Главная » Идеология » Василевская Е.А., Мехнецова К.А., Теплова И.Б. Музыкальный фольклор в образовательном пространстве

 

Василевская Е.А., Мехнецова К.А., Теплова И.Б. Музыкальный фольклор в образовательном пространстве

 

фольклор в школефольклор в школе2

В Санкт-Петербурге с 28 сентября по 1 октября 2009 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Народная традиционная культура в системе современного образования», посвящённая 20-летию открытия Музыкально-этнографического отделения (Отделения этномузыкологии) в Санкт-Петербургской консерватории и светлой памяти его основателя, профессора Анатолия Михайловича Мехнецова.

В приветственном слове по случаю открытия конференции проректор консерватории по научной работе, профессор З. М. Гусейнова обозначила успехи, достигнутые Кафедрой этномузыкологии: «Прошедшие годы, – отметила она, – показали жизнеспособность избранного пути; это блестяще подтвердили многочисленные ученики, работающие в России, опубликованные научные и методические работы, концертные выступления фольклорного ансамбля».

Первый день конференции был посвящён рассмотрению вопросов образовательных программ высшей школы – «Этномузыкология в высшем учебном заведении» – и открывался докладом заведующей Кафедрой этномузыкологии Петербургской консерватории Г. В. Лобковой. Важнейшим достижением коллектива кафедры и лично А. М. Мехнецова стали разработка государственного стандарта и утверждение самостоятельной специальности «этномузыкология», что ознаменовало начало нового этапа в подготовке специалистов, востребованность которых растёт с каждым днём. Свои программы как в области данной специальности, так и в сфере традиционных курсов «народного творчества» представили ведущие преподаватели консерваторий России – Н. Н. Гилярова (Москва), Е. А. Валевская, И. Б. Теплова (Санкт-Петербург), А. С. Ярешко (Саратов), Т. И. Калужникова с содокладчиками (Екатеринбург), Т. С. Рудиченко, Т. А. Карташова (Ростов), Е. М. Смирнова (Казань), Т. В. Краснопольская (Петрозаводск). Проблемами в области подготовки кадров в педагогических вузах поделились Г. П. Парадовская (Вологда), С. Ю. Юкаева (Пермь), А. Б. Афанасьева (Санкт-Петербург). Необходимо отметить глубину и разнообразие, творческую оригинальность предложенных вниманию участников конференции программ, широчайший документальный материал, полученный во время полевых исследований, в том числе осуществляемых с участием студентов во время прохождения ими экспедиционной практики.

Большой интерес вызвала презентация недавно вышедших в свет публикаций: учебных пособий, образовательных программ, научных трудов в области этномузыкологии. Т. Г. Иванова, профессор Кафедры этномузыкологии Петербургской консерватории, представила свой капитальный труд «История русской фольклористики ХХ века (1900 – первая половина 1941 г.)». Сборник учебно-методических материалов и нормативных документов по специальности «Этномузыкология», подготовленный коллективом Кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории под руководством А. М. Мехнецова, включает практически все примерные программы подготовки специалистов по данному профилю. Актуален труд А. Б. Афанасьевой, касающийся теории и истории этнокультурного образования в России. В Вологде, где активно действует региональная программа сохранения традиций национальной культуры, большое внимание уделяется детскому воспитанию на основе фольклора – этим вопросам была посвящена презентация сборника по результатам инновационной деятельности детской музыкальной школы № 4 г. Вологды (О. А. Федотовская).

Второй день работы конференции собрал педагогов, заинтересованных в  обсуждении актуальных проблем современного образования в области освоения фольклорного наследия. Ключевой темой заседания, в котором приняли участие преподаватели музыкальных школ и творческих студий, музыкальных колледжей (училищ), музыкально-педагогических училищ, педагогических университетов, университетов культуры и искусств, стала тема «Музыкальный фольклор в образовательном пространстве». Обобщение практического опыта работы, сформировавшегося на различных ступенях образовательной системы (начальной, средней специальной и высшей) свидетельствует о реальности и значимости в современных условиях процесса непрерывного образования, связанного с изучением основ народной музыкальной культуры. Вопросы этнокультурного образования оказались актуальными практически для всех участников утреннего и вечернего заседаний.

Способы освоения различных форм фольклора детьми младшего и школьного возраста раскрывались многими участниками конференции. Обобщением исторического опыта, сформировавшего педагогические традиции обращения к фольклору в школьном образовании, поделился В. И. Адищев (Пермь).  Продуктивный опыт интегрированного включения фольклора в программу начальной школы нашёл отражение в учебном комплексе «Родное слово», подготовленном и представленном К. Е. Кореповой (Нижний Новгород). О сущности проблемы этнокультурного образования учащихся образовательных учреждений  докладывала Л. П. Карпушина (Саранск).

Вопросы приобщения к культурному наследию неразделимы с поисками  психологических, социально-возрастных оснований педагогического процесса. Именно этой животрепещущей теме был посвящён доклад И. Н. Вишняковой (Челябинск).   С. В. Балуевская, преподаватель фольклорно-этнографического отделения детской музыкальной школы № 4 г. Вологды, охарактеризовала формы научно-исследовательской работы, включённой в учебную программу отделения. Убедительным выглядело  представление результатов и перспектив развития этнокультурного направления на основе деятельности  системы учреждений дополнительного образования детей и юношества в Псковской области, которые прозвучали  в совместном докладе Е. С. Редьковой (Санкт-Петербург) и А. А. Андреевой (Псков). Приобщение детей и юношества к фольклору, освоение форм повседневной и праздничной жизни, характерных для традиционной культуры, легли в основу методики работы педагогов Фольклорно-этнографической студии «Вечора» ГОУ КЦХТУ «Росток»  (Пермь), которую представила С. Ю. Юкаева. Некоторые итоги и перспективы развития детского фольклорного движения в России были обозначены в докладе Г. Я. Сысоевой (Воронеж), которая выделила основные направления и перспективы работы детских фольклорных ансамблей.

Важнейшей проблемой современного этапа образования, обсуждаемой на конференции, явилась проблема подготовки педагогических кадров, работающих в системе  дошкольных учреждений, а также в начальной школе. Обобщение позитивного опыта, сформировавшегося на базе педагогических курсов Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, представила Н. В. Ерёмина.

На заседании обсуждались также научно-методические принципы освоения фольклорного материала – с докладом выступили Л. К. Королёва (Тверь) и И. С. Попова (Санкт-Петербург). Важной роли средств массовой информации в процессе этнокультурного воспитания молодёжи посвятила своё выступление Е. А. Валевская.

В процессе работы конференции выделился самостоятельный блок докладов, подготовленных преподавателями музыкальных колледжей. Авторы докладов представили основные проблемы освоения фольклорных материалов в системе среднего специального учебного заведения. Ж. Г. Никулина, преподаватель Пермского музыкального колледжа, поделилась опытом работы на отделении теории музыки. Разработка и внедрение учебных программ по фольклору позволила студентам успешно специализироваться в интересующей их области. Успешное продолжение образования выпускников Пермского училища (колледжа) на музыкально-этнографическом отделении Санкт-Петербургской консерватории свидетельствует о серьёзной подготовке, которую получают пермские студенты. Интересный опыт разработки интегрированной программы по народному музыкальному творчеству, подготовленной С. В. Пьянковой, осуществляется в стенах Смоленского музыкального колледжа. С. В. Пьянкова предлагает  курс, посвящённый изучению произведений русских классиков с позиций претворения в них фольклорных жанров. Аналогичное направление практикуется и в вузовских курсах, разработанных Т. В. Краснопольской (Петрозаводск). В программе специализированного курса, разработанного в Кировском колледже искусств М. А. Валовой, большое место уделяется освоению форм вятского фольклора, с которым студенты имеют возможность знакомиться в ходе фольклорных экспедиций.

В ходе третьего дня работы конференции состоялось заседание, посвящённое специальной теме: «Изучение и освоение традиций народной инструментальной музыки в образовательных учреждениях». Рассмотрению процессов становления этноинструментоведения как научной отрасли и учебной дисциплины в Беларуси посвятила свой доклад И. Д. Назина. А. А. Михайлова (Саратов) представила авторскую программу «Народные инструменты фольклорной традиции», разработанную для специальности «Руководитель народного хора». М. С. Брагина рассказала об опыте работы по освоению народных инструментальных традиций студентами Вологодского педагогического университета в рамках образовательной программы «Этномузыкология». Вопросы включения гуслей различных конструкций в современное образовательное пространство, проблемы реконструкции и изготовления этого уникального инструмента по традиционным образцам рассматривал А. Н. Теплов (Санкт-Петербург). Е. М. Бессонова (Воронеж) сообщила об опыте освоения традиций игры на рояльной гармонике в современных условиях.

Третий день работы конференции завершился вечером памяти А. М. Мехнецова. Тёплые слова воспоминаний произнесли его соратники, ученики, друзья. В память о А. М. Мехнецове звучали народные песни в исполнении фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории составов разных лет, а также молодёжных ансамблей Российского фольклорного союза, который много лет возглавлял Анатолий Михайлович.

В работе четвёртого дня конференции обсуждалась тема «Практическое освоение народных песенных традиций: история, методы, результаты». Заседание конференции было посвящено представлению учебных программ по различным дисциплинам, а также обмену опытом практического освоения народных песенных и инструментальных традиций. И. В. Мациевский (Санкт-Петербург) озвучил основные положения программы по изучению инструментальной музыки, разработанной для этномузыковедов и композиторов. Г. В. Тавлай (Санкт-Петербург) представила тематику учебной программы «Сравнительное музыковедение». И. А. Савельева (Москва) рассказала о своей работе по программе «Основы русской традиционной культуры», которая была реализована на базе детской школы искусств им. М. А. Балакирева. К. А. Мехнецова подготовила сообщение о работе фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории, показав видеофрагменты экзаменационных работ выпускников и очертив их основную тематику.

Множество вопросов вызвала актуальная проблема освоения разноэтнического материала в фольклорном ансамбле. С. Ю. Николаева (Петрозаводск) и Л. Н. Шамова (Санкт-Петербург) рассказали о своём опыте работы в студенческом фольклорном ансамбле с песенным материалом различных народов: вепсов, удмуртов, мордвы и других. Об особенностях изучения адыгского традиционного сольно-бурдонного пения сообщила А. Н. Соколова (Майкоп).

Состоялся мастер-класс с участием фольклорных ансамблей Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Майкопа. Руководители ансамблей затронули основные проблемы, возникающие в процессе освоения народных традиций, продемонстрировали моменты повседневной работы коллектива с фонограммой, обращая внимание на характер звукоизвлечения, тембровые и динамические особенности.

В рамках конференции 29 сентября и 1 октября в Российской национальной библиотеке прошли концерты фольклорных коллективов высших учебных заведений России,основой деятельности которых многие годы является работа, направленная на глубокое постижение народной традиционной культуры – воссоздание достоверного звучания народных песен и наигрышей, воспроизведение элементов традиционной обрядовой жизни, форм народной хореографии.

Музыкальный фольклор северо-запада России был представлен в выступлениях ансамблей Санкт-Петербургской консерватории и Вологодского педагогического университета. Многоголосные образцы песенных традиций центральных областей России прозвучали в исполнении фольклорного ансамбля Московской консерватории. Песни, пляски и наигрыши юга России стали основой программ фольклорных ансамблей Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Саратовской консерватории, Воронежской академии искусств. Значительная часть концертной программы была посвящена фольклору различных народов России. В исполнении ансамблей Казанской консерватории и Санкт-Петербургского музыкального колледжа прозвучали песни народов Поволжья – татар, мордвы, чувашей. Адыгские народные песни и наигрыши исполнили участники ансамбля Адыгейского университета. Звучание башкирских народных наигрышей на курае и кубызе (варгане), а также традиционное горловое пение продемонстрировал студент Уфимской академии искусств Марсель Абзанов.

Ярким завершением творческой работы конференции стало представление фольклорно-этнографического спектакля «Дело было в Оськине», подготовленного участниками фольклорного ансамбля Воронежской государственной академии искусств под руководством Галины Яковлевны Сысоевой.

На заключительном заседании конференции были подведены итоги работы и принята Резолюция:

1. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа. Освоение наследия народной традиционной культуры, важнейшую часть которой составляет музыкальный фольклор, служит основой творческого развития личности, укрепления естественных связей между поколениями, консолидации общества.

2. Ведущими элементами концепции культурного преобразования должны стать:

  • поддержка естественных форм воссоздания традиций народной культуры на основе развития общественно-значимых функций фольклора;
  • обеспечение права свободного доступа каждого к культурному наследию народа;
  • основополагающая роль системы воспитания и образования в предоставлении личности реальных возможностей осуществления права на свободный выбор направления развития творческих способностей.

3. Реализация этой программы предполагает последовательную работу в следующих важнейших направлениях:

  • Интенсивное, многомерное экспедиционное обследование местных фольклорных традиций с применением совершенных технических средств и научных методов.
  • Реконструкция и разработка имеющихся уникальных коллекций фольклорных записей. Создание фольклорно-этнографических фондов (региональный, областной, районный; местные фонды в крупных центрах культуры). Организация свободного доступа к фондам.
  • Широкое издание фольклорно-этнографических материалов по многоцелевой программе (научные, учебно-методические, популярные публикации, репертуарные сборники, видеофильмы, мультимедийные проекты и др.).
  • Создание специальных, постоянно действующих музыкально-этнографических программ в средствах массовой информации (в перспективе – организация специальных радио и телеканалов).
  • Введение в художественно-воспитательную практику дошкольных учреждений,  общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования материалов по народной традиционной культуре на основе специально разработанных программ учебной и внеклассной работы.
  • Введение специальных учебных программ по фольклористике и этномузыкологии в гуманитарных вузах и средних учебных заведениях.
  • Подготовка специалистов – этномузыкологов, руководителей фольклорных ансамблей, преподавателей фольклора – в высших и средних учебных заведениях. Введение специальной программы переподготовки кадров в системе факультетов повышения квалификации.
  • Укомплектование в ближайшей перспективе областных и районных органов культуры, отделов средств массовой информации специалистами, имеющими необходимую профессиональную подготовку в области этномузыкологии. Организация государственных профессиональных научно-творческих фольклорно-этнографических коллективов, региональных и местных центров народной традиционной культуры.

4. В силу особой природы, своеобразия содержания, языка и законов исторической жизни явлений фольклора подготовка специалистов высшей квалификации в области этномузыкологии и музыкальной фольклористики требует самостоятельной программы обучения, охватывающей широкий круг научных дисциплин, специальных аспектов и методов. К примеру, основные положения и принципы построения комплексной программы подготовки этномузыкологов изложены в издании: Этномузыкология. Специальность 070112 (054000): Примерные программы дисциплин. Государственный образовательный стандарт. Примерный учебный план. Требования к материально-техническому обеспечению  / Науч. ред. А. М. Мехнецов; Отв. ред. И. С. Попова; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – СПб., Шатон, 2005.

Авторы:

— Валевская Екатерина Александровна – главный хранитель фондов Фольклорно-этнографического центра, старший преподаватель Кафедры этномузыкологии;

— Мехнецова Ксения Анатольевна – научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра,  преподаватель Кафедры этномузыкологии;

— Теплова Ирина Борисовна – доцент Кафедры этномузыкологии, ведущий научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра, кандидат искусствоведения.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий