Главная » Общество » Татьяна Воеводина. В стране вечных каникул

 

Татьяна Воеводина. В стране вечных каникул

 

ещё Лев Толстой заметил, что удлинение досуга приводит к увеличению времени, проводимого в кабаках

 

Мои читатели нет-нет да и пожурят меня за недооценку полезных инициатив КПРФ. Исправляюсь. Рада донести моим читателям: инициативу КПРФ одобряю и поддерживаю! Речь вот о чём.

Депутаты фракции КПРФ внесли в Государственную Думу законопроект, который предлагает отменить длинные новогодние выходные. Они предлагают сделать 31 декабря нерабочим праздничным днем и оставить россиянам выходной 1 января.

Правильная инициатива! После этих каникул, которые во многих случаях длятся от католического Рождества да нашего, а то, глядишь, и до «старого нового года», люди шалеют, выпадают из трудового контекста, и им трудно возвращаться к будничной работе. Закрываются целые организации, никого не докличешься уже со второй половины декабря.

О том, что качество и дисциплина труда, никогда не бывшие особенно высокими, за годы прогресса и прав человека, ещё сильно понизились – это признают все, как ни обидно это для нашего национального чувства. Когда говорят о новой индустриализации, о разных инновационных премудростях, всякий раз боязно становится: запорют трудящиеся с эдакими навыками всякую инновацию.

Однако сегодня во многих случаях работают не только плоховато, но ещё и мало. Просто по часам мало. Попробуйте найдите кого-нибудь в 9 утра на рабочем месте. Ну, обзвоните ради интереса конторы, положим, в полдесятого утра – много вы народа там застанете? В особо драконовских конторах – застанете секретаршу, но она скажет, что «менеджеры» придут попозже. В пятницу летом – с обеда пробки на выезде и города. Это что – всё пенсионеры и домохозяйки едут? И в понедельник многие остаются на даче. Выходных – неимоверное количество. Неделя в январе (хорошо, если всего неделя), неделя в мае – как отдай, это святое. Если праздник пал на выходной – его компенсируют следующим понедельником. А ведь при советской власти, кто помнит, этого не было: попал праздник на выходной – значит, так тому и быть, никакой компенсации.

В одном из местных отделений нашей компании руководительница повесила плакат: «Если не умеешь работать хорошо, работай много!»  Это — незатейливо выраженная правда. На всякий случай уточню: этот лозунг относится не к наёмным служащим, а к мелким индивидуальным предпринимателям, которые трудятся, что называется, на себя. И тем не менее… К сожалению, у нас принято работать не только плохо, но и мало. Вот здесь лежит настоящая проблема, а вовсе не в тех или иных законах, правилах, порядках, что принято пылко обсуждать, поскольку  об этом говорить проще и думать комфортнее.

Наверняка, кто-то уж изготовился с гневом возражать: что значит «мало»? Да люди с утра до вечера, свету божьего не видя, на трёх работах надрываются! Да, случаи, безусловно, бывают разные. Но человеческая память такова, что запоминается нечто экстраординарное, а потом это экстраординарное понемногу превращается в памяти в постоянное явление. Я постоянно приучаю моих продавщиц (работающих на себя, на свой карман!) вести деловой дневник, где фиксируется количество ежедневных предложений товара и количество проработанного времени. Начинают и – бросают. Слишком травматично узнать, сколько ты на самом деле работаешь.

Так было не всегда. В прошлых поколениях работали гораздо больше. В замечательной детской повести Елены Ильиной «Это моя школа», где действие происходит в начале 50-х годов походя упоминаются такие слабо представимые сегодня явления.

В класс приходит новая учительница, чтобы заменить их исконную учительницу, которая надолго заболела. Так вот эта новая учительница работает одновременно в двух школах – в первую и во вторую смену. То есть она даёт минимум по восемь уроков ежедневно, включая субботу. А вообразите, если это не один и тот же класс: значит, две подготовки к урокам. Не случайно она оставляет в классе подаренную ей ученицами на 8-е марта гортензию в горшке: ухаживать, говорит, некогда, дома почти не бываю. Можно себе представить!

Или вот папа героини Кати Снегирёвой, геолог. 1января он с обеда садится готовиться к важному докладу об экспедиции в Среднюю Азию: выступление назначено на 2 января. Время терять нельзя: отпраздновали — и за работу. И это самая нормальная норма, а как по-другому-то? Если бы этим людям рассказали, как их дети и внуки по десять дней гуляют на новый год, они бы подумали, что коммунизм уже построен, в каждом населённом пункте — город-сад, реки уже повёрнуты куда надо, повсюду пролегли скоростные трассы, рабочий день сократился до четырёх часов, а трудящиеся занимаются свободными искусствами в хрустальных дворцах культуры. Иначе наши деды не могли бы объяснить такое расточительство главного жизненного ресурса — времени. Время надо употреблять преимущественно на труд. Наивная вера в благотворность досуга – не оправдалась. Впрочем, ещё Лев Толстой заметил, что удлинение досуга приводит к увеличению времени, проводимого в кабаках.

Время сейчас очень похоже на предвоенное. Многодневная веселуха в такое время – вещь неуместная и даже антиэстетичная. Правильно говорит КПРФ.

 

Источник: газета «Завтра»

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий