделения церквей на католическую и православную было далеко (схизма произошла лишь в 1054 году). Поэтому формально было безразлично, откуда принять веру: княгиня могла ориентироваться на Запад с таким же успехом, как и на Византию. Но было между этими христианскими империями несколько принципиальных различий. Так, их различало отношение к Хазарии: Оттон был союзником хазар, а Византия – противником. Хазарским купцам на Западе оказывалась полная поддержка – они больше платили. И вот с такими европейцами – тогдашние киевляне (а они уже поняли, что к чему) отказались иметь любые контакты. Кроме того, у греков с 863 года расширялся конфликт с папским престолом, – в это время там управляла порнократия. Богатые и влиятельные, жаждущие власти женщины с репутацией блудниц сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они без проволочек свергали и убирали с дороги. Нужны ли были Руси такие учителя веры?

Через три года крещения была попытка перетянуть княгиню Ольгу в католичество (на сторону Германии), предпринятая епископом Адальбертом по заданию императора Оттона. Но через несколько месяцев епископ вынужден был бежать. Причём, часть свиты его была убита, а посольство ограблено было до нитки, и он еле-еле добрался до Германии. То есть первая попытка русского западничества окончилась в 961 году каким-то позором и, в общем, – конфузом. Не хотели киевляне принимать от Оттона Великого его исповедание (и соответственно, с ним культурные связи) по очень простой причине: он был покровителем хазарских купцов.
В Х веке смена религии означала заключение тесного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии, а значит и поворот во внешней политике, то есть в отношениях Руси с Хазарией. Правильность выбора стала очевидна не вскоре. Многие источники отмечают, что княгиня Ольга хранила свое крещение в глубокой тайне… до 955 года, после которого, по свидетельству Иакова Мниха, «она угождала Богу добрыми делами». В число последних, входила война с Хазарией. Но до этого княгиня Ольга держала себя осторожно. Именно мудрость выбора помогла ей защитить державу от нашествия. Судьбу же Хазарии через десять лет завершил ее сын Святослав .

Семена религии, взрастали в Киевском княжестве на Русской земле неодинаково, как и было сказано в притче о сеятеле (Ев. от Луки 8, 5-15). Около дороги их затоптали или расклевали птицы, на камне они засохли, в кустах их заглушили сорняки. Но некоторые принесли плод сторичный. Так и православие: оно распространялось исподволь и не было государственной религией. По-прежнему в Киев проникали миссионеры разных верований… Князь Владимир слушал их, ведь ошибка в выборе веры могла стоить престола и головы. Крестившись в 987 году, внук княгини князь Владимир, примирился со своими воинами-дружинниками, с их помощью спас от гибели императора Василия II, крестил киевлян в Днепре в 988 году и новгородцев в Волхове в 989 году.
В Киеве же святой Равноапостольный великий князь построил каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинную церковь), куда перенес нетленные мощи Святой Равноапостольной княгини Ольги. Обретая духовность и наполняясь Святым духом, языческая Русь стала столпом православия. И совершилось это благодаря неуклонному следованию за Святым Крестом, продолжению линии святой Ольги на союз с Византией.

Ольга Новикова.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий